Социальное проектирование в профильной школе с экологическим образованием
Социальное проектирование в профильной школе с экологическим образованием Китайский мыслитель ХШ в. Гуань-цзы сказал: "Рассчитываешь на год – сажай рис. Рассчитываешь на десять лет – сажай деревья. Рассчитываешь на сто лет – просвещай людей".
Ориентируясь на ценности экологического образования, школа №3 создаёт условия для развития обучающихся с учетом их склонностей и способностей, готовит их к быстро меняющейся жизни. В школе два профиля: химико – биологический и социально – экономический.
Экологическая компетентность выпускников– это интегральное качество личности, состоящее в наличии у нее выработанных на определенном уровне специальных компетенций, представляющих собой комплекс экологических знаний умений, ценностей и современных реакций природосообразного характера. Эта компетентность начинает формироваться с первого класса через все составляющие образовательного процесса, развивается в основной школе и становится составляющей культуры нашего выпускника. Интегрируя базовое и экологическое образование, школа формирует у обучающихся способность к самоопределению и саморазвитию через системно – деятельностный подход в организации образовательного процесса. Одним из видов деятельности является социальное проектирование.
Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Социальная проба – такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная проба – это довольно непродолжительное, законченное действо, продуктом которого являются социально значимая информация и знание.
Целями социальной пробы являются:
• осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности;
• получение качественно нового опыта социального взаимодействия и овладение им (опытом);
• присваивание информации о своем взаимодействии с социумом как составной части мировоззрения.
Виды социальной пробы: экскурсия; интервью; анкетирование; пресс-конференция; наблюдение; социологическое исследование; встреча с компетентным специалистом.
В нашей школе активно практикуется такой вид пробы, как подготовка акции. Например – акция «Защитим хвойные деревья от предновогодней вырубки», цель которой : сформировать отношение к хвойным деревьям как к части живого мира. Привлечь внимание общественности к проблемам вырубки хвойных деревьев в предновогодни дни, чтобы люди отказывались от живых елей, а на праздник приобретали и использовали искусственные деревья. Ребята выпускают листовки, призывающие беречь деревья. Распространяют листовки в подъездах домов, на дверях магазинов. Через данную акцию осуществляется деятельностное сотрудничество обучающихся, родителей и учителей.
В январе, после проведения акции, было проведено анкетирование обучающихся 5-11 классов. Из 459 человек – 314 респондентов (68,4%) ответили, что устанавливали дома искусственную ель.
Проба «Высадим рассаду на школьную клумбу» , и «Экологический десант» позволяет подросткам проявиться по отношению к системе «Человек – окружающая среда»
При проведении социальной пробы проходим следующие этапы:
1. Выбираем темы пробы всего класса или тем пробы в соответствии с разделением учащихся на микрогруппы.
2. Определяем цели работы каждой микрогруппы или класса в целом.
3. Разрабатываем план сбора информации.
4. Формируем микрогруппы для осуществления отдельных шагов социальной пробы. Далее –
5. Этап практических действий – реальное осуществление практических действий, целью которых является получение информации.
6. Анализ полученной информации.
7. Групповое обсуждение работы групп и класса в целом.
Принципом выбора объекта социальной пробы является его близость (территориальная и содержательная) к подростку, досягаемость, понятность и актуальность. Подростку должно быть интересно то явление, которое выносится в тему социальной пробы.
В ходе некоторых акций социальные пробы переходят в социальные практики. Например, акция « Пусть звучат птичьи голоса» включает две части:
1. Теоретическая часть: членами экоцентра школы разных возрастов проводится просветительская работа – как правильно устраивать птичьи кормушки, какими кормами рекомендуется подкармливать птиц.
2. Практическая часть: изготовление кормушек, как в домашних условиях, так и в мастерской на уроках технологии, развешивание, наполнение кормушек. Уже не первый год за окнами школы висят кормушки, сделанные руками детей, которые обучающиеся регулярно наполняют кормом для птиц. В рамках акции самими обучающимися совместно с учителями проводятся: викторины, конкурс на самое интересное панно о жизни птиц, фотовыставка «Птицы наши друзья». Итоги работы подводятся на ученической конференции 1 апреля в Международный день птиц. В этот день проходят приуроченные ко « Дню птиц» выставки рисунков, плакатов, поделок, фотографий; проходят интеллектуальная игра « Кто лучше всех выводит трели?», выставка книг « В мире птиц». В апреле в скверах города укрепляются искусственные гнездовья, изготовленные учащимися.
