Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Исследовательские методы преподавания истории

Исследовательские методы преподавания истории Мы живём в условиях изменения образовательной парадигмы. Она ещё не до конца сформирована, но основной вектор её построения уже определился. Традиционная ЗУНовская система образования уходит в прошлое. Человек в современном мире ощущает информационную перегрузку. Ежегодно увеличивается объём того, что должен изучить школьник. Но эти знания устаревают раньше, чем ученик успевает овладеть ими. Тем более устаревают знания, которые не имеют прямого применения на практике, в деятельности человека. Знания бесспорно нужны, это фундамент личности, но ученики должны научиться самостоятельно искать информацию из самых различных источников, группировать знания из разных школьных предметов, применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Поэтому нельзя сводить процесс обучения школьников к овладению ими наборов фактов, теорий. Инновационный подход к обучению требует развивать способность учащихся к различным формам мышления, к творчеству. Ученик должен стать деятельным субъектом образовательного процесса, а не просто потребителем готовых знаний.

Итак, современная педагогика на первое место ставит не знания, а умения учащихся. В ФК ГОС по истории мы видим целый ряд важнейших умений и навыков, которыми должен овладеть ученик за годы учёбы в школе. Среди этих умений можно выделить три ключевых: исследовательские навыки, коммуникативные умения и способность сопоставлять различные события прошлого и современности.

Ключевой навык современного ученика – навык самостоятельного поиска информации. На его развитие направлено привлечение учеников к исследовательской работе. Этот вопрос представляется актуальным и в свете темы нашего семинара «Инновации в системе непрерывного образования». Не секрет, что имеет место значительная оторванность школьного образования от того, что понадобится студенту для дальнейшего обучения и получения профессии. В шутке о том, что студент должен забыть всё, чему его учили в школе, а молодой специалист должен забыть всё, чему его учили в ВУЗе, есть значительная доля правды. Но если школа даст будущему студенту навык самообразования, навык поиска, исследования, анализа информации, если школа научит творчески подходить к решению проблем, грамотно оформлять полученный результат, то такие навыки не станут ненужным балластом, но активно будут применяться молодым человеком в дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности. Все перечисленные навыки могут успешно развиваться в ходе ученического исследования. Что же оно из себя представляет?

Основная особенность ученического исследования – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

Работа над ученическим исследованием может приводить к качественным изменениям в структуре деятельности личности в целом – то есть к эффекту развития.

üФормируется аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

• развивается целеустремленность и системность в деятельности;

• осуществляется содействие в профессиональной ориентации школьников;

üученик начи­нает осознавать, что исследовательские способности и актив­ность – важное и ценное качество личности, из­меняется мотивационная сфера;

üпроявляется способность учащихся ставить и решать качественно новые исследовательские задачи в различных, всё более сложных сферах.

Исследовательская деятельность для учащегося – это возможность проявить себя и свои силы, показать другим достигнутый результат.

Но нельзя ожидать от учеников самостоятельного овладения навыками учебного исследования. Это работа учителя и место этой работе на уроке. Прежде чем приступить к ученическому исследованию ребёнок должен овладеть целой системой приёмов и навыков. Здесь мы сталкиваемся с рядом проблем:

1. В требованиях к уровню подготовки по истории мы видим набор умений и навыков, которыми должны овладеть дети 9-х и 11-х классов к концу обучения. Ряд умений и навыков от выпускников требуют и задания В и С в Едином Государственном Экзамене. Но УМК по истории, программы, на которые мы опираемся, разрабатывая своё тематическое планирование, составлены таким образом, что учитывают лишь знаниевую составляющую курса истории. Поэтому, учитель вынужден определять сам, как, в какой последовательности вводить необходимые умения и навыки.

2. Вторая проблема связана с катастрофической нехваткой времени. Введение любого учебного навыка на уроке требует дополнительного времени. Но количество фактического материала, который требуют изучить программы по истории, постоянно растёт, при том, что часы на историю в Базисном плане сокращаются.

Для решения первой проблемы я использую новый вид тематического планирования, в котором поэтапно с 5 по 9 класс вводятся различные умения. Причём, отработке нового навыка отводится не один урок, а целый тематический блок.

Чтобы решить проблему нехватки времени можно использовать видовое разнообразие уроков. Лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия на уроках истории не должны быть редким явлением. Видовое разнообразие уроков способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Урок-практикум. Практические занятия могут быть нескольких видов.

