Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование сетевого взаимодействия в условиях экспериментальной образовательной деятельности в школе

Использование сетевого взаимодействия в условиях экспериментальной образовательной деятельности в школе В настоящее время сетевое взаимодействие в образовании – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов. Заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика». А. И. Адамский [1. ] определяет Образовательную сеть как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга.

Рассматривая условия организации сетевого взаимодействия, С. В. Тарасов [5. ] отмечает его особое значение в развитии исследовательского потенциала и профессионализма для педагогов. Под образовательной сетью, по его мнению, понимается целостность субъектов образования (включая и другие субъекты социокультурной среды), осуществляющих ценностно-смысловое профессиональное взаимодействие, нацеленное на достижение значимых социально-образовательных результатов. Образовательная сеть, как считает С. В. Тарасов, предусматривает: наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей образовательного учреждения; наличие и понимание общей цели и задач деятельности, которые уточняются в условиях диалога и взаимодействия; сеть – форма решения творческих инновационных задач, требующая объединения усилий разных образовательных учреждений, а также других субъектов социокультурной среды территорий; в сетевом взаимодействии важны психологическая совместимость и позитивные отношения людей; сеть складывается не только из образовательных учреждений, но и из отдельных педагогов, микросообществ, ассоциаций, стремящихся к развитию нового педагогического опыта; в сети активно используются идеи ученых, их опыт и личное участие; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников; образовательная сеть нуждается в информационных ресурсах (интернет и другие способы передачи и обработки информации).

Интерес к сетевому взаимодействию в современной образовательной практике связан с появлением в 2002 г. Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой выделяются модель внутришкольной профилизации и модель сетевойорганизации.

Идея создания сети образовательных учреждений (ОУ), апробирующих инновационные образовательные программы и технологии, возникла в департаменте образования и науки Кемеровской области в 2008 году в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование». Четыре образовательные учреждения г. Кемерово с разными профилями обучения (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» (естественнонаучный профиль), МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» (физико-химический профиль), МОУ «Гимназия №25» (гуманитарно-эстетический профиль), МБОУ «Лицей №23» (физико-математический профиль) включились в эксперимент по апробированию модульно-рейтинговой технологии в преподавании профильных предметов и элективных курсов в 10-11-х классах.

На момент создания сети, открытия областной экспериментальной площадки, эти образовательные учреждения уже более 5 лет осуществляли профильную подготовку учащихся в рамках классов с углубленным изучением учебных предметов. Также эти ОУ имели значительный опыт работы в системе «школа-вуз». Гимназия №25 входила в ЦНО КемГУКИ, школы №45 и 28 в течение 5 лет взаимодействовали с КГМА и КузГТУ, и преподавание специализированных курсов в этих ОУ осуществляли не только педагоги школы, но и преподаватели вузов.

В этих учреждениях преподавание отдельных предметов уже осуществлялось в соответствии с модульно-рейтинговой технологией. В гимназии №25 при изучении профильного предмета «Культурология» в классах гуманитарно-эстетического профиля использовался учебно-методический комплекс «Культурология: от теории к практике» (автор – кандидат культурологии, доцент Е. С. Кузнецова), для оценки результативности обучения по этому курсу использовались элементы рейтингового контроля (рейтинговая таблица для контроля знаний учащихся), а элективный курс «Мировой кинематограф» полностью построен по модульно-рейтинговому принципу. В школе №28 на уроках физики применялась рейтинговая система оценки контрольных работ учащихся 10-11 классов, в школе №45 была разработана программа элективного курса «Основы цитологии» мо модульному принципу.

В МОУ «Лицей № 23» в течение последних 3-х лет учителем физики разработана и апробирована система контрольно-измерительных материалов для оценки знаний обучающихся среднего и старшего звеньев, за основу которой взята шкала оценки уровня знаний ЕГЭ по физике. В рамках внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения разработано Положение о портфолио обучающихся 9-11 классов, основой которого является рейтинговая шкала, состоящая из образовательного рейтинга ученика, индивидуальной накопительной оценки и баллов социальных рисков.

Все эти образовательные учреждения осуществляли предпрофильную подготовку и профильное обучение на основе базисного учебного плана 2004 года.

