Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Активизация мыслительной деятельности младших школьниковчерез создание проблемных ситуаций на уроке

Активизация мыслительной деятельности младших школьниковчерез создание проблемных ситуаций на уроке Активизация мыслительной деятельности обучающихся выражается главным образом в том, что основными в работе по усвоению новых знаний становится творческая переработка в сознании школьников получаемой информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала со стороны учителя, которая исключала бы возможность получения обучающимся готовых выводов и вооружила бы их материалом для самостоятельных умозаключений, указывала на наиболее рациональные пути усвоения материала.

По мнению психологов, усвоение знаний происходит в активной умственной деятельности учащихся. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснения учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путём знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные.

В условиях начальной школы наибольшее применение могут получить проблемное изложение знаний и привлечение обучающихся к познавательному поиску на отдельных этапах изложения знаний. Предмет особой заботы учителя – выработать у детей самостоятельность мышления в процессе применения знаний при решении учебных и практических задач.

Различают три основных уровня проблемного обучения (по М. Н. Скаткину):

1. Проблемное изложение знаний (учитель не сообщает обучающимся те или иные положения, ставит проблему и показывает процесс её решения).

2. Привлечение обучающихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний (учитель ставит проблему; сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу).

3. Исследовательский метод обучения (обучающиеся сами намечают план поиска; строят предположения; обдумывают способ их проверки; проводят наблюдения, опыты; фиксируют факты; сравнивают, классифицируют, обобщают факты; доказывают, делают выводы). Применение его возможно, когда умственное развитие детей достигает такого уровня, когда они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности – от начала до конца в их логической последовательности.

Применение проблемных ситуаций в обучении, на мой взгляд, необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления. У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного потолка творческого развития. Надо добиваться, чтобы каждый ученик достигал при обучении максимума возможного для него.

Познавательный процесс востребует определенные операции: сопоставление, анализ, выделение существенных признаков и др. Однако, этот процесс не проходит сам по себе. С психологической точки зрения он требует определенного возбуждения мышления, умственной активности учащихся. Толчком к мышлению выступают возникшие на основе восприятия познавательные задачи, парадоксальные положения, удивления и т. д. Вопросы «Что?», «Почему?», «По какой причине?», «Для чего?” побуждают ученика к мыслительному поиску, к анализу, сравнениям и обобщениям. Но для мыслительно-познавательного процесса важны не только эти вопросы. Нужен материал (факты, примеры, наблюдения).

В практике, работая по литературному образованию, уже с первого класса в период обучения грамоте, я начинаю использовать разного вида упражнения, способствующие активизации мыслительной деятельности первоклассников. Вот некоторые из них.

Упражнение для закрепления звуко-буквенного анализа слов – «Ступеньки»: учащимся предлагается составить как можно больше слов, начинающихся на данную букву, увеличивая количество букв в слове.

Упражнение для закрепления операций слогового анализа и синтеза – «Живые слоги»: дети назначаются на роли «живых слогов», каждому выдаётся только его слог, написанный на карточке; учитель читает текст шарады, а ученики выстраиваются таким образом, чтобы сложилось слово.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения, а также развивающие память – «Слова наоборот»: учащиеся читают слова наоборот.

На уроках русского языка и математики использую проблемное изложение знаний на этапе объяснения новых знаний.

Русский язык. 4 класс. Тема: «Местоимение».

Ученикам предлагается текст:

Солнце ярко светило. Солнце заглядывало в окно комнаты.

Каштанка потянулась, зевнула и прошлась по комнате. Каштанка обнюхала углы и мебель.

В сторонке на матрасике лежал белый кот. Кот вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и зашипел.

( По А. П. Чехову)

После прочтения перед обучающимися ставится проблема:

– Есть ли в тексте какие-нибудь недостатки?

– Что надо сделать, чтобы ликвидировать эти повторы?

– Какими словами заменить? Что это за слова?

– Какую же роль играют личные местоимения в нашей речи?

Активизация мыслительной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики в обучении. Закрепление, обогащение и систематизация знаний осуществляется в процессе их осознанного применения. Частые переходы от теории к практике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями.

При изучении геометрического материала по теме «Треугольники. Виды треугольников» я использую математическую сказку «Сон Незнайки».

Я читаю сказку, а ученики выполняют к ней Практическую работу «Геометрическую иллюстрацию», опираясь на уже имеющийся опыт.

Такой приём позволяет не только активизировать «мыслительный багаж» обучающихся, но и воплотить теорию на практике.

Начиная со второго класса, работаю над формированием умений не только решать проблемы, но и видеть их, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдения, делать выводы и умозаключения. С этой целью применяю на практике цикл заданий и упражнений под общим названием «Посмотрите на мир чужими глазами»:

– продолжи неоконченный рассказ;

– составь рассказ от имени другого персонажа;

– определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального его использования);

– назови как можно больше признаков данного предмета.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, учимся выдвигать гипотезу (строим предположения). Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Например, можно предложить выдвинуть свою гипотезу при решении следующих интеллектуальных проблем:

– почему снег в горах даже летом не тает;

– почему большинство детей любят компьютерные игры.

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. п. В процессе обсуждения учащиеся учатся не только анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на накопленные знания и жизненный опыт, но и выступать в роли оппонентов, задавая вопросы, оспаривая чужое мнение и приводя свои доводы.

Такой подход к обучению даёт неплохие результаты. Мои ученики показывают хорошие знания не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, занимают призовые места в интеллектуальных Марафонах, на олимпиадах, научно-практических конференциях

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически – ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, экспериментировать, давать явлениям и процессам своё собственное объяснение, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому приоритетным направлением современной системы обучения и воспитания, по моему мнению, должно быть формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, чему и способствует активизация мыслительной деятельности через создание на уроках проблемных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Выготский Л. С. Психология Москва ЭКСМО – Пресс, 2000

2. Мокрушина О. А. , Дмитриева О. И. Поурочные разработки по математике Москва ВАКО, 2003

3. Касаткина Н. А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка Волгоград «Учитель», 2003

4. http://www. 0zn. ru/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_aktivizacii. html