Состояние проблемы формирования УУД учащихся в педагогической теории и практике начального образования
Состояние проблемы формирования УУД учащихся в педагогической теории и практике начального образования Приступая к изучению проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников, необходимо отметить, что современный этап развития отечественного образования характеризуется переориентацией в определении образовательных результатов обучающихся, от определения цели обучения как усвоение знаний, умений и навыков, к определению цели обучения как формирование личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей, обеспечивающих у учащихся умение учиться.
Вопросы, связанные с анализом и развитием умения учиться, традиционно поднимаются исследователями в контексте обсуждения проблем учебной деятельности. Достижение умения учиться в этом понимании предполагает самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности.
Разные толкования понятия «учебная деятельность» обусловливают и разные подходы к пониманию, что значит учиться.
В педагогическом толковании учиться – выполнять все то, что предусмотрено образовательным учреждением или обучающим в учебном процессе. При таком подходе «ребенок учится» охватывает все то, что он делает в школе и дома в период обучения в школе, и все то, что обусловлено этим обучением.
По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие. . . »
Таким образом, учебная деятельность – это деятельность субъекта, в которой главной и осознаваемой целью субъекта является получение знаний (об окружающем мире, человеке, правилах и т. д. ), овладение соответствующими умениями и навыками, овладение способами получения знаний, формирование личностных качеств. То есть уметь учиться в современных условиях – это уметь выбирать виды и формы своей учебы; рассчитывать свои силы, планировать свою работу в течение дня и на более долгосрочный период; использовать современные средства и способы получения информации; вырабатывать, проявлять и аргументированно отстаивать собственное мнение .
Как известно, структура учебной деятельности в общей структуре деятельности (А. Н. Леонтьев) представлена тремя основными компонентами: учебная задача, состоящая из учебной цели и наличных условий ее достижения; учебные действия и операции, направленные на решение учебной задачи; действия контроля и оценки степени достижения учебной цели (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др. ).
Ввиду того, что деятельность осуществляется посредством совокупности определенных действий, которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям, то под умением в общепринятом смысле понимается возможность эффективно выполнять систему действий в соответствии с целями и условиями ее выполнения (Е. А. Кабанова-Меллер, Б. Ф. Ломов и др. ).
Умения весьма многозначны по своей природе, в связи с чем возникает необходимость рассмотреть различные классификации данной категории.
A. B. Усова подразделяет умения на две категории: умения практического характера (измерение, вычисление и др. ); умения познавательного характера (наблюдение, опыт, работа с литературой) .
В работах Д. Н. Богоявленского и H. A. Менчинской наряду с умениями, носящими частный характер, выделяют умения более общего характера, находящие свое применение в различных изменяющихся ситуациях и позволяющие решать широкий круг задач .
Умения, формируемые в процессе изучения основ наук и необходимые для их успешного изучения, получили название учебных умений. Им принадлежит ведущая роль в учебной деятельности, при их помощи ученик познает объективную реальность, обогащает свой опыт, овладевает средствами воздействия на природу.
Существует две категории учебных умений: 1) общие (общеобразовательные); 2) специальные (предметные) (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Н. И. Лошка– рева, H. A. Менчинская, A. B. Усова, Т. И. Шамова и др. ).
Проблемой формирования общеучебных умений и навыков в педагогической науке и практике образования занимаются не одно десятилетие.
О необходимости формирования умений самостоятельно приобретать и углублять свои знания писал еще К. Д. Ушинский: «. . . следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. . . , дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».
Программа, направленная на формирование общеучебных умений учащихся, впервые была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками: В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман.
Специфика общеучебных умений проявляется в том, что они носят общенаучный характер и являются универсальными способами получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной области познания (И. Я. Лернер, Н. И. Лошкарева, В. В. Краевский, Н. А. Менчинская, А. В. Усова и др. ).
Рассмотрим понятие универсальных учебных действий младших школьников как совокупность способов действий, а также связанных с ними способов учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения выделяются следующие функции универсальных учебных действий: 1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; 3) обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области .
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они: 1) носят надпредметный и метапредметный характер (А. Г. Асмолов); 2) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса (E. H. Ращи– кулина); 3) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; 4) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося; 5) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ).
Таким образом, развитие личности в системе образования обеспечивается благодаря формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса и от качества овладения которыми во многом зависят учебные успехи в последующих классах. Однако без целенаправленной подготовки и специально организованной деятельности формирование универсальных учебных действий обучающихся не происходит.
По мнению A. B. Усовой, процесс формирования общеучебных умений (универсальных учебных действий) осуществляется по следующим этапам:
1) осознание учащимися значения овладения умением выполнять данное действие – мотивационная основа действия;
2) определение цели действия;
3) уяснение научных основ действия;
3) определение основных структурных компонентов действия (операций), общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (такие структурные компоненты выступают в роли опорных пунктов действия);
4) определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых слагается действие, т. е. построение модели и алгоритма действия (путем коллективных или самостоятельных поисков);
5) организация выполнения небольшого количества упражнений, в которых действия у учащихся подлежат контролю со стороны учителя;
6) обучение учащихся методам самоконтроля за правильностью выполнения данного действия;
7) организация упражнений, требующих от учащихся умения самостоятельно выполнять данное действие (при изменяющихся условиях);
8) использование данного умения при овладении новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности .
Методологической основой формирования универсальных учебных действий учащихся является теория деятельности А. Н. Леонтьева, на основе которой основано учение о поэтапном формировании умственных действий П. Я. Гальперина, согласно которому предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но и «вынуждает» ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.
Таким образом, роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для успешного осуществления младшими школьниками определенной совокупности действий, обеспечивающих их «умение учиться», приобретают четыре блока умений: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.