Цель эксперимента: экспериментальная апробация модульно-рейтинговой технологии обучения в воспитательно-образовательном процессе в условиях профильного обучения

Задачи эксперимента:

1. разработать и апробировать организационно-педагогические условия реализации модульно-рейтинговой технологии обучения в условиях профильного обучения;

2. разработать критерии и показатели результативности реализации модульно-рейтинговой технологии в условиях профильного обучения;

3. разработать пакет диагностических методик для оценки результативности реализации модульно-рейтинговой технологии;

4. разработать и апробировать содержание профильных предметов и элективных курсов на основе технологии модульно-рейтингового обучения;

5. разработать пакет нормативных документов и методических материалов для реализации модульно-рейтинговой технологии обучения в условиях профильного обучения.

Гипотеза исследования:

Реализация профильного обучения на основе модульно-рейтинговой технологии обучения будет результативной, если

– учебный процесс ориентирован на повышение познавательной активности, развитие самостоятельности и формирование осознанного выбора образовательной траектории обучающихся;

– обеспечивается индивидуальная образовательная траектория обучающихся на основе вариативности содержания образования и системы оценки результатов обучения, а также темпа, форм и методов освоения содержания образования.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы, нормативно-правовой базы, изучение актуального педагогического опыта, анкетирование, тестирование, проектирование, моделирование, систематизация, структурирование, метод экспертных оценок педагогический эксперимент

Сроки эксперимента

сентябрь 2008– сентябрь 2012

Принципы сетевого взаимодействия участников эксперимента

Объединяющая цель – несет в себе смысл основной идеи сети, созданной для проведения эксперимента.

Конкурентное сотрудничество – строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом за ее пределами: относительно независимая организация вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне ее поля деятельности.

Множественность уровней взаимодействия – совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве; каждый член сети может осуществлять контакты как с членами своей ячейки сети, так и с представителями других уровней.

Добровольность связей – сотрудники организации, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде или творческому коллективу и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках сетевого взаимодействия.

Независимость членов сети – представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат.

Множественность лидеров – понятие лидерства в сети не совпадает с привычными представлениями о нем в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевом сообществе – это любой человек или организация, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса.

Демократичность – необходимое условие и равное право участников к предоставлению, использованию, оценке, обсуждению своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач.

Паритетность и лояльность – отсутствие приоритетного статуса образовательного учреждения, отдельной творческой группы, созданной в рамках эксперимента, перед другими участниками сети связано с признанием равного права всех участников выдвигать идеи, обсуждать продукты деятельности участников сети, способствовать достижению успеха

Кроме программы эксперимента, рассчитанного на 4 года, принципов и способов обмена информацией и общения школ, была разработана программа сетевого взаимодействия, значимость которой подтверждена всеми участниками эксперимента.

Программа сетевого взаимодействия участников эксперимента

Этап/ дата

Основные мероприятия в ОУ

Результатив

ность

МБОУ

«СОШ № 45»

МБОУ

«СОШ № 28»

МБОУ «Гимназия

№ 25»

МБОУ

«Лицей № 23»

Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2007 гг. )

Задачи:

1. Подгото-виться ОУ к эксперименту.

2. Разработать критерии и показатели результатив-ности внедрения модульно-рейтинговой технологии обучения.

3.

Сформировать пакет нормативно-правовых документов, обеспечива-ющих реализацию модульно-рейтинговой технологии

1. Анализ готовности к реализации эксперимента

Аналитические записки

2. Организация координационного совета по эксперименту

Координационные советы в ОУ

3. Координация действий участников эксперимента, обмен средствами коммуникации, электронными адресами. Отработка способов дистанционного общения с целью обмена информацией о ходе эксперимента.

Сайты ОУ, эл. aдреса, Skype

4. Консультирование учителей, участников эксперимента, у психологов в МБОУ «ЦДиК» г. Кемерово

5. Консультрование учителей, участников эксперимента, у методистов МБОУ ДПО «НМЦ»

6. Разработка диагностических методик, контрольно-измерительных материалов для оценки результативности внедрения модульно-рейтинговой технологии в преподавании физики, химии и биологии

6. Разработка диагностических методик, контрольно-измерительных материалов для оценки результативности внедрения модульно-рейтинговой технологии в преподавании химии и математики

6. Разработка диагностических методик, контрольно-измерительных материалов для оценки результативности внедрения модульно-рейтинговой технологии в преподавании русского языка

