Проектная технология при изучении физики
Проектная технология при изучении физики Физика непростой предмет, изучать его ребята начинают в подростковом возрасте, когда интерес к учебе у многих потерян. Только включение в активную учебно-познавательную деятельность даёт устойчивый положительный результат. С этой целью я давно использую проектную технологию.
Здесь учащиеся в максимальной степени приближаются к практической деятельности, а это важное условие успешного усвоения учебного материала. В основе метода проектов лежит развитие познавательного интереса; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую ребята выполняют в течение определённого времени.
В моей практике проект – это задание, сформулированное в виде проблемы, целенаправленная деятельность участников, выбор формы организации взаимодействия между ними и результат деятельности (найденный способ решения). Завершается проект презентацией полученных результатов. Презентуя продукт своей деятельности, ребята рассказывают о своих идеях, их обсуждении, почему отвергли одни и приняли другие, какие трудности возникали в ходе работы, как они преодолевались (рефлексия деятельности).
В процессе работы над проектом у ребят вырабатываются и развиваются различные специфические умения и навыки:
– проблематизация – выделение проблем, формулировка главной проблемы, постановка задач, вытекающих из проблемы;
– целеполагание и планирование деятельности;
– самоанализ и рефлексия;
– презентация хода деятельности и результата, умение подготовить материал для неё;
– поиск нужной информации, выделение и усвоение необходимого материала;
– применение знаний на практике в новых ситуациях, выбор, освоение методов и способов изготовления продукта проектирования;
– проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотез, детализация и обобщение).
Для меня эта технология ценна ещё и тем, что конечный результат – это разнообразный по форме и содержанию материал, который я использую при изучении и популяризации физики на уроках и внеклассных занятиях. За годы работы в этом направлении нами были разработаны и реализованы исследовательские, приключенческо-игровые, информационные, творческие и практико-ориентированные проекты.
При организации работы по проекту мы выполняем следующие виды деятельности:
– познавательная – организация и проведение мониторинга окружающей среды с использованием различных физических приборов;
– ценностно-ориентированная – моделирование различных отношений к окружающей среде, формирование умения принимать решения в ситуации выбора, проектирование индивидуального пространства;
– эстетическая – развитие способности выражать свои чувства, эмоции, настроение в плакатах, рисунках и т. п. ;
– преобразовательная – реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения;
– коммуникативная – общение, являющееся условиями познания, выработки человеком системы ценностей.
При реализации проекта каждый шаг мотивируется интересом к конечному результату. Данная форма организации деятельности, по моему мнению, несомненно, заслуживает внимания, так как позволяет решать различные, жизненные и просто интересные задачи. Реализаторы проекта делают с увлечением то, что интересно для них сейчас, что будет полезно для них и других в будущем. Успешно реализованный ученический проект при соответствующей поддержке взрослых способствует решению перспективных задач, стоящих перед школой сегодня и всех конкретных задач, обозначенных им.
У этой технологии есть несомненные преимущества.
– Участие в разнообразных видах проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника.
– Здесь отрабатывается взаимодействие между партнерами, что способствует социализации ребят.
– Школьник, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе работы над проектом помощь консультантов, друзей, родителей и знакомых, чувствует себя успешным.
– . Метод проектов позволяет организовать четкую систему учебно-воспитательной работы, т. е. создать единое образовательно-воспитательное пространство.
Я использую эту технологию на уроках и во внеурочной деятельности. Мы пробовали себя в выполнении всех видов проектов. Самыми удачными и интересными были междисциплинарные исследовательские проекты: «В мире звуков», «Свет и зрение», «Погода и наше самочувствие», «Роль автотранспорта в современном городе», «Электромагнитные поля и живые организмы», «Почему учиться трудно?», «Т. Э. Ц. – проблемы, перспективы», «Экологическая обстановка в Краснокамске», «Оптимизация микрорайона школы», «Составление паспорта школы». Исследования наши носят мониторинговый характер, круг рассматриваемых вопросов постепенно расширяется и углубляется.
А ещё мы много путешествуем. Это поездки, экскурсии, походы выходного дня и многодневные экспедиции. Поэтому ребята с удовольствием выполняют проекты «Такие разные фонтаны», «Физика в походе», «Физические процессы и явления в пещерах», «Круговорот воды в природе», «Физика и метеорология».
Очень интересными получились проекты «В мире кристаллов» и «С чего начинались измерения». Побывав на Южном Урале, мы собрали коллекцию камней и минералов. Уже в школе ребята определяли плотность, твёрдость, хрупкость и другие физические характеристики образцов. Работая с определителем, нашли их названия, собирали информацию о применении. Сами выращивали кристаллы, исследуя зависимость скорости роста от температуры, концентрации раствора и т. д.
Путешествуя по Уралу, мы составили фотокаталог различных местных измерительных приборов (часы, весы и т. п. ). Внешне они были очень разными. Ребята заинтересовались этим вопросом, занялись поиском информации и изготовлением своих измерительных приборов. В процессе такой работы возникает много вопросов, ответы на них мы ищем вместе.
Свои проекты ребята представляют на уроках и внеклассных мероприятиях, научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня.
Анализ работы показал, что использование проектной технологии способствует формированию устойчивого интереса к такому непростому предмету как физика, ведёт к углублению и расширению знаний учащихся, активизирует познавательную деятельность, формирует в сознании ребят научный характер целостности природы, способствует осознанию места и роли человека в ней. И самое важное – повышает эффективность и результативность преподавания.
Литература
1. Новикова Т. А. Проектныетехнологиина урокахиво внеурочнойдеятельности // Школьные технологии. – 2000. – № 2. – с. 43–53.
2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М. АРКТИ, 2008. 3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М: НИИ школьных технологий, 2005.
4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М. , 2003.
в� ��_� ��та и т. п. )
Можно встретить рассуждения о том, что главенствующую роль необходимо отвести учебно–познавательной компетенции. Действительно, в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
• Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием).
• Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т. п. ).
• Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т. п. ).
• Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т. п. ).
• Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций).
• Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
И, в заключении, рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования. Для ее развития эффективны не только уроки, но и предоставление возможности проявить себя вне школьной учебы:
• Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т. д. )
• Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания – тестирование в режиме on – line , тренажеры т. п. ; нахождение новых способов самореализации – создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т. п. )
• Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т. п. )
• Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).
Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:
• коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…).
• информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…).
• учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана, анализа деланного и т. п. ).
• общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).
Таким образом, можно увидеть, что учебный курс информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Нужно ли для этого перестраивать коренным образом структуру курса информатики, ждать издания новых учебников и методических комплектов? Мы полагаем, что наличие компетентностного подхода в системе образования гораздо уместнее и органичнее, чем отсутствие. Было бы прекрасно, если бы авторы учебников могли перестроиться и наполнить содержание заданий учебников соответствующими заданиями, но в рамках существующих учебных программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями.
Проанализированный нами материал – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
Надо полагать, что современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Что позволит решить типичную проблему российской школы.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Бершадский, М. Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М. Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009.
2. Босова Л. Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода. //Педагогическая информатика, №2, 2005.
3. Краевский В. В. , Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М. : Издательский центр «Академия», 2007.
4. Хуторской А. В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2.
5. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос" http://www. eidos. ru/journal/2007/0930-14. htm 2007. – 30 сентября.