Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя математики

Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя математики Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования – формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Информационно – коммуникационная технология – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации (ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения).

ИКТ открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся.

Главная цель программы «Столичное образование – 5» – создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.

Среди задач программы указаны:

создание условий в образовательных учреждениях для обеспечения качественного проведения учебно-воспитательного процесса, отвечающих требованиям современного развития науки и образования;

создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного образования;

в информатизации образовательной среды – формирование ИКТ-компетентности учащихся.

В документе «Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА» сказано: «Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий».

Содержание образования должно обеспечивать:

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

формирование духовно-нравственной личности;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Квалификация учителя в области компьютерных технологий необходима: мир становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому и школьники, и учителя должны быть знакомы с ними. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно ориентированный подход; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Все это способствует внедрению ИКТ в учебный процесс.

Особенностью учебного процесса с применением ИКТ является то, что центром деятельности становится ученик. А учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Таким образом, перед учителями стоит главная задача – раскрытие способностей каждого ученика.

Учителю математики использование информационно-коммуникационных технологий дает:

– экономию времени на уроке;

– глубину погружения в материал;

– повышенную мотивацию обучения;

– интегративный подход в обучении;

– возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа– материалов;

– возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т. к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;

– привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельно добывать необходимую информацию.

ИКТ открывают принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащихся.

Для использования ИКТ в учебном процессе необходимо, чтобы учитель умел

1. обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки);

2. создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point (или другие) и демонстрировать презентацию на уроке;

3. использовать имеющиеся готовые программные продукты по предмету;

4. применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

5. осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

6. организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;

7. самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

То есть в ходе освоения ИКТ учитель повышает свой профессиональный уровень и овладевает (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.

Учитель постепенно вводит в свои уроки различные формы использования ИКТ:

– Сначала можно применять формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты); проводить уроки на основе презентаций, созданных самим учителем или учениками старших классов.

– Затем можно познакомить учащихся с мультимедийными учебными пособиями по предмету: дисками, программами, электронными энциклопедиями. Обучать использованию этих пособий для подготовки к урокам, поиску дополнительной информации.

– На этапе освоения учащимися программ Power Point можно проводить уроки в форме защиты проектных работ учащихся с использованием ИКТ. С помощью MS Word ученики учатся оформлять свои рефераты и исследования.

– В старших классах ИКТ дают возможность ученикам участвовать в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах, размещать творческие и исследовательские работы в Интернете, получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др. На данном этапе учитель – лишь помощник ребят, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют обеспечить дифференцированный подход к преподаванию: от прохождения государственного обязательного минимума до глубоких исследований по той или иной теме.

Урок был и остается самой распространенной формой массового обучения математике в современной школе. Современный урок математики рассматривается как постоянно развивающаяся форма. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Обучение с помощью ИКТ, в первую очередь, – исследовательский процесс: обеспечивается активное участие учителя и ученика в поиске, структурировании и оценке информации. Соответственно информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе становятся одними из главных посредников в формировании нового типа личности, готовой воспринимать и понимать аудиовизуальный язык. ИКТ не только отвечают нуждам педагогики в развитии личности, но и расширяют спектр методов и форм проведения занятий с учащимися.

Необходимо отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий способствует интеллектуальному и творческому росту не только ученика, но и учителя. Дает ему возможность быть в курсе современных тенденций развития педагогической мысли; помогает быстро и адекватно реагировать на изменения приоритетов образования.

Современные мультимедийные технологии позволяют представить материал ярко, наглядно, дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся.

Владея информационно-коммуникационными технологиями, учитель имеет возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично.

Таким образом, для того чтобы грамотно использовать на уроке всё богатство возможностей ИКТ, учителю необходимо:

самому знать эти возможности, реализуемые при помощи имеющегося программного обеспечения;

усвоить, что применение средств ИКТ способствует формированию у учащихся определённых знаний, умений, навыков;

знать основные положения, касающиеся реализации информационно-прикладной направленности изучения всех содержательных линий математики с использованием средств ИКТ.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год – М. : Российское законодательство, Эксмо, 2010

2. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. – М. :Стандартинформ,2007

3. Кафедра физики и математики: инновационные образовательные технологии. Авт. сост. Т. Г. Попова, Г. А. Кругова, О. Г. Закирова, под. ред О. В. Кузьмина – Волгоград: Учитель, 2010

4. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М. : Академический проект, 2006.

5. Манвелов С. Г. Конструирование современного урока математики. Книга для учителя. – М. :Просвещение,2002