6. Разработка диагностических методик, контрольно-измерительных материалов для оценки результативности внедрения модульно-рейтинговой технологии в преподавании физики

Пакет диагностических методик и контрольно-измерительных материалов

1. Портфолио обучающегося профильного класса МБОУ «СОШ № 45»

1. Портфолио обучающегося профильного класса МБОУ «СОШ № 28»

1. Портфолио обучающегося профильного класса МБОУ «Гимназия №25»

1. Портфолио обучающегося профильного класса МБОУ «Лицей № 23»

Пакет локальных актов, нормативно правовых документов, обеспечива-ющих возможность реализации модульно-рейтинговой технологии

2. Проект договора с родителями об участии обучающегося в эксперименте.

(разрабатывает творческая группа учителей – по 1 представителю от ОУ)

3. Проект протокола родительского собрания.

(разрабатывает творческая группа учителей – по 1 представителю от ОУ)

4. Проект локального акта «Положение о творческой группе учителей-экспериментаторов»

(разрабатывает творческая группа учителей – по 1 представителю от ОУ)

5. Совещание сетевого координационного совета с целью определения готовности к открытию сетевой областной площадки, рассмотрения проектов нормативных локальных актов, необходимых для реализации экспериментальной деятельности в ОУ

Единый отчет участников эксперимента

(составляют руководители эксперимента в ОУ)

Теоретический этап (январь 2008 – сентябрь 2009 гг. )

1. Разработать и адаптировать содержание образования по профильным предметам и элективным курсам с учетом требований модульно-рейтинговой технологии

1. Работа экспериментальной группы учителей химии школ № 45, 28 по созданию учебной программы модульного курса «Химия. 10-11 классы» (профильный уровень);

2. Работа экспериментальной группы учителей биологии школы № 45 по созданию учебной программы модульного курса «Биология. 10-11 классы» (профильный уровень);

3. Работа экспериментальной группы учителей физики школ № 45, Лицея №23 по созданию учебной программы модульного курса «Физика. 10-11 классы» (профильный уровень);

4. Работа экспериментальной группы учителей математики школы № 28 по созданию учебной программы модульного курса «Математика. 10-11 классы» (профильный уровень);

5. Работа экспериментальной группы учителей русского языка и литературы школы № 45 и гимназии № 25 по созданию учебной программы модульного курса «Русский язык. 10-11 классы» (профильный уровень);

Экспертиза программ в МОУ ДПО «НМЦ» проведена, получены рецензии КРИПКиПРО на каждую программу.

6. Консультирование с методистами МБОУ ДПО «НМЦ» г. Кемерово

В течение года по мере необходимости в рабочем порядке

9. Освещение хода эксперимента в СМИ.

Выступление представителей педагогических коллективов МБОУ «СОШ

№ 45» и МБОУ «СОШ № 28» по телевидению.

10. Публикация статьи о ходе эксперимента в журнале «Учитель Кузбасса»

2010 г. ,

январь

2. Апробировать учебные программ профильных предметов, построенных на основе модульно-рейтинговой технологии обучения

МБОУ

«СОШ № 45»

МБОУ

«СОШ № 28»

МБОУ

«Гимназия № 25»

МБОУ

«Лицей № 23»

Методические рекомендации к курсам, технологические карты, дидактические материалы, мульмедиа продукты по апробируемым программам

Модульные программы по химии, биологии, физике, русскому языку

Модульная программа по математике, химии

Модульная программа по русскому языку

Модульная программа по физике. математике

2009-2010 г. – в 10 классе, 2010-2011 г. – в 11 классе.

Практический этап (сентябрь 2009– май 2011 гг. )

3. Организовать и реализовать психолого-педагогическое сопровождение эксперимента

1. Работа творческой группы психологов ОУ, участвующих в эксперименте, по созданию тестов, анкет, рекомендаций для учителей – экспериментаторов, обучающихся.

2. Тестирование обучающихся на определение психологической комфортности, удовлетворенности формой обучения, оценке успешности

3. Тестирование обучающихся на определение динамики мотивации учебной деятельности, исследовательской деятельности

4. Тестирование обучающихся на определение динамики уровня познавательной активности

2008г. ,

Январь-май

2009 г. , январь

В течение эксперимента. 1 раз в полугодие.

