Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие познавательного интереса учащихся СКК 7 вида на уроках физики

Развитие познавательного интереса учащихся СКК 7 вида на уроках физики

Проблема развития познавательного интереса школьников – одна из главных проблем в обучении на протяжении многих лет. Несмотря на всё более углубленную разработку, она обнаруживает всё новые и новые стороны.

Особого внимания заслуживает проблема развития познавательного интереса учащихся коррекционных классов.

На весь процесс обучения этих детей оказывают влияние характерные для них психофизические особенности. Психологическое обследование показывает, что у 53 % учащихся – девиантное, т. е. отклоняющееся от нормы поведение. Более 60% имеют низкую мотивацию к обучению и низкий уровень развития мыслительных операций и психических функций.

Школьные программы по физике не адаптированы для данной категории учащихся, они испытывают большие трудности в изучении предмета и постепенно теряют интерес к нему. Чтобы успешно обучать этих учащихся, нужно тщательно подбирать средства развития познавательного интереса.

Практическое решение проблемы активизации учения связано с поиском средств воздействия на каждый компонент учения: мотивационный, ориентировочный, содержательно-операционный, энергетический и оценочный. Очень важно, чтобы средства развития познавательного интереса соответствовали конкретным целям обучения и условиям их успешного применения.

Отбирая средства активизации, необходимо опираться:

1. На психолого-педагогические принципы обучения детей в СКК 7 вида:

– введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития;

– использование методов и приемов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития;

– коррекционная направленность образовательного процесса решение задач общего развития, воспитания, коррекции познавательной деятельности ребенка.

2. На требования к активному учению:

• формирование стремлений ученика к познанию,

• формирование самостоятельности в выполнении умственных и практических действий,

• проявление волевых усилий,

• обучение навыкам самоуправления учением.

При организации учебного процесса, направленного на развитие познавательного интереса учащихся, необходимо исходить из потребностей, мотивов, целей учащихся, уже усвоенных ими способов деятельности.

При организации учебно-познавательного процесса в СКК 7 вида учителю необходимо дифференцированно подходить к отбору содержания образования.

Исходя из целей обучения в коррекционных классах и особенностей познавательной деятельности учеников, выделяют три направления изменения содержания образования:

Сокращение теоретического учебного материала, подлежащего усвоению, так как медленный темп учебной деятельности, а также высокая утомляемость учеников не дадут возможности усвоить материал в полном объеме. При этом новый материал дают в начале урока, небольшими частями и сразу же закрепляют путем повторения.

Расширение учебного материала за счет вспомогательных элементов содержания, обеспечивающих развитие учеников, повышающих их мотивацию, облегчающих усвоение.

Изменение стиля изложения материала, усиление образности, снижение научности за счет привлечения средств обыденного языка.

Сокращение учебного материала осуществляется за счет второстепенного материала (например, резонанс, правило левой руки, экспериментальные методы исследования частиц), сложных математических и логико-дедуктивных выводов (даю без вывода все основные формулы кинематики, формулу выталкивающей силы и т. д. ), уменьшения количества творческих задач.

Расширение учебного материала происходит за счет

– увеличения числа тренировочных задач репродуктивного характера, необходимых для полноценного усвоения базового содержания;

– увеличения числа практических (лабораторных и самостоятельных) работ;

– включения материала занимательного, практического характера, материала, показывающего личностную ценность изучаемого. Как правило, этот материал необязателен для запоминания, поэтому учащиеся не будут перегружены материалом. Так как предложенный материал интересен, то запоминается непроизвольно.

– в изложении материала увеличивается количество примеров, разъясняющих изучаемую закономерность;

– усиления роли аналогий с хорошо известными явлениями и процессами из других учебных дисциплин.

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. У многих учеников первая, ситуативная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

Занимательность – прием, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного интереса. Использование занимательности дает на уроке надежный эффект.

Следует различать две составляющие занимательности:

1) внутреннюю, т. е. возможности содержания самого предмета – это литературные фрагменты, а именно стихи, пословицы и поговорки, анекдоты, отрывки из художественных произведений, загадки, сказки, легенды, народные приметы с физическим содержанием.

