Развитие устной речи и обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Развитие устной речи и обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в системе развивающего обучения Л. В. Занкова Школа – это один из основных каналов воздействия на речевую практику ребёнка. Именно здесь формируется правильная литературная речь, исправляются и шлифуются языковые навыки, Задачи обучения русскому языку в начальных классах заключаются не только в том, чтобы дети овладели речью по законам родного языка, научились наиболее совершенным способам общения с людьми, приобрели элементарные умения и навыки умственной работы. Не менее важной задачей является развитие познавательных способностей учащихся, в частности их теоретического мышления. Для повышения развивающей роли обучения во главу угла нужно ставить понимание и усвоение школьниками существенных связей и зависимостей в учебном материале. Этой задаче отвечает принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении, реализованный в программе по русскому языку в системе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Основная идея системы развивающего обучения, в нашем понимании, – это обучение для общего развития ребёнка, а не наоборот, общее развитие для его обучения. Задача учителя диаметрально меняется.
Учитель обязан совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
Для достижении этой цели необходимо решить следующие задачи: Создание в классе комфортной образовательной среды, способствующей саморазвитию.
1. Развитие социально значимых качеств личности школьника: речевых, коммуникативных, поведенческих.
2. Обучение использованию языка как средства общения и самовыражения.
Использование для диагностики речевой деятельности заданий, предложенных в системе развивающего обучения Л. В. Занкова (авторы разработок Н. В. Нечаева, А. В. Полякова), приводит к выводу, что для осознания процесса обучения и формирования положительной мотивации в учении очень важно развивать самооценку учащихся. Провести диагностику, поставить «диагноз» – это лишь половина дела. Важно, зная пробелы в речевом развитии каждого ученика, организовать осознанную коррекционную работу по исправлению существующих пробелов.
Учёт уровней речевого развития позволяет повысить качество управления учебным процессом, сознательно проектировать технологию обучения, совершенствовать методики развития речевой деятельности учеников. Всё это, в конечном итоге, позволяет говорить об эффективной работе, направленной на развитие мыслительной деятельности обучающихся как важнейшего средства совершенствования их речи. Высокий уровень развития мышления невозможен без высокого уровня речевого развития, прежде всего развития устной речи, которая происходит в процессе активной речевой деятельности.
Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально. Вот и выходит, что учить ребёнка говорить – это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, – это значит расширять его жизненный опыт.
Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, способствует повышению культуры, устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. На уроках при любой возможности необходимо использовать живое слово актера (грамзаписи), продумывать, как читать каждое слово в произведении. Не только разнообразные формы работы над произведением, но и владение самого учителя навыками выразительного чтения помогают в разрешении этой проблемы.
Подготовку к работе над развитием речи следует начинать с первого занятия с будущими первоклассниками. Обязательно проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком, проверка чистоты произношения им звуков и учёт дефектов речи. На этих же занятиях определяется, на какой стадии находится развитие речи ребёнка: умеет ли он описывать предмет (игрушку, дерево и др. ) по заданию, составлять рассказы, читать стихи, рассказывать сказки, каков у него слух, ритм. В результате этих занятий формируется общее представление о каждом ребёнке, исходя из которых планируется дифференцированная работа по развитию выразительной речи в I классе. С первых дней необходимо знакомить детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией.
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. На уроках следует использовать такое упражнение для развития голоса: сесть, расправить плечи, голову держать прямо; сделать глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки м, л, н, затем можно добавить к ним любые гласные.
Одинаково важна хорошая дикция как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения. Упражнение №1.
Учитель. Дети.
Кто хочет разговаривать, Мы будем разговаривать,
Тот должен выговаривать И будем выговаривать
Все правильно и внятно, Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Чтоб было всем понятно.
Упражнение №2.
А) Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки сначала беззвучно, затем, убыстряя темп, шёпотом, тихо, громче и громко. Б) Произносим гласные вместе с согласными:
Би-бе-ба-бо-бу-бы
Ри-ре-ра-ро-ру-ры
Существует множество различных упражнений, которые способствуют выработке чистоты звука, нужной дикции. Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие рассказы и стихи, например: «А что говорит скворец?» – заволновался Коля. А скворец говорит: «Нет, лучше всех мой домик! У него настоящая крыша, стены, пол и даже балкончик. Мне в нём не страшен ни дождь, ни ветер». Коля захлопал в ладоши: «Ура! Это мы! Это мы делали скворечник! Как здорово, что скворцу понравился домик!»
Стихи произносятся отчетливо, с активной артикуляцией. Эти упражнения можно использовать в начале, конце урока или в качестве физкультпауз. Таким образом, у детей тренируется произносительный аппарат.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. , 2001.
2. Полякова А. В. Русский язык в начальных классах. 1-2. Методические рекомендации. – М. : Просвещение, 2002.
3. Полякова А. В. Русский язык в начальной школе. 3-4. Методические рекомендации. – М. : Просвещение, 2003.