Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование современных образовательных технологий в классах детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование современных образовательных технологий в классах детей с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Обучение, в широком понимании этого термина, оказывает решающее влияние на ход развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, положительно изменяя структуру его личности и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. Факты говорят о том, что постепенно дети приобретают умение подчинять свою деятельность определенному намерению, словесным указаниям. У них последовательно формируются произвольные процессы, проявляющиеся в умении концентрировать и удерживать на чем-либо свое внимание, преднамеренно пользоваться приемами запоминания и т. п. Заметно улучшаются понимание речи окружающих и собственная речь, а также поведенческие реакции. Дети становятся более адекватными во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Рассматривая вопрос о развитии таких особых детей, следует подчеркнуть мысль, впервые высказанную русским психологом и врачом Г. Я. Трошиным (1915), а затем четко сформулированную и обоснованную Л. С. Выготским (1935), о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Эта мысль весьма продуктивна, поскольку устанавливает определенные отношения между нормальным и аномальным развитием, объединяет их, а не возводит между ними преграду. Поэтому важно применять современные технологии, так как они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю коррекционной школы продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности и адаптированности в обществе учащихся.

Технология разноуровневого обучения.

Этот вид педагогических технологий является основным в классах детей с ограниченными возможностями здоровья, так как дети, сидящие в одном классе, имеют разный уровень обучаемости, психических и физиологических процессов. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Более сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Технология исследовательских методов.

Дает возможность некоторым учащимся самостоятельно пополнять свои знания, развивать интерес к предмету, повышать самооценку. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Одна из основных технологий в начальных и средних классах коррекционной школы. Игровые методы позволяют удержать интерес к изучаемому предмету, расширяют кругозор, формируют общеучебные умения и навыки, необходимые в дальнейшей практической деятельности ребёнка.

Технология сотрудничества (командная, групповая работа).

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, что особенно важно при обучении детей коррекционных классов. При этом сохраняется индивидуальный подход к каждому ребёнку. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии.

Антуан Сент–Экзюпери сказал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Информационно-коммуникационные технологии с применением современных средств общения и получения информации – использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ, позволяют расширить кругозор учащегося, увеличить словарный запас, адаптироваться в современном мире и т. д.

Здоровьесберегающие технологии.

Можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Технология инновационной оценки «портфолио».

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.

Список литературы:

«Современные образовательные технологии»

1. Андюхов Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. -№4. -С. 61-65

2. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. -№4. -С. 3-5

3. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы. – 2010. -№3. -С. 67-70

4. Брендина Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н. В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. -№19. -С. 11-13

5. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. -№2. -С. 107-114

6. Рачевский Е. Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е. Л. Рачевский // Директор школы. – 2010. -№1. -С. 55-58

7. Новикова А. М. Методология игровой деятельности /А. М. Новикова // Школьные технологии. – 2009. -№6. -С. 77-89

8. Рево В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В. Рево // Народное образование. – 2008. -№8. -С. 193-195

9. Новикова Т. «Портфолио» – новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова // Директор школы. – 2008. -№2. -С. 32-35

10. Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование. -2008. -№1. -С. 191-197

11. Кларин М. В. Технологии обучения: идеал и реальность. – Рига, 1999.

12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998.