1) Практикум по освоению учениками новых приёмов и навыков, которые они будут использовать в дальнейшей работе. Без этих навыков невозможна самостоятельная познавательная деятельность, о важности которой идёт сегодня речь. Как составить план, кластер, конспект, как работать с источником, как пользоваться энциклопедическим словарём и ресурсами Интернета – это и многое другое должен узнать ученик на уроках практикумах. Овладение навыком проводим с опорой на алгоритм действий. Сборники таких памяток-алгоритмов имеются в кабинете истории для всех учеников. Но решать эти практические вопросы на уроке мы можем только за счёт сокращения времени на изучение фактического материала.

2) Практикум по решению познавательных задач может быть расположен в конце изучения темы. Это может быть игра, задания которой должны заставить школьника задуматься, применить фантазию, смекалку, освоенные в данном разделе новые умения и навыки. Так в 6 классе тематический раздел «Расцвет средневековья» я связываю с освоением навыка описания деятельности исторической личности. В конце этого раздела проводился урок-игра «Детективное агентство». Ученики в роли детективов ищут человека, имя которого им не известно, (графа Роланда), по описанию внешности, по его деятельности, по социальному положению. Чтобы угадать его имя, они решают кроссворды, работают с источниками. После окончания поисков этой исторической личности «детективные агентства» составляли свои описания найденного человека. В ходе такого практикума осуществляется повторение фактического материала раздела, кроме того, ученики показывают степень освоения ими навыка описания исторической личности.

Лабораторная работа. Это форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по нестандартным источникам информации. На лабораторной работе по истории не должно быть учебника. Учитель также должен выступить не в привычной роли информатора, а в качестве консультанта работы учеников. Для проведения такого урока учитель находит нестандартные источники, в которых ученики будут искать ответы. Подобрав источники, учитель продумывает разноуровневые задания к ним. Такое занятие отличает высокая степень самостоятельности учащихся, которые ищут ответы на поставленные учителем вопросы, сами добывают информацию из предложенных нестандартных источников, без опоры на готовые ответы из учебника. Обязательна фиксация найденных учениками ответов и выводов.

В своей практике использую такие виды уроков для тем, которые посвящены вопросам экономического развития. Эти скучные, неэмоциональные для детей параграфы учебника заменяю активной аналитической работой с различными видами источников. Привлекаю статистические таблицы и диаграммы, которые при умелом прочтении красноречиво говорят об экономике изучаемого периода. Использую воспоминания современников, отрывки из художественных произведений изучаемой эпохи, репродукции картин. Но ученики должны уже уметь пользоваться этими источниками знаний. Поэтому проводить лабораторные работы по истории нужно с учётом возрастных и познавательных особенностей учащихся.

Семинарское занятие. Здесь преобладает самостоятельная работа при изучении нового материала, его обобщении и систематизации. План семинара объявляется за 1-2 недели. Можно создать группу активистов, поручить им организационные вопросы. Ученики конспектируют, рецензируют источники из различных сборников документов. На семинарах по обществознанию широко привлекаем данные из СМИ.

На семинарском занятии школьники не только получают знания и навыки, но и выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома. Здесь мы сталкиваемся с проблемой дополнительной нагрузки на учеников во внеурочное время. Чтобы заинтересовать их этой формой самостоятельной работы на семинары выносят актуальные проблемы, не имеющие однозначных ответов. Уже в 9 классе можно проводить семинары по таким темам, как «Истоки Первой мировой войны», «Гражданская война в России», «Советско-германский договор 1939 года – ошибка или верный расчёт?», «Кто развязал «холодную войну?».

Результат овладения приёмами самостоятельной познавательной деятельности ученик может показать в творческом исследовании.

В современной методической литературе, применительно к творческой исследовательской работе школьника, используют самые различные термины. Творческую работу называют проектом, рефератом, исследованием. Хотя, первыми ступеньками привлечения учащихся к исследовательской работе является подготовка всем известных сообщений и докладов к уроку. Эта форма работы должна активно применяться уже в младших классах.

Но от учеников следует требовать соблюдения некоторых правил оформления такой работы. Нельзя мириться с тем, что ученик может просто «скачать» с Интернета чужую статью и принести её на урок, не удосужившись даже предварительно прочесть её. Чтобы подготовить сообщение или доклад ребёнок должен найти информацию, отобрать главное, составить план, правильно оформить свою работу и выступить с результатами своего мини-исследования перед аудиторией. Если ученики успешно справляются с подготовкой сообщений и докладов, можно привлекать их к исследовательской работе на более высоком уровне.

