Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие устной речи и обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

Развитие устной речи и обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л. В. Занкова Школа – это один из основных каналов воздействия на речевую прак­тику ребёнка. Именно здесь формируется правильная литературная речь, ис­правляются и шлифуются языковые навыки, Задачи обучения русскому язы­ку в начальных классах заключаются не только в том, чтобы дети овладели речью по законам родного языка, научились наиболее совершенным спосо­бам общения с людьми, приобрели элементарные умения и навыки умствен­ной работы. Не менее важной задачей является развитие познавательных способностей учащихся, в частности их теоретического мышления. Для по­вышения развивающей роли обучения во главу угла нужно ставить понима­ние и усвоение школьниками существенных связей и зависимостей в учеб­ном материале. Этой задаче отвечает принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении, реализованный в программе по русскому язы­ку в системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

Основная идея системы развивающего обучения, в нашем понимании, – это обучение для общего развития ребёнка, а не наоборот, общее развитие для его обучения. Задача учителя диаметрально меняется.

Учитель обязан совершенствовать речь ребёнка, обогащать его сло­варный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

Для достижении этой цели необходимо решить следующие задачи: Создание в классе комфортной образовательной среды, способствующей саморазвитию.

1. Развитие социально значимых качеств личности школьника: рече­вых, коммуникативных, поведенческих.

2. Обучение использованию языка как средства общения и самовыра­жения.

Использование для диагностики речевой деятельности заданий, пред­ложенных в системе развивающего обучения Л. В. Занкова (авторы разрабо­ток Н. В. Нечаева, А. В. Полякова), приводит к выводу, что для осознания процесса обучения и формирования положительной мотивации в учении очень важно развивать самооценку учащихся. Провести диагностику, поста­вить «диагноз» – это лишь половина дела. Важно, зная пробелы в речевом развитии каждого ученика, организовать осознанную коррекционную работу по исправлению существующих пробелов.

Учёт уровней речевого развития позволяет повысить качество управ­ления учебным процессом, сознательно проектировать технологию обучения, совершенствовать методики развития речевой деятельности учеников. Всё это, в конечном итоге, позволяет говорить об эффективной работе, направ­ленной на развитие мыслительной деятельности обучающихся как важней­шего средства совершенствования их речи. Высокий уровень развития мышления невозможен без высокого уровня речевого развития, прежде всего раз­вития устной речи, которая происходит в процессе активной речевой дея­тельности.

Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата ду­ховно и эмоционально. Вот и выходит, что учить ребёнка говорить – это зна­чит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, – это значит расширять его жизненный опыт.

Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, спо­собствует повышению культуры, устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведе­ние искусства. На уроках при любой возможности необходимо использовать живое слово актера (грамзаписи), продумывать, как читать каждое слово в произведении. Не только разнообразные формы работы над произведением, но и владение самого учителя навыками выразительного чтения помогают в разрешении этой проблемы.

Подготовку к работе над развитием речи следует начинать с первого занятия с будущими первоклассниками. Обязательно проведение индивиду­альной работы с каждым ребёнком, проверка чистоты произношения им зву­ков и учёт дефектов речи. На этих же занятиях определяется, на какой стадии находится развитие речи ребёнка: умеет ли он описывать предмет (игрушку, дерево и др. ) по заданию, составлять рассказы, читать стихи, рассказывать сказки, каков у него слух, ритм. В результате этих занятий формируется об­щее представление о каждом ребёнке, исходя из которых планируется диф­ференцированная работа по развитию выразительной речи в I классе. С пер­вых дней необходимо знакомить детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим го­лосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. На уроках следует использовать такое упражнение для развития голоса: сесть, расправить плечи, голову держать прямо; сделать глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки м, л, н, затем можно доба­вить к ним любые гласные.

Одинаково важна хорошая дикция как для читающего, так и для слу­шающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения. Упражнение №1.

Учитель. Дети.

Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать,

Тот должен выговаривать И будем выговаривать

Все правильно и внятно, Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно.

Упражнение №2.

А) Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки сна­чала беззвучно, затем, убыстряя темп, шёпотом, тихо, громче и громко. Б) Произносим гласные вместе с согласными:

Би-бе-ба-бо-бу-бы

Ри-ре-ра-ро-ру-ры

Существует множество различных упражнений, которые способствуют выработке чистоты звука, нужной дикции. Хорошим материалом по выра­ботке дикции являются небольшие рассказы и стихи, например: «А что говорит скворец?» – заволновался Коля. А скворец говорит: «Нет, лучше всех мой домик! У него настоящая крыша, стены, пол и даже балкончик. Мне в нём не страшен ни дождь, ни ветер». Коля захлопал в ладоши: «Ура! Это мы! Это мы делали скворечник! Как здо­рово, что скворцу понравился домик!»

Стихи произносятся отчетливо, с активной артикуляцией. Эти упраж­нения можно использовать в начале, конце урока или в качестве физкультпауз. Таким образом, у детей тренируется произносительный аппарат.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. , 2001.

2. Полякова А. В. Русский язык в начальных классах. 1-2. Методические рекомендации. – М. : Просвещение, 2002.

3. Полякова А. В. Русский язык в начальной школе. 3-4. Методические рекомендации. – М. : Просвещение, 2003.