Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Состояние проблемы формирования УУД учащихся в педагогической теории и практике начального образования

Состояние проблемы формирования УУД учащихся в педагогической теории и практике начального образования Приступая к изучению проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников, необходимо отметить, что современный этап развития отечественного образования характеризуется переориентацией в опре­делении образовательных результатов обучающихся, от определения цели обу­чения как усвоение знаний, умений и навыков, к определению цели обучения как формирование личностных, социальных, познавательных и коммуникатив­ных способностей, обеспечивающих у учащихся умение учиться.

Вопросы, связанные с анализом и развитием умения учиться, традиционно поднимаются исследователями в контексте обсуждения проблем учебной дея­тельности. Достижение умения учиться в этом понимании предполагает само­стоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.

Разные толкования понятия «учебная деятельность» обусловливают и раз­ные подходы к пониманию, что значит учиться.

В педагогическом толковании учиться – выполнять все то, что предусмот­рено образовательным учреждением или обучающим в учебном процессе. При таком подходе «ребенок учится» охватывает все то, что он делает в школе и до­ма в период обучения в школе, и все то, что обусловлено этим обучением.

По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность на­правленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие. . . »

Таким образом, учебная деятельность – это деятельность субъекта, в кото­рой главной и осознаваемой целью субъекта является получение знаний (об ок­ружающем мире, человеке, правилах и т. д. ), овладение соответствующими уме­ниями и навыками, овладение способами получения знаний, формирование лич­ностных качеств. То есть уметь учиться в современных условиях – это уметь вы­бирать виды и формы своей учебы; рассчитывать свои силы, планировать свою работу в течение дня и на более долгосрочный период; использовать современ­ные средства и способы получения информации; вырабатывать, проявлять и ар­гументированно отстаивать собственное мнение .

Как известно, структура учебной деятельности в общей структуре дея­тельности (А. Н. Леонтьев) представлена тремя основными компонентами: учеб­ная задача, состоящая из учебной цели и наличных условий ее достижения; учебные действия и операции, направленные на решение учебной задачи; дейст­вия контроля и оценки степени достижения учебной цели (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др. ).

Ввиду того, что деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися соз­нательным целям, то под умением в общепринятом смысле понимается возмож­ность эффективно выполнять систему действий в соответствии с целями и усло­виями ее выполнения (Е. А. Кабанова-Меллер, Б. Ф. Ломов и др. ).

Умения весьма многозначны по своей природе, в связи с чем возникает необходимость рассмотреть различные классификации данной категории.

A. B. Усова подразделяет умения на две категории: умения практического характера (измерение, вычисление и др. ); умения познавательного характера (наблюдение, опыт, работа с литературой) .

В работах Д. Н. Богоявленского и H. A. Менчинской наряду с умениями, носящими частный характер, выделяют умения более общего характера, нахо­дящие свое применение в различных изменяющихся ситуациях и позволяющие решать широкий круг задач .

Умения, формируемые в процессе изучения основ наук и необходимые для их успешного изучения, получили название учебных умений. Им принадле­жит ведущая роль в учебной деятельности, при их помощи ученик познает объ­ективную реальность, обогащает свой опыт, овладевает средствами воздействия на природу.

Существует две категории учебных умений: 1) общие (общеобразователь­ные); 2) специальные (предметные) (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Н. И. Лошка– рева, H. A. Менчинская, A. B. Усова, Т. И. Шамова и др. ).

Проблемой формирования общеучебных умений и навыков в педагоги­ческой науке и практике образования занимаются не одно десятилетие.

О необходимости формирования умений самостоятельно приобретать и углублять свои знания писал еще К. Д. Ушинский: «. . . следует передавать уче­нику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способ­ность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. . . , дать учени­ку средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обла­дая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».

Программа, направленная на формирование общеучебных умений уча­щихся, впервые была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его ученика­ми: В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман.

Специфика общеучебных умений проявляется в том, что они носят обще­научный характер и являются универсальными способами получения и приме­нения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфиче­скими для той или иной области познания (И. Я. Лернер, Н. И. Лошкарева, В. В. Краевский, Н. А. Менчинская, А. В. Усова и др. ).

Рассмотрим понятие универсальных учебных действий младших школьников как совокупность способов действий, а также связанных с ними способов учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к само­стоятельному усвоению новых знаний и умений, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствова­нию.

Разработчиками федеральных государственных образовательных стандар­тов общего образования второго поколения выделяются следующие функции универсальных учебных действий: 1) обеспечение возможностей учащегося са­мостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2) создание условий для гармо­ничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непре­рывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурно­стью общества и высокой профессиональной мобильностью; 3) обеспечение ус­пешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области .

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они: 1) носят надпредметный и метапредметный характер (А. Г. Асмолов); 2) обеспе­чивают преемственность всех ступеней образовательного процесса (E. H. Ращи– кулина); 3) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учаще­гося независимо от ее специально-предметного содержания; 4) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических спо­собностей учащегося; 5) обеспечивают целостность общекультурного, личност­ного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования лич­ности (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ).

Таким образом, развитие личности в системе образования обеспечивается благодаря формированию универсальных учебных действий, которые выступа­ют инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса и от качества овладения которыми во многом зависят учебные успехи в последую­щих классах. Однако без целенаправленной подготовки и специально организо­ванной деятельности формирование универсальных учебных действий обучаю­щихся не происходит.

По мнению A. B. Усовой, процесс формирования общеучебных умений (универсальных учебных действий) осуществляется по следующим этапам:

1) осознание учащимися значения овладения умением выполнять данное действие – мотивационная основа действия;

2) определение цели действия;

3) уяснение научных основ действия;

3) определение основных структурных компонентов действия (операций), общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выпол­няется действие (такие структурные компоненты выступают в роли опорных пунктов действия);

4) определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых слагается действие, т. е. построение модели и алгоритма действия (путем коллективных или самостоятельных поисков);

5) организация выполнения небольшого количества упражнений, в кото­рых действия у учащихся подлежат контролю со стороны учителя;

6) обучение учащихся методам самоконтроля за правильностью выполне­ния данного действия;

7) организация упражнений, требующих от учащихся умения самостоя­тельно выполнять данное действие (при изменяющихся условиях);

8) использование данного умения при овладении новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности .

Методологической основой формирования универсальных учебных действий учащихся является теория деятельности А. Н. Леонтьева, на основе которой основано учение о поэтапном формировании умственных дей­ствий П. Я. Гальперина, согласно которому предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет кото­рых не только обеспечивает, но и «вынуждает» ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.

Таким образом, роль главных, приоритетных умений, не­обходимых и достаточных для успешного осуществления младшими школьни­ками определенной совокупности действий, обеспечивающих их «умение учиться», приобретают четыре блока умений: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.