Под ученической исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

1) постановку проблемы, (актуальность, обоснованность, социальная значимость темы);

2) изучение теории, связанной с выбранной темой;

3) выдвижение гипотезы исследования;

4) подбор методик и практическое овладение ими;

5) сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы;

6) представление (презентация) выполненной работы.

Пользуясь методическими разработками, я составила для учеников памятку, которая наглядно демонстрирует способы оформления работы. Эти требования сопоставимы с требованиями к оформлению студенческих рефератов и докладов и пригодятся школьнику в дальнейшем обучении.

На каждом этапе исследования нужно дать ученику определённую свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу. Иначе исследование, главный смысл которого в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в рутинную последовательность стандартных учебных этапов, характерных для репродуктивной системы обучения.

Каких учеников привлекать к учебному исследованию? К серьёзному исследованию привлекаю одарённых детей, начиная с 8 класса. Одарёнными детьми современные методисты считают детей, имеющих познавательные способности выше среднего уровня. А значит, успевающий на «твёрдую четвёрку», может заниматься ученическим исследованием. О возрастных границах привлечения учеников к исследованию говорить трудно. Конечно, легче работать со старшеклассниками. У них уже сформированы навыки самостоятельной работы. Но и среди учащихся младших классов и среднего звена можно найти мотивированных, интересующихся детей. Такие дети охотно выполняют различные познавательные задачи, творчески подходят к поиску и оформлению найденной информации. Если такого ребёнка вовремя не привлечь к активной исследовательской работе, то вскоре интерес к учёбе пропадёт. Опытный педагог должен уметь распознавать таких детей, вовлекать их творческую работу по предмету, развивать мотивацию к учению.

Наиболее привлекательными тематическими направлениями для ученических исследований по истории являются краеведческое направление, изучение родословных, социологические исследования, изучение исторических личностей и многое другое. Широкие возможности для ученических исследований дают занятия в кружках по краеведению. За последние три года мои ученики работали над такими темами как история храмов в сёлах Турово, Игумново, Енино. Составляли родословные трудовых династий своих семей, с опорой на краеведческий материал написали работу и сняли документальный фильм «Война и дети». На очереди исследование истории Туровской школы. В своей работе учащиеся применяли такие исследовательские методы как изучение копий архивных документов, материалов Туровского школьного краеведческого музея, интервью местных жителей. Ученики пользовались дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями, которыми оснащён наш кабинет истории, учились использовать ресурсы Интернета. С небольшой исследовательской группой мы ездили к тем храмам, о которых писали, делали фото– и видеосъемки, беседовали с настоятелем храма в селе Игумново, (он снабдил нас необходимой для исследований литературой и документами).

С результатами своих исследований ученики выступали на школьной ученической конференции в рамках «Недели истории». На эту конференцию под названием «Ученическое исследование: как и зачем?» мы пригласили не только учителей и тех, кто готовил исследования, но и некоторых учеников младших классов, которые интересуются историей и в будущем будут привлечены к исследовательской работе.

За последние три года наши исследования трижды занимали призовые места на районных краеведческих конференциях.

В заключение, следует отметить, что в данной работе были представлены лишь некоторые аспекты освоения учащимися навыков исследовательской деятельности. Эти навыки, включённые в федеральный компонент государственных стандартов школьного образования, относятся не только к предмету истории, но к целому ряду учебных предметов, что подтверждает общую тенденцию к изменению парадигмы российского образования.

ЛИТЕРАТУРА.

Нормативно-правовые источники

1. «Национальная доктрина образования в российской Федерации» (утверждена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751), «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).

2. Программы для средних учебных заведений. История. Учебное издание. М. : Минобразования РФ, Просвещение 2007.

Учебники, монографии, брошюры

3. Выготский Л. С. Лекции по психологии. – СПб. : СОЮЗ, 1997.

4. Вяземский Е. Е. , Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. Практическое пособие. М. , 2000.

5. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / Авт. –сост. М. Н. Чернова. – М. : Эксмо, 2006.

6. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие – М: Гардарики, 2002.

7. Тэкэкс К. Одаренные дети. – М. : Прогресс, 1991.

8. Чепиков В. Т. Педагогика. Краткий учебный курс – М. : Новое знание, 2003.

Электронные ресурсы

9. Вяземский Е. Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации / Е. Е. Вяземский. Режим доступа: [http: // www. 1september. ru]