Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проблемы и перспективы проблемно– исследовательского метода преподавания в образовательной программе начальной щколы в рамках реализации ФГОС

Проблемы и перспективы проблемно– исследовательского метода преподавания в образовательной программе начальной щколы в рамках реализации ФГОС Россия вступает в третье десятилетие своей новейшей истории, продолжая реформирование институтов государства и общества. Осуществление стратегии развития страны выпадает на долю не только настоящего, но и будущих поколений россиян – тех, кто сегодня ходит в детский сад, сидит за партами и заполняет студенческие аудитории.

Можно без преувеличения сказать, что судьба будущего России находится в руках воспитателей, учителей школ, преподавателей вузов – настоящих и будущих выпускников школ, педагогических колледжей, институтов и университетов.

Готовы ли сегодняшние школы воспитать человека, способного справиться с экологическими, территориальными, демографическими, экономическими, этическими проблемами развития страны в исторически сложившихся условиях? Как должна измениться система образования? Каким должно быть содержание учебных дисциплин, технология обучения и методы воспитания? Переход России к рыночной экономике пред­определил искать пути модернизации в области образования. Можно утверждать, что модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Большой энциклопедический словарь толкует термин «модернизация» как изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям. По-видимому, термин «модернизация» по своему значению адекватен термину «перестройка», который был характерен для 80-х годов прошлого столетия и под лозунгом которого произошли те глобальные перемены в жизни государства под названием Союз Советских Социалистических Республик. Исхожу из выступлений Президента России, который сказал, что «модернизация сегодня – это и есть политика», «мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни».

Для сферы образования термин «модернизация» не новый. Об этом свидетельствует распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р, которым была утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Что же сегодня предлагается нового в модернизации образования?

Если исходить из общих положений, что модернизация – это общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми, то данный термин применительно к образованию должен означать преодоление, а также замену традиционных ценностей, препятствующих распространению новых технологий в образовании, генерирование новых форм и методов обучения. Другими словами, модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

Считаю, что в основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения.

Информация сегодня становится стратегическим ресурсом развития общества, требует постоянного обновления, поэтому современное образование должно представлять собой непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей.

Как повысить эффективность уроков? Как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя? Как вовлечь учащихся в активную самостоятельную деятельность на протяжении всего урока с учетом их возможностей и способностей? На эти вопросы я нашла ответ в одной из инновационных технологий – учебно-проблемного исследования.

Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения– то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире. А реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. А значит, весьма актуальным становится вопрос о том, как создать для детей разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции. Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни. Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является систематическое применение проблемно-исследовательского метода в преподавании различных школьных предметов. Проблемно-исследовательский метод в преподавании школьных дисциплин несёт как ценность для решения круга задач обучения и развития учащихся, так и затруднения, с которыми сталкивается учитель в процессе его использования в собственной практике. В связи с этим, остановлюсь на рассмотрении тех трудностей, которые учитель должен преодолеть, чтобы научиться конструировать и проводить уроки-исследования. Несмотря на очевидную значимость проблемно-исследовательского метода и ясность логики построения урока-исследования, он очень мало распространён в педагогической практике. Одной из важнейших причин этого является сложность его конструирования. Фактически конструирование урока-исследования представляет собой пример возникновения проблемной ситуации у учителя и поиска им её эффективного решения. Именно в таком контексте мы и рассмотрим стратегию конструирования урока-исследования учителем. Представлю основные шаги при конструировании урока-исследования. Что будет первым шагом?

Первый шаг– сформулировать обобщение урока. Преподавателю необходимо ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, т. е. какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы. Это то и представляет собой планируемое обобщение– содержательно-смысловой стержень урока.

Второй шаг- определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявит или обосновать планируемое обобщение. Понятно, что объём. Характер, сложность и форму представления материала для самостоятельного изучения обучающимися учитель отбирает на основании нескольких критериев, включающих значимость для прохождения программы, доступность, соответствие индивидуальным познавательным потребностям и возможностям учеников и т. д. Материалы для самостоятельного изучения могут быть как из учебника, так и из энциклопедий, познавательных журналов, то есть они различны по уровням сложности. Организуя исследования в малых группах. Учитель имеет возможность осуществлять действительную дифференциацию обучения, группируя учащихся с учётом их познавательных потребностей, возможностей и уровня подготовки по предмету.

Третий шаг- определить, какого типа учебное исследование( индуктивное или дедуктивное) более целесообразно сконструировать в данном конкретном случае. Например, если учитель ставит задачу достаточно детального изучения большого объёма нового материала, то строить занятие следует в дедуктивной логике. Напротив, если планируется общее ознакомление с довольно обширным материалом по теме или разным темам, то стоит выбрать индуктивную логику построения урока.

Наконец, четвёртый важный шаг заключается в том, чтобы сконструировать проблемную ситуацию для учеников. Этот этап является не просто важным, но и, как показывает практика, самым трудным для учителя. В чём же специфика такой проблемной ситуации? Необходимо спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного. Ни слишком трудное, ни слишком лёгкое задание не вызовет проблемной ситуации.

Последний шаг является уже скорее организационным учителю необходимо продумать состав рабочих групп, распределение материала для изучения по группам, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска.

Подводя итоги, представлю основные этапы конструирования урока-исследования в виде таблицы.

Этап

Содержание деятельности

Что нужно знать учителю

1

Сформулировать обобщение урока

Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы

2

Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение

Определить объём, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев

3

Определить тип учебного исследования

Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель

4

Сконструировать проблемную ситуацию для учеников

Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного

5

Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представление работы

Учесть принципы и правила организации работы в малых группах

Таким образом, для того чтобы сконструировать урок-исследование, учитель сам должен испытать потребность в создании нового, затруднение, приводящее к возникновению идеи-обобщения и вопроса о неизвестном, осуществить поиск условий, необходимых для его нахождения, наконец, проверить правильность своего проекта в реальной учебной ситуации.

Задача учителя – мотивировать, организовывать, консультировать и направлять работу учащихся в отличие от традиционного обучения, где роль учителя – объяснять, разъяснять новый материал, управлять.

Нестандартная форма проведения учебного занятия, возможность самим искать ответы на вопросы, оценивать себя – всё это способствует формированию мотивации в получении знаний, повышению качества знаний, повышению уровня коммуникативных и организаторских способностей учащихся.

Поэтому я пришла к выводу, что практика использования проблемно-исследовательского метода на уроках должна распространяться.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Н. Б. Шумакова, Развитие исследовательских умений младших школьников, Москва, Просвещение, 2011

1. А. В. Хуторской, Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос",http://www. eidos. ru/journal/2002/0423. htm