Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование учебно-познавательной компетенции у детей с нарушением интеллекта через применение дидактических игр на уроках русского языка

Формирование учебно-познавательной компетенции у детей с нарушением интеллекта через применение дидактических игр на уроках русского языка Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения, организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а так же овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Эффективность ее формирования ставит задачи развития познавательного интереса и устойчивой мотивации учащихся на познавательную деятельность, отработку общеучебных умений и навыков и способов деятельности.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Задача формирования компетенций учащихся в настоящее время остро поставлена перед практикой образования. Введение ключевых компетенций в практику образовательного процесса позволяет решить проблему и формирования личности, способной самореализоваться в современном обществе.

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения, организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а так же овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Эффективность ее формирования ставит задачи развития познавательного интереса и устойчивой мотивации учащихся на познавательную деятельность, отработку общеучебных умений и навыков и способов деятельности.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.

Приводим примеры игр, которые мы используем во время уроков.

Урок в 6 классе. Как рациональней начать его? Вроде бы все под рукой: и планы, и дидактический материал, записи на доске, таблицы. Звенит звонок. . . Дети вбегают в класс возбужденные, взбудораженные. Кто-то не успел договорить с приятелем, кто-то дожёвывает свой завтрак. Смотришь на детей и думаешь: когда же они успокоятся? А время идёт, и машинально начинаешь делать замечания: «Антон, заправь рубашку», «Юля, прекрати жевать».

Попробовали начинать уроки с игр – стихов, нацеливающих ребят на работу.

1)Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Ручка, книжка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь.

2)Все мы правильно сидим

Все внимательно глядим

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять

3)А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

4)Мы в лес за наукой сегодня пойдем

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

5)Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит – надо встать.

Попросит сесть – ты тихо сядь.

6)Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Четкое, позитивное начало урока дисциплинирует детей, позволяет всем быстро включиться в работу, способствует экономии времени, и, наконец, бережёт наши, учительские, нервы.

Одной из типичных проблем в коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта является их рассеянное внимание, недостаточная способность сконцентрироваться на определенном упражнении или задании.

И здесь учителю снова поможет дидактическая игра. Ведь в процессе игры дети с нарушением интеллекта способны выполнять объём учебной работы, который им совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

С целью запоминания правописания слов с непроверяемыми безударными гласными, на уроках русского языка мы используем карточки, на которых они зашифрованы: пр…р…д… ,мшаиан, кобльра.

Так же на уроках с целью активизации внимания и мыслительной деятельности, используем кроссворды, составленные из слов с непроверяемым написанием.

Эти виды работ способствуют выявлению знаний у каждого ученика за относительно короткий промежуток времени и позволяют развивать позитивные, межличностные отношения на основе коллективных действий.

В середине каждого урока проводим игры – стихотворные физкультминутки, цель которых снизить утомляемость и повысить работоспособность ребят.

1) Считалочка

Раз – подняться на носки и улыбнуться

Два – руки вверх и потянуться.

Три – согнуться, разогнуться.

Четыре – снова все начать.

Пять – поглубже всем вздохнуть.

Шесть – на пояс руки ставим.

Семь – повороты туловища начинаем.

Восемь – столько мы приседаем.

Девять – потягиваемся и отдыхаем.

Десять – и урок наш продолжаем.

2)Прогулка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим (бег на месте),

До лужайки добежим (бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах),

Стоп (присели).

Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем (ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, за парту сели).

Любая физкультминутка заканчивается игрой на внимание. Один показывает упражнение или какое-либо движение, остальные повторяют. Игра проводится в полной тишине, темп постепенно увеличивается. Это настраивает ребят на продолжение урока, помогает собраться после физкультминутки.

На этапе закрепления учебного материала мы используем дидактические игры, цель которых повторить и обобщить изученный материал.

Перед игрой учитель должен доступно изложить её сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая игра открыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на это внимание.

1)Игра «Чудо дерево».

Цель: повторить и обобщить знания о безударных гласных.

Ход игры:

Учитель говорит: «На этом дереве выросли необычные груши. Они очень крупные, и на них написаны буквы. Сорвать плод может только тот, кто скажет, какую букву надо написать в слове». Ученик выходит к доске, читает своё слово, говорит, какая буква пропущена, берет грушу, на которой написана эта буква, называет проверочное слово, доказывая верность своего выбора.

2)Игра «Куда причалят корабли».

Цель: повторить и обобщить знания о правописании парных согласных.

Ход игры:

Дается изображение двух плоских фигурок лодок с парусами. На парусе одной лодки написана буква «б», на парусе другой – буква «п»(возможные варианты д – т; з – с; ж – ш). На доске столбиком записаны слова с пропущенными согласными. Играющие по порядку выходят к доске. Каждый ученик работает с одним словом. Он должен выбрать лодку с нужной согласной, подвести её к данному слову, доказать правильность своих действий подбором проверочного слова и вписать букву на место пропуска.

Примерный материал: чашка, ложка, книжка, бумажка, катушка, пушка, обложка, крышка, флажки, кошка, пирожки, мышка, снежки, верхушка, кружка, дорожка и т. д.

3) Игра «Составим слово».

Цель: научить обозначать мягкость согласных ь; расширять объём словаря; закреплять правописание слов. Ход игры:

Составить слова мел, галка, банка. Изменить значение слов

с помощью ь. Мел. . , гал. . ка, бан. ка. Составить предложения.

4)Игра «Добавь слог» или «Съеденный слог».

Цели: расширить объём словаря; закрепить правописание слов

с буквой й.

Ход игры:

На тарелке три яблока с буквами. Дети хором читают буквы. Учитель предупреждает, что «съеден» слог – начало слова. Ученики должны добавить такой слог, чтобы получилось слово. Например к йка добавляются слоги , и получаются слова: чайка, майка, сойка, зайка, дойка, лейка и т. д.

Все полученные слова проговариваются, объясняется их значение.

Эти игры нацелены не только на закрепление изученного материала, но и на активизацию речевой деятельности учеников коррекцию эмоционально – волевой сферы ребенка и являются наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.

В игре дети учатся концентрировать своё внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе игры создаются благоприятные условия для развития.

На основании вышеизложенного, рекомендуем использовать игры на следующих этапах урока:

1)На организационном этапе, что позволяет всем детям быстро включиться в работу на уроке.

2)На этапах повторения и обобщения учебного материала с целью коррекции и развития речевой деятельности учеников, воздействия на эмоциональную сферу ребёнка и отработки необходимых умений и навыков.

Хочется надеяться, что дидактические игры будут полезными при обучении детей с нарушением интеллекта и помогут учителям реализовать на практике призыв известного педагога В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Литература

1. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». Москва 2002 г.

2. Карпова Е. В. «Дидактические игры в начальный период обучения». Ярославль 2004 г.

3. Кульневич СВ. « Нетрадиционные уроки в начальной школе». Воронеж 2002 г.

4. ЛупареваТ. Г. «Игра-путешествие». Начальная школа 1991-1

5. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии».

Москва. 1998 г.

6. Степанова О. А. «Дидактические игры на уроках в начальной школе». Москва 2006 г.

7. Степанова О. А. «Игра и оздоровительная работа в начальной школе». Москва 2006 г.

8. Ю. Степанова О. А. «Игровая школа мышления».

Москва 2006 г.

9. Степанова О А. «Профилактика школьных трудностей».

Москва 2006 г.

10. Якубовская Э. В. «Дидактические игры на уроках русского языка в вспомогательной школе». Москва 2007 г.