Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Технологические приемы повышения мотивации в обучении на уроках физики

Технологические приемы повышения мотивации в обучении на уроках физики

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определённое место занимает идея формирования познавательных интересов учащихся. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса. Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому – ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый. В соответствии с этим можно обозначить проблему исследования: недостаток интереса к физике и активизации мыслительной деятельности обусловленный «сухостью» преподавания. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается физика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Если же у ученика обнаружились явные недостатки развития того или иного качества мышления (например, ученик малонаблюдателен), то я предлагаю такому ученику такие задания, которые способствуют развитию именно этого качества. Например, 1. Вспомните, какие тепловые явления вы наблюдали на улице, у себя дома? 2. Назовите как можно большее число механических явлений, которые вы видели на улице, у себя дома? 3. Назовите измерительные приборы, какие есть у вас дома? Что они измеряют? Может быть, поэтому среди моих учеников нет неуспевающих и заядлых прогульщиков уроков. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Поэтому на своих уроках я всегда стремлюсь разнообразить формы обучения. Это: игры-упражнения, состязания, конкурсы, образное описание событий, рассказ-задача или сказка– задача, игры-путешествия, шарады, загадки, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок, физкультурные минутки. Тем самым я создаю положительный эмоциональный фон деятельности, располагаю к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Эффективные формы развития интереса к обучению физике: дидактические игры, нестандартные уроки, использование на уроках физики художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических ситуаций, разнообразные формы работы с учебником, и т. д. При использовании на уроках физики занимательных материалов активизируется мыслительная деятельность учащихся и повысится интерес к предмету. Для того чтобы ученики могли запомнить формулы, которые для нас кажутся очень простыми , на своих уроках я использую запоминалки формул. Например, Запоминалки : 1. Массу мы легко найдём, Умножив плотность на объём. 2. «Бац!» -взмахнул кнутом пастух. «Пора вставать!» – пропел петух Если слово «бац» запомнишь, Формулу объёма вспомнишь. V=bac 3. Знает каждый инженер V= w*R 4. Не лезьте вводу глубоко, В воде давленье велико. Надавит сверху РО-ЖЕ-АШ И вдруг концы свои отдашь. 5. На закон Ома посмотри И силу тока ты найди Раздели – ка напряжение На его сопротивление. Очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Для этого я использую на различных этапах урока интерактивную доску и мультимедийный проектор. Кроссворды хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Так при изучении темы «Механическая работа» в начале урока я предлагаю ученикам разгадать кроссворд, в котором ключевым словом является «РАБОТА». Я предлагаю вашему вниманию презентацию урока «Механическая работа» в 7 классе. На этом уроке, помимо кроссворда, используются и другие приемы повышения интереса к изучению предмета. Так, например, на уроке решаются задачи, которые я составила сама, исходя из заметок в газете и уроков физической культуры учащихся нашей школы. (слайды урока «Механическая работа») Познавательная игра – один из видов умственной деятельности ученика в учебном процессе – используется для достижения обучающего, развивающего и воспитывающего целей обучения. «ПОЗНАВАЙ – ИГРАЯ». Эта форма обучения должна получать все большее распространение. Использование элементов игры в проблемном обучении позволяет максимально активизировать учение школьников, повышать продуктивность умственной деятельности учащихся. Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка ( да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения учащихся , по сравнению с традиционной моделью, более перспективна. Проводимая по схеме: ученик-учитель-ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Под влиянием игры – путешествия активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интересней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Игра при правильной ее организации способствует развитию познавательного интереса у учащихся. В прошлом году я принимала участие в конкурсе мультимедийный уроков, а также во всероссийском конкурсе «Открытый урок». Мною разработан урок путешествие по стране «Давление». Показ слайдов урока– путешествия по стране «Давление» (Слайды урока) Можно на уроке проводить такую игру как «Своя игра». Предлагаю вашему вниманию один из примеров игры, которую можно использовать на уроке. “СВОЯ ИГРА” На доске предложена таблица всех тем со степенью сложности от самой легкой (100 очков) до самой сложной (600 очков). Класс делится на три команды и выбирает себе капитана, который и выбирает тему и сложность вопроса, а также, человека из своей команды который может дать правильный ответ на вопрос. Если