В них фигурируют давно полюбившиеся детям герои или очень знакомые ситуации. Поэтому, учащиеся охотно, с интересом стараются найти ответы.

2) внешнюю – методические приемы учителя.

Особый интерес к урокам физики вызывает игровая методика. Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре.

Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках. При подборе игр для уроков учитывается сформированность учебных действий, уровень самостоятельности учеников при выполнении учебных заданий и, разумеется, возрастные и индивидуальные особенности детей. Если задание оказывается сложным для учащихся данной группы, применяется облегченный вариант игры, или сокращается объем задания, либо оказывается помощь, задаются вопросы по ходу выполнения игровых действий и т. д.

Разнообразят учебный процесс и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда различные формы проведения урока: урок – сказка, урок – игра («Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т. д. ), урок – пресс-конференция, интегрированный урок.

Для вовлечения учащихся в активную деятельность создаются проблемные ситуации:

а) ситуации конфликта, в основе которых лежат противоречия между ранее усвоенным учащимися материалом и материалом, изучаемым на уроке, между данными науки и жизненными представлениями школьников, между предсказанным теоретически ходом эксперимента и реально наблюдаемыми процессами и др. ;

б) ситуации затруднения, которые создаются в случаях, когда учащимся можно указать на явную недостаточность или отсутствие у них необходимых для достижения поставленной цели знаний и умений, например при объяснении результатов эксперимента, при теоретическом обосновании сущности явления, при получении какого-либо вещества и т. д.

Учитывая содержание и характер изучаемого материала, используются различные способы создания проблемных ситуаций.

1. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися с целью создания проблемной ситуации.

2. Создание проблемной ситуации путем опоры на жизненный опыт учащихся.

3. История физики и техники является хорошим источником для создания проблемных ситуаций на уроках физики.

4. Для создания проблемной ситуации в ряде случаев можно использовать отрывки из научно-популярных книг.

5. Использование межпредметных связей для создания проблемной ситуации.

6. Создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного эксперимента.

Основными методами работы в СКК 7 вида являются репродуктивные методы и прием многократного повторения, поскольку они позволяют увидеть главное, систематизировать, повторять по шаблону.

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Задания, направленные на развитие внимания.

Форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание.

В учебный материал необходимо включать содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1. Поиск ходов в лабиринтах

2. Зашифрованные слова

3. Поиск чисел по таблицам Шульте

4. Быстрее нарисуй

Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

1. За 3 минуты придумайте и запишите как можно больше вариантов использования …

2. Игра в слова (на время). Записать слова (прилагательные или существительные), связанные с изученной темой.

3. Роботы

Задания, направленные на развитие мышления

Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

1. Исключите лишнее

2. Вставьте пропущенные слова

3. Устный счет

4. Думай быстро

5. Найди ошибку

6. Анаграмма

Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности– это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

1. Запомни термины.

2. Цепочка слов.

3. Рисуем по памяти узоры.

4. Запомни и воспроизведи рисунки

5. Зрительные диктанты

6. Слуховые диктанты

Регулярное использование на уроках физики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор учащихся, способствует их развитию, повышает качество физической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать физические знания в повседневной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Под редакцией Г. И. Щукиной. – М. , 1984.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под редакцией Г. И. Щукиной. – М. , 1984.

3. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе. – М. , 1991.

4. Белкин Е. Л. Управление познавательной деятельностью. – Ярославль, 1988.

5. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Гамезо. М. , Просвещение, 1984. С. 220 – 245.

6. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А. В. Петровского. М. . Просвещение, 1979. С. 101 – 215.

7. Максимова В. Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Л. , 1981.

8. 11. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М. , Знание, 1979. С. 5 – 46.

9. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Под редакцией Г. И. Щукиной. – Л. , 1976.

10. Фридман Л. М. Формирование познавательных интересов у школьников. – М. , 1979.

11. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. , 1979.