Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

О некоторых приемах работы по формированию орфографических навыков

О некоторых приемах работы по формированию орфографических навыков Как сформировать у детей прочные орфографические навыки?

Когда ко мне приходят пятиклассники, я проверяю, сформированы ли у детей элементарные навыки грамотного письма, чувство ответственности за написанное. Во-первых, умение читать вообще и читать орфографически (побуквенно): это необходимо при самодиктовке. При самодиктовке надо особо проговаривать безударную гласную. Во-вторых, умение без ошибок списывать с доски, из учебника. Побуквенное проговаривание несколько отличается от комментированного письма; оно использует резервы механической памяти, обеспечивает взаимоконтроль зрительных и слуховых анализаторов. Все эти простейшие навыки необходимо совершенствовать и укреплять.

Еще один важнейший принцип работы словесника – прогнозирование и предупреждение ошибок. (Учителя, как правило, недооценивают вред от первоначальной неправильной записи слова). На уроке учитель должен подходить к каждому и заставлять проговаривать слово или заглянуть в орфографический словарь. Так же тщательно надо предупреждать возможные ошибки в предстоящем домашнем упражнении, в контрольном диктанте. Все слова, которые встретятся в диктанте, я включаю в орфографические диктовки. Отдельные предложения из диктанта выписываем и разбираем по членам предложения. Подготовка к диктанту помогает отработать правописание не только слов из диктанта, но и попутно многих похожих. Работу над ошибками лучше провести во вторник, а диктант писать в среду. Я делаю все возможное, чтобы предупредить ошибки в любой работе и особенно – в контрольном диктанте. Подготовленные и разученные диктанты нужны для формирования крепкого орфографического навыка. И если этот навык будет сформирован, то, уже начиная с 8 класса, в такой тщательной подготовке необходимости не будет.

Конечно, всех ошибок не предусмотришь…. Но ошибки на безударные гласные мы можем предвидеть. Ежедневная работа по предупреждению таких ошибок, запись с проговариванием, с проверкой 10 – 20 слов! В течение 5,6 и 7-х классов! Стоит в 5 или в 6-м классе на несколько уроков забыть о безударных гласных, как они начинают напоминать о себе в тетрадях учеников.

Мощным фактором в создании прочных правописных навыков является орфографический словарь. Он должен использоваться на каждом уроке. Чтобы как–то поощрить детей, стимулировать их работу, я ставлю оценки тем, кто быстро находит нужные слова, подбадриваю отстающих, помогаю слабым. Примерно через полгода дети начинают очень хорошо ориентироваться в словаре, и он становится надежным помощником учеников.

На каждом уроке находим в словаре несколько слов, проговариваем, записываем и т. п. Самостоятельно выполняя упражнение, работая над сочинением, изложением или записывая текст, ученик заглядывает в словарь. Так формируется чувство ответственности: дети привыкают контролировать свою работу, учителю они задают вопросы только тогда, когда не могут найти ответа в словаре. А если учащиеся приучены не употреблять слова, в написании которых они сомневаются, и приучены заглядывать в словарь, то откуда возьмутся ошибки?

Большую роль в формировании прочных орфографических навыков играет письмо с проговариванием – здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание. Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного и практически полное отсутствие ошибок. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т. е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Большое значение я придаю орфографическим пятиминуткам в начале урока. Они бывают разными. Иногда записываем 5 – 10 слов, а иногда 25 – 30 слов. Орфографических правил много, но ключевыми являются безударные гласные, падежные окончания существительных и прилагательных (причастий) и личные окончания глаголов. Эти орфограммы должны быть постоянно в центре внимания учителя, им должна быть посвящена большая часть тренировочных упражнений, а для уверенной работы учащихся им предлагаются соответствующие ориентиры ( справочники).

Мне хочется остановиться на таких известных видах диктанта, как зрительный и «Проверяю себя». Главная идея этих диктантов–предупреждение ошибок, формирование орфографической и пунктуационной зоркости.

Зрительный диктант – весьма эффективное средство повышения орфографической грамотности учащихся. На доске записывается текст, выразительно читает ученик (можно определить его главную мысль, придумать заголовок и т. д. ) , затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание. Отдельные слова или целые предложения проговариваются. Учитель обращает внимание на пунктуацию. Текст, написанный на доске, можно закрыть и попросить учащихся еще раз ответить на вопросы, проговорив с ними трудные слова. Потом ученики пишут разученный текст под диктовку учителя.

Диктант «Проверяю себя» позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало: правописный навык совершенствуется и укрепляется. Для ученика надежнее не записывать текст целиком, потом спрашивать и исправлять, а писать отдельные предложения с пропусками и после каждого записанного предложения задавать вопросы.

Диктанты «Проверяю себя» желательно проводить два-три раза в неделю в 5-м классе и не реже одного раза в неделю в 6-м – 8-х классах.

Работу над ошибками (они в любом случае будут) надо сделать простой и необременительной для детей. Пусть ученик выпишет слово или словосочетание, подчеркнет трудное место, может быть, в скобках укажет страницу орфографического словаря – и все. Громоздкая работа над ошибками, как правило, порождает новые ошибки.

Вывод напрашивается такой: орфографическую работу в школе можно сделать и проще, и эффективнее, а работу учителя осмысленнее и увереннее. Необходимо внушить школьникам и словом и делом: грамотным нужно быть всегда и везде.