Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников В развивающемся обществе нужны не только знания, но и умения добывать их и самостоятельно эти знания применять в жизни. Новыми федеральными образовательными стандартами поставлена задача сформировать компетенции младшего школьника. Проектный метод обучения получил широкое применение в образовании. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Проектная деятельность даёт возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Метод проектов активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через разработку проблемы. Принципы организации проектной деятельности: проект должен быть посильным для выполнения; созданы необходимые условия для успешного выполнения проектов. Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения: определять цель, планировать, контролировать свои действия, проводить наблюдения. Дети с удовольствием участвуют в проектной деятельности, потому что это возможность делать что-то интересное самостоятельно, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания. Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. В проектной деятельности отличается и характер взаимодействия ученика – учителя в сравнении с традиционным обучением. Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся нужно: провести подготовительную работу: ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками; учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; должна быть заинтересованность детей в работе над проектом – мотивация; продуманно отнестись к выбору темы, вопроса (учесть значимость проблемы); предусмотреть возможность применения учебных предметов для реализации проекта.

Важное в проектной деятельности и то, что те учебные действия и навыки, которые приобретают ученики в результате проектирования, начинают применять в жизни. Джон Дьюи, американский философ и педагог ещё в своё время говорил, что школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служил метод проектов, разработанный учеником Д. Дьюи, американским педагогом В. Килпатриком. Он характеризовал проектное занятие как планомерную деятельность «от всего сердца», которая протекает в социальном окружении. С начальных классов педагоги учат детей планировать свою деятельность, работать в парах, группах, нести ответственность за свои поступки.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей. С постановки целей начинается работа над

проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. В проектной деятельности выделяются следующие этапы: мотивационный, планирующий, информационный, оценочный

Работая много лет над повышением качества знаний учащихся, развитием творческих способностей очень много внимания при работе методом проектов уделяю мотивации.

На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками, необходимо заинтересовать ребят проектом. Учитель продумывает, учитывая желания, кто из учеников чем будет заниматься. Учитель не просто даёт задания, а подводит ребят к поставленной цели, помогает выбрать нужную информацию. Кроме того, очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Учащиеся, индивидуально, в паре, или небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две и более. Проект может быть разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

Метод проектов позволяет активно привлекать родителей к учебной деятельности детей. Это не простое выполнение за них какой-то поставленной задачи, а совместный поиск решения. Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым помочь своему ребёнку, если он обратится за помощью.

Родители могут проявлять заинтересованность , помочь советом, информацией. принимать активное участие на каждом этапе проектной деятельности.

Основываясь на опыте можно сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности. Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Задачи проектного метода: развитие познавательных способностей. Одной из задач проектного метода заключается в стимулировании интереса школьника к учебной деятельности. Имея определённые знания по теме, ученики через проектную работу показывают их практическое применение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определённого времени. Для внеурочной деятельности тема проектов может быть предложена самими учащимися, которые ориентируются на свои интересы. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, расширяют кругозор, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; у детей формируется ответственность за свою деятельность, развивается логическое мышление.

Учащиеся получают индивидуальное задание – подобрать и принести материал по выбранной теме (название нашего края, города, и т. д. ) продумать оформление своего будущего сообщения, затем обмениваются найденной информацией. Далее каждый ученик занимается оформлением своего сообщения. После выполнения работы ученики разбиваются на группы. Каждая группа будет выполнять определенную работу по оформлению проекта. Учитель учитывает желания детей и их возможности,

контролирует деятельность каждой группы, направляет работу в нужное русло, помогает решать спорные вопросы.

Отчет каждой группы о проделанной работе, представление и обсуждение всем классом, презентация проектов среди учащихся. Каждая группа представляет свой проект. Это может быть рассказ, стихотворение, песня, инсценирование, другие формы. После презентации проектов каждого группы, подводится итог. Основываясь на опыте можно сказать, что такая работа развивает познавательные способности детей, умение самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Проектный метод направлен на развитие творческого мышления, умения работать с информацией, владеть культурой коммуникации. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать новое, что узнают ребята, с знакомым и понятным из реальной жизни.

Младший школьный возраст диктует определённые правила организации проектной деятельности таких учащихся, но всё– таки начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Получив тему персонального проекта и работая над ней, у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него; учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от начала до итоговой рефлексии. Очень интересная работа над индивидуальными проектами по теме: «История моего имени». Ребята с огромным желанием искали материал, нужную информацию из разных источников, спорили друг с другом по поводу разной информации об одном и том же имени, доказывали свою правоту. Далее проявили творчество при оформлении проекта, использовав фотографии, рисунки, записанные интервью. При представлении своего проекта очень эмоционально, с гордостью рассказывали об истории происхождения своего имени.

Таким образом, при использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств: доброжелательное, отношение к людям, уважение, внимательность. Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Нужно готовить наших детей к жизни так , чтобы все знания, которые мы даём, пригодились нашим ученикам .

Использованная литература:

1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М. , 1996г.

2. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9

3. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. – №2.

4. Матяш Н. В. , Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М. : Вентана-Граф, 2004.

5. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9.

6. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М. , 1998г.

7. Журнал « Начальная школа». 2003. № 12.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалифицированных пед. кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Кухаркина, М. В. Моисеева – М. ,2000г.