команда отвечает неправильно, то из суммы набранных очков вычитаются эти очки, и право отвечать на вопрос переходит следующей команде. В финале, команда, набравшая большее количество очков выбирает одну из тем финальной игры. В конце урока подводятся итоги игры и награждение и финалистов и учащихся других команд, принимавших активное участие в игре. Физика и лирика Приборы и материалы Эврика Великие ученые Кругом вода 100 100 100 100 100 200 200 200 200 200 300 300 300 300 300 400 400 400 400 400 500 500 500 500 500 600 600 600 600 600 Очень хорошо в канву урока вплетаются предлагаемые мною упражнения для физкультминутки. Так, например, 1. Игра с мячом. Учитель, кидая мяч, задает ученику вопрос, отдавая мяч, обратно ученик отвечает. Например, – В каких единицах измеряют массу? – В килограммах. -Каким прибором? – Весы. 2. Величина – единица. Я называю величину – ученик как можно больше ее единиц измерения. Например: расстояние– метр, см, км… 3. Игра в слова. Предложить записать слова (имена существительные или прилагательные), связанные с изученной темой, в столбик. Конкурс проводится «на время». Например, тема «Электрические явления»: Прилагательные : электрическое ,заряженный, отрицательный, положительный Существительные : электрон, протон, заряд и т. д 4. Острый глаз. Определите без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане… 5. Название приборов. Нужно расположить названия предложенных городов так, чтобы из начальных букв составить название физического прибора. Затем объяснить, как он устроен и для чего применяется. Например, Киев, Уфа, Звенигород, Рига, Новосибирск, Архангельск, Ереван. Ответ: мензурка – прибор для определения объёма жидкости. 6. Уберите лишнее слово. Например, Масса, объём, плотность, скорость, газ, давление. Динамометр, весы, часы линейка, жидкость, барометр. Кг, м, с, Па, см, Н. 7. Шаги – термины. Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет физическое понятие или прибор, явление и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше. На уроках можно использовать задачи– загадки «Что в черном ящике?» 1. Этот маленький предмет Вам подскажет всем ответ Почему при малой силе В стенку мы его вонзили? 2. Сей особенный предмет Может ценный дать совет Утром. Уходя из дома, Брать свой зонтик или нет? 3. В ящике такой предмет Он дает тепло и свет Двигает трамвай по рельсам. Знаете ,его иль нет? Вот некоторые творческие принципы нестандартных уроков : 1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений. 5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения. 6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. Проводить на уроках физики оригинальные опыты и фронтальные лабораторные исследования, использовать яркие наглядные пособия, разнообразные методы и приемы обучения, в том числе игры, соревнования, диспуты, словом все, что возбуждает эмоции у учащихся , положительные и сильные. Один из способов создания положительных эмоций на уроке – юмор. Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса . Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения. Третий прием – “возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех. Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. На уроках необходимо обращать внимание на здоровьесберегающие технологии. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела» («Простые механизмы, рычаг. Звуковые колебания и т. д . »), «правильное питание» («Внутренняя энергия»), «здоровый образ жизни»(физическая культура– умение рассчитать свои силы), «безопасное поведение на дорогах» (Сила трения, инерция ). К сожалению, мы часто забываем такую истину: мозг школьника устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности и поэтому непрочны. Мощным “детонатором”, который помогает им проникнуть внутрь и там “взорваться”, превратившись затем в убеждения, является интерес. Поэтому так важно искать средства, которые бы увлекли ученика предстоящей учебной работой. Вначале можно посоветовать подумать о чем-нибудь приятном, затем об удовольствии, которое получит ученик и все его окружающие, если ему удастся ярко изложить учебный материал, какую радость от отличной оценки, полученной за ответ на уроке, он доставит родителям. … Наконец, полезно, просто улыбнуться, как делают это, когда предстоит что-то веселое, увлекательное. Так созданная положительная установка поможет выполнить работу более старательно и тщательно; а скрупулезность исполнения – одно из главных условий пробуждения интереса. Мимика и жесты – одни из наиболее достоверных показателей характера человеческого поведения. Наблюдая за жестикуляцией, мимикой, пантомимикой школьника, опытный педагог может многое заметить и понять в его поведении и, значит, в характере. Выразительные движения могут уточнить, дополнить, пояснить речевые сообщения; с их помощью можно усилить или ослабить сказанное, выразить свое отношение к предмету разговора; они помогают наладить обратную связь. Поэтому для поддержки учеников просто необходимо подбадривать их взглядом, движением руки и, конечно, улыбкой. “Учитесь не смотреть, а видеть” – эти слова Шекспира могут стать девизом совершенствования педагога, которой хочет стать мастером своего дела.