Проблемно-поисковые методы обучения в со-временной начальной школе
Проблемно-поисковые методы обучения в со-временной начальной школе
К моменту поступления ребенка в школу формирование учебной деятельности только начинается. Эффективность формирования учебной деятельности зависит от содержания и формы преподнесения усваиваемого материала, а так же конкретной методики преподавания. Немалую роль в успешном формировании учебной деятельности играет мотивация школьников к учению. Ведь от уровня сформированности мотивации зависит объем усилий, которые школьник прилагает к своей учебе.
Причина успешной мотивации к учению одна – это искренний интерес ребенка.
Так как же заинтересовать школьников?
Способов много, в первую очередь это введение методов активного обучения.
Современная школа ориентирована на создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирования его активной жизненной позиции. В свете этого следует отказывать от традиционных, репродуктивных форм обучения, в пользу проблемно-поисковых.
«Обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребенок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе деятельности, прежде всего материальной» – Лев Семенович Выготский.
Активные методы обучения основываются на экспериментально установленных фактах о том, что в памяти человека остается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит и лишь до 10% того, что он слышит. Знания, приобретенные путем активного обучения, становятся не просто знаниями, а умениями необходимыми для анализа, оценки и принятия правильного решения.
Проблемно-поисковый метод заключается в постановке задачи, которую в ходе занятия школьники самостоятельно решают. Очень важно решить проблемную задачу до конца, ведь только в этом случае в памяти школьников остается алгоритм успешного выхода из проблемной ситуации, который он потом сможет применять к решению других, аналогичных, задач.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Создание проекта – это проявление творческой активности учащихся, в ходе которого они получают новые знания, необходимые для завершения проекта. В процессе создания проекта дети учатся планировать свою деятельность и распределять роли.
Игровой метод заключается во включенности ребенка в процесс обучения. Этот метод способствует развитию у школьников памяти, внимания, восприятия, мышления, творческого потенциала. использовать этот метод можно на разный этапах учебного процесса. И при объяснении нового материала и при закреплении и на этапе проверки усвоенного материала.
Таким образом, проблемно-поисковые методы обучения направлены на всестороннее развитие личности школьника.
Можно с уверенностью сказать, что использование в работе различных методов и приемов активного обучения способствует повышению школьной мотивации, развитию психических функций, а так же благоприятному личностному развитию школьников.
Ребенок младшего школьного возраста учится с большим интересом, если в процессе обучения он принимает активное участие, может экспериментировать, исследовать на практике.
Когда ребенок не просто пассивно воспринимает материал, предоставляемый учителем, а добывает информацию сам, он наполняет предмет своего изучения личностно значимым смыслом, соответственно и материал становится частью его личного опыта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арябкина. И. В. , Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты, Москва, Наука, 2010.
2. Выготский Л. С. , Педагогическая психология, Москва, Педагогика, 1991.
3. Плигин А. А. , Личностно-ориентированное образование история и практика, Москва, Профит Стайл, 2007.
4. Якиманская И. С. , Личностно-ориентированное обучение в современной школе, Москва, Сентябрь, 1996.