Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль предметов гуманитарного цикла в формировании читательской компетенции обучающихся 5-11 классов

Роль предметов гуманитарного цикла в формировании читательской компетенции обучающихся 5-11 классов

В условиях современного быстро изменяющегося мира школа должна вооружить своего ученика способами овладения знаниями на протяжении всей его жизни (в том числе вне школы). Эти способы овладения знаниями – общеучебные умения и навыки. При этом навыки должны развиваться и усложняться, без этого процесса невозможно говорить о создании условий для формирования познавательных интересов. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать «не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах». В современных условиях воспитание ученика-читателя является социальной необходимостью. В этой связи особую роль в формировании читательской компетентности играют предметы гуманитарного цикла: русский язык и литерату ра.

Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях. Читательская компетентность неразрывно связана с понятием «квалифицированный читатель». «Квалифицированный читатель», по определению новых Федеральных стандартов, – читатель, который не только хорошо владеет русским языком, то есть языковой компетенцией, не только имеет навык литературоведческого анализа текста, но и обладает способностью к рефлексии над языковым материалом и литературным фактам.

В целях воспитания «квалифицированного читателя» на уроках литературы при работе с текстом создаю такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои заговорили, а декорации ожили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка.

1. В педагогической практике использую элементы технологии продуктивного чтения, в частности, работу с текстом до чтения – антиципацию – предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Привлекаю к осмыслению названия произведения ещё до знакомства с самим текстом, обращаю внимание детей на обложку книги (если она интересна для предвосхищения знакомства с произведением). Учу проводить параллели в литературе, улавливать сквозные темы в прозе и поэзии и торжествую, когда это им удаётся.

2. Предлагаю учащимся такие формы работы, как «Суд над литературным героем». Так, например, итоговым уроком при изучении «Дубровского» Пушкина является именно суд над «разбойником» Владимиром Дубровским. Форма ролевой игры, где есть и адвокат, и свидетели, и прокурор, и судья даёт учащимся возможность глубже проникнуть в проблематику текста, перечитать его заново, следя уже не только за сменой событий.

3. Часто при анализе прочитанного «сталкиваю» произведения, созданные в разные эпохи. Так, например, в 10 классе после прочтения «Преступления и наказания» Достоевского предлагаю учащимся познакомиться с повестью Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к двум текстам, сопоставление схожих мотивов способствует развитию мыслительных процессов, аналитических способностей.

4. Приветствую театрализацию как ещё один способ прочтения текста. И считаю эту форму работы одной из серьёзнейших. Прежде чем исполнить ту или иную роль на школьном фестивале «Театральная весна» учащийся должен не просто перечитать произведение, выучить слова своего персонажа, но попытаться понять назначение своего героя, проникнуть в авторский замысел. А понимание и интерпретация темы и идеи произведения – главное, на мой взгляд, чему должен научиться учащийся на уроках литературы. И освоив этот инструмент, ученик не будет испытывать трудностей при работе с текстом любого стиля и содержания.

Так постепенно – в учебной деятельности и во внеклассной работе – у воспитанников развивается интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. Целенаправленная, и систематическая работа развивает учащихся нравственно и эмоционально, обогащает их субъектный опыт, формирует положительный интерес к чтению и создаёт необходимые умения для дальнейшего изучения литературы.

На уроках русского языка текст является отправной точкой при работе над любым разделом науки о языке. Именно постигая структуру текста, осваивая азы его построения, учащиеся овладевают универсальными учебными действиями и в то же время, применяя УУД, учащиеся учатся грамотной работе с текстом, совершенствуют свою читательскую компетентность.

Особое внимание уделяю работе по развитию связной письменной речи, а именно – работе над сочинением, моделированием собственного текста. Это даёт положительный результат в речевом развитии детей: значительно увеличился их словарный запас, развивается образная сторона речи, возрастает её связность, повышается уровень овладения грамматическим строем языка. Наблюдается динамика умственного развития. Так, в 5 классе на уроке развития речи по теме «Стили речи» предлагаю учащимся, опираясь на признаки того или иного стиля речи, смоделировать свой текст (заметку в газету – в публицистическом стиле, придумать толкование таким словам, как «калуша», «бутявка» (герои сказок Л. Петрушевской) – в научном, приказ об организации домашних работ в выходные – в официально-деловом стиле и т. д. ).

На занятиях стараюсь по минимуму использовать «рафинированные» задания (стандартные упражнения учебника, где всё слишком очевидно). Так, например, при изучении в 8 классе темы «Односоставные предложения» использую уникальные и по содержанию, и по стилистике, и по синтаксису «Затеси» Виктора Астафьева. В отдельный разговор о прочитанном всегда выливается беседа о содержании «Затесей». И если дети вслед за автором начинают задумываться, значит уже идёт формирование читательской компетентности, значит, текст действительно прочитан.

Активно как текст для анализа использую материалы периодической печати. У тех же восьмиклассников одно из домашних заданий по теме «Согласованные и несогласованные определения» – поиск примеров таких определений в районной газете «Маяк Приуралья». Материал благодатнейший! Такой подход даёт позволяет привлечь внимание учащихся и к темам, поднятым в русской литературе, и к проблемам, освещаемым в периодике. Ведь в том числе и от нас, взрослых, зависит, что и как будет читать молодое поколение в будущем.

«В России уменьшается доля «читающего населения», – такое мнение высказал президент Российского книжного союза, Сергей Степашин. По исследованиям работников библиотек, 90% людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для учебы или работы. Такое прагматическое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и без эмоций. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала серьёзную реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года. На мой взгляд, особая роль в изменении сложившейся ситуации всегда отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Кудинова А. И. Формирование читательской компетентности учащихся как основы полноценного нравственно-эстетического и творческого развития личности на основе использования инновационных технологий, http://gymnazium8. ru/tag/статьи%20учителей/, 2011 год