Социальная практика – это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание внутренней, сущностной стороны социального явления, часто скрытой и неочевидной.
Основная цель социальной практики заключается в проблематизации той информации о социальном объекте, которая уже есть у ученика. Он уже имеет какой-то опыт общения с этими объектами. Но есть не внешнее, а внутреннее содержание деятельности, есть противоречие между значимостью социальной и значимостью реальной, определенного вида деятельности.
Качественное отличие социальной практики от социальной пробы заключается в уровне вовлеченности подростка в социальные отношения. В ходе социальной пробы подросток выступает в роли стороннего наблюдателя, его цель – собрать информацию, предоставляемую ему социальным объектом. В ходе социальной практики за счет вовлеченности, внедрения в реальный процесс социального взаимодействия подросток получает информацию – не только ту, которую ему готовы дать, но и ту, которую от него предпочли бы скрыть или просто не посчитали нужным показать. «Ножницы» между внешним и внутренним содержанием деятельности присутствует всегда, и обнаружить это противоречие – задача подростка на этапе социальной практики.
Социальная практика всегда связана с ситуацией реального взаимодействия учащегося и компетентного взрослого В ходе практики подросток может осуществлять какие-то шаги, характерные для данного специалиста, а может и не осуществлять их.
Объектами социальной практики могут являться: социальные явления; социальные отношения (отношение к старикам); социальные институты и учреждения (орган исполнительной власти, больница); социальная среда (городской ландшафт).
Социальная практика – некое непрерывное действо на небольшом отрезке времени – в течение 1—2 недель.
Итогом социальной практики обучающихся социально – экономического профиля на одной из местных телестудий стала работа нашей обучающейся в роли телеведущей.
Успешно реализовать социальные практики через общественную жизнь школьников позволяет клубная деятельность. Для подростков 5 – 8 классов в школе работает клуб «Патриот». Экскурсоводами школьного музея регулярно проводятся экскурсии для обучающихся школ города и гостей. Например, в рамках празднования 65 – летия Победы, обучающимися проведено 90 экскурсий.
Все обучающиеся социально – экономического профиля вовлечены в работу гражданско-дискуссионного клуба «Демос». На заседаниях присутствуют депутаты городской и областной Думы. Обучающиеся выступают в роли политика, адвоката, прокурора, правозащитника, журналиста, и т. д. В ходе подготовки к заседанию клуба им приходится посещать разного рода организации, изучать социальные явления.
Наиболее сложный тип социального проектирования – социальный проект. Данная деятельность предполагает создание нового, ранее не существовавшего социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность.
Начало проектной деятельности связано с обнаружением трудности, некомфортности в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь.
Проект обязательно включает в себя получение и присвоение социально значимой информации, проблематизацию этой информации и преобразование
Объектами социального проекта выбираются социальные отношения; социальные явления; социальные институты; социальная среда.
Обучающиеся химико – биологического профиля нашей школы вовлечены в реализацию социального благотворительного проекта «Навстречу доброте». На первом этапе работы проект реализовывался в детском соматическом отделении центральной городской больницы. Местом реализации второго этапа проекта стал реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Детство».
Цель проекта: Оказание психологической поддержки больным детям, находящимся на лечении в детском соматическом отделении Центральной городской больницы; детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья, коррекция замкнутости, повышение социальной компетентности детей-инвалидов.
В результате работы над проектом 100% обучающихся определились с выбором профессии – поступили в медицинские образовательные учреждения.
Формирование активной позиции обучающихся по отношению к системе «Человек – окружающая среда», «Человек – человек», «Человек – общество» происходит в ходе реализации проекта «Кедросад на набережной», приуроченный к окружной программе «Кедровые леса Югры». Идея закладки кедросада связана не только с желанием обустроить прекрасное место отдыха горожан, но и с пониманием того, что мы должны возвращать долги природе.
Попробовать себя в отношении систем «Человек – техника», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ» обучающие могут в ходе реализации проекта «Экорост». В рамках проекта проходят конкурсы социально – экологической направленности, в которые включаются обучающиеся всех возрастов. Итогом работы обучающихся над созданием рисованных фильмов экологической направленности стала победа на II Всероссийском конкурсе цифровых образовательных ресурсов для школы «IT – Эффект».
Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. Проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
Для усиления социальной адаптации выпускников школа продуктивно сотрудничает с учреждениями и службами города, области, региона.