Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Роль интегрированных уроков в формировании коммуникативной компетенции учащихся

Роль интегрированных уроков в формировании коммуникативной компетенции учащихся

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы , предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни Интеграция – это объедение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированный урок является оригинальной и эффективной формой обучения, так как позволяет представить материал темы комплексно, не разбивая её на аспекты в рамках различных предметов, изучаемых в рамках школьной программы. Конспект интегрированного урока включает разноплановую информацию, способствующую формированию у учащихся целостной картины мира и происходящих в нем явлений. При подготовке к таким урокам в поиске и обработке информации развиваются навыки исследовательской деятельности. В работе со справочной литературой, словарями, компьютером, энциклопедиями развивается интеллект, повышается общая речевая культура учащихся, формируется мировоззрение, расширяются познавательные интересы школьников. Цели интегрированного обучения: 1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения на основе интеграции разных предметов. 2. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках. 3. Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевой культуры учащихся. При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия: – В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов – В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. – Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: – предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; – логической взаимообусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; – Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке Преимущества интеграции на уроке: 1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве. 2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. 3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников. 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы,наблюдения учащихся в различных предметах. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Результаты интегрированного обучения и его значение 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся; 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; 4) повышает качество знаний учащихся; 5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научных дисциплин. Типы и формы интегрированных уроков: Тип урока – урок формирования новых знаний Формы: – урок-лекция – урок-путешествие – урок-экспедиция – урок-исследование – урок-инсценировка – учебная конференция – урок-экскурсия – мультимедиа– урок – проблемный урок. Тип урока – урок обучения умениям и навыкам Формы: – урок-практикум – урок-сочинение – урок-диалог – урок – деловая или ролевая игра – комбинированный урок – путешествие – экспедиция Тип урока – применение знаний на практике Основные формы уроков данного типа: – ролевые и деловые игры – практикумы – уроки защиты проектов – путешествие – экспедиция Тип урока – урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений Формы данного типа урока: – повторительно-обобщающий урок – диспут – игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина) – театрализованный урок (урок-суд) – урок-совершенствование – заключительная конференция – заключительная экскурсия – урок-консультация – урок-анализ контрольных работ – обзорная лекция – обзорная конференция – урок-беседа Тип урока – урок контроля и проверки знаний и умений Формы урока: – урок-зачет – Викторина – конкурсы – смотр знаний – защита творческих работ, проектов – творческий отчет – контрольная работа – собеседование Этапы подготовки интегрированных уроков: Первый этап – подготовительный; Второй этап – исполнительский; Третий этап – рефлексивный. Подготовительный этап Первый шаг – Организация творческой группы (психологическая совместимость) Второй шаг – Планирование урока – Количество – Тематика – Срок Третий шаг - Постановка образовательных целей 1) Вводно-образовательный интегрированный урок (синтез) Цель: формирование первоначальной целостной картины изучаемого раздела программы 2)Уроки по конкретным темам (анализ) Цель: конкретизация материала, изучаемого на вводно-обобщающем уроке и погружение (углубление и расширение знаний) в тему. 3) Обобщающий интегрированный урок (синтез) Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках. Четвертый шаг – Конструирование урока : – Цель (направленная на ученика); – Задачи (деятельность учителя); – Определение интегратора (основа знаний); – Близкие темы; – Самостоятельное творчество учителя; – Создание плана – конспекта. Пятый шаг – Репетиционный Исполнительский этап. Технологическая карта интегрированного урока : Этап 1. Фаза вызова: Цель этапа – Формирование интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний. Деятельность учителя: Стимулирует познавательную деятельность учащегося. Приёмы: формулировка проблемных вопросов, использование интересных фактов, знакомство с существующими гипотезами, демонстрация репродукций, видеофильмов и т. д. Деятельность учащихся: Вспоминают известную им информацию, воспринимают новую информацию, осмысливают проблему, формулируют вопросы. Результат: Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания. Этап 2. Фаза осмысления: Цель этапа – Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями, развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностных отношений к изучаемым событиям. Деятельность учителя: Знакомит с новой информацией, формулирует наводящие и проблемные вопросы, осуществляет организацию группового размышления, формулирует задачи. Деятельность учащихся: Работают с различными источниками информации, выдвигают собственные гипотезы, обсуждают вопросы, задают собственные вопросы, решают задачи, представляют результаты коллективного обсуждения. Создают логические и структурные схемы и таблицы. Результат: Приобретение новых знаний, развитие познавательных навыков, формирование ценностных установок. Этап 3. Фаза обобщения и рефлексии: Цель этапа – Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Деятельность учителя: Формулирует вопросы, способствующие обобщению и систематизации знаний. Задает вопросы в процессе рефлексии. Деятельность учащихся: Обобщают и систематизируют полученные знания. Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности. Результат: Обобщенные и систематизированные знания. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка. Учителями нашей творческой группы проводились интегрированные уроки географии и английского языка. Вот те темы, которые изучаются на уроках английского языка и одновременно могут рассматриваться как темы интегрированных уроков: 8 класс : Наша голубая планета : – круговорот воды в природе – Мировые запасы пресной воды и проблемы экологии -– национальные заповедники -– история наводнений в Петербурге – чтение карты и ориентирование на местности 10 класс : Наша Земля – Россия : – столица, население, крупнейшие города и порты, реки и озёра, горы, климатические и часовые пояса, растительность и животный мир. 11 класс : – Австралия – Лондон – Проблемы окружающей среды 7 класс: – США – Неразгаданные тайны (Тунгусский метеорит, Бермудский треугольник, египетские пирамиды, инки и майя ) – Добро пожаловать в Россию 6 класс : – Англоговорящие страны 5 класс : – Великобритания – Путешествие по Лондону – Лучшая страна для отдыха на каникулах – Моя голубая планета – День Земли Таким образом, интеграция в обучении предполагает: 1) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения) 2) нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения) И только определенная система проведения таких уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у детей. Иначе это будет просто погоня за модной формой и не более того. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Фоминых Ю. В. Интегрированный подход к формированию мировоззрения. – М. : «Педагогика», 1993. 2. Хуторской А. В. «Педагогическая инноватика» (2007); 3. Петренко Л. Не простое сложение, а взаимопроникновение/ Л. Петренко, О. Дубровская // Граждановедение (приложение к "Учительской газете"). – 2002. – №5. – 31. 01. 2002. 4. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М. : 1996. 5. Ю. И. Дик. Интеграция учебных предметов. Современная педагогика. -2008. -№9 6. Ливанский В. М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. – 2006 г. – № 5. http://ido. tsu. ru/ss/?unit=199&;page=594