4. Организовать мониторинг результа-тивности внедрения модульно-рейтинговой технологии

МБОУ

«СОШ № 45»

МБОУ

«СОШ № 28»

МБОУ

«Гимназия № 25»

МБОУ

«Лицей № 23»

Используются единые разработанные группой учителей тесты, результаты сопоставляются

Мониторинг качества по химии, биологии, физике, русскому языку в 10-11-х классах

Мониторинг качества по химии. математике в 10-11-х классах

Мониторинг качества по русскому языку в 10-11-х классах

Мониторинг качества по математике физике в 10-11-х классах

Мониторинг результатов ЕГЭ-2010; ЕГЭ-2011 по биологии, физике, русскому языку

Мониторинг результатов ЕГЭ-2010; ЕГЭ-2011 по химии, математике

Мониторинг результатов ЕГЭ-2010; ЕГЭ-2011 по русскому языку

Мониторинг результатов ЕГЭ-2010; ЕГЭ-2011 по физике, математике

Результаты сопоставляются

Практический этап (сентябрь 2009– май 2011 гг. )

5. Проведение семинаров и педагогических конференций, открытых уроков по обмену опытом реализации модульно-рейтинговой технологии на базах школ, участвующих в эксперименте

1. Семинар «Инновационные технологии в школе: модульно-рейтинговая технология» на базе МОУ «СОШ № 45»

2009 г. .

декабрь

2. Семинар «Инновационные технологии в школе: модульно-рейтинговая технология в преподавании предметов естественнонаучного цикла (химия и биология)» на базе МОУ «СОШ № 45»

2010 г. .

февраль

Научно-практические конференции

по вопросу эксперимента представлено докладов

2010 г. , март

2010 г. , март

2010 г. , февраль

2010 г. , январь

НПК учителей МБОУ «СОШ№ 45»

НПК учителей МБОУ «СОШ № 25»

НПК учителей МБОУ «Лицей № 23»

НПК учителей МБОУ «СОШ № 28»

2 доклада

1 доклад

2 доклада

2 доклада

3. Семинар «Модульно-рейтинговая технология в школе: опыт реализации РТ в преподавании русского языка в профильных классах и элективных курсов лингвистического профиля» (на базе МБОУ «Гимназия № 25»)

2010 г. ,

март

4. Семинар «Модульно-рейтинговая технология в школе: опыт реализации МРТ в преподавании математики и химии в профильных классах»

(на базе МБОУ «СОШ № 28»)

2010 г. ,

ноябрь

5. Городской семинар «Инновационные технологии в школе»

(на базе МБОУ «СОШ № 45»)

2011 г. ,

февраль

6. Семинар для молодых специалистов «Модульно-рейтинговая технология в школе: специфика, методика, формы реализации»

(на базе МБОУ «СОШ № 45»)

2011 г. ,

март

Научно-практические конференции

по вопросу эксперимента представлено докладов

2011 г. , февраль

2011 г. , январь

2011 г. , январь

НПК учителей МБОУ «СОШ№ 45»

НПК учителей МБОУ «Лицей № 23»

НПК учителей МБОУ «СОШ № 28»

3 доклада

2 доклада

2 доклада

7. Семинар «Модульно-рейтинговая технология в школе: опыт реализации МРТ в преподавании математики и физики в профильных классах»

(на базе МБОУ «Лицей № 23»)

2011г. ,

декабрь

8. Семинар «Модульно-рейтинговая технология в школе: опыт реализации МРТ в преподавании физики в профильных классах»

(на базе МБОУ «СОШ № 45»)

2012 г. , февраль

6. Провести педагогические советы в ОУ по промежуточным итогам экспериментальной деятельности

Вопросы для рассмотрения и утверждения на педсовете;

1. Оценка готовности ОУ к началу эксперимента по апробированию модульно-рейтинговой технологии в профильной школе

Подготовительный этап

2. Утверждение программы эксперимента в ОУ в рамках сетевого взаимодействия в составе участников областной экспериментальной площадки

Первый этап

3. Утверждение программы сетевого взаимодействия в рамках областной экспериментальной площадки

4. Утверждение состава творческой группы учителей, участников эксперимента.

5. Утверждение нормативно-правовой базы для проведения эксперимента

6. Утверждение программы психолого-педагогического сопровождения эксперимента

7. Утверждение экспериментальных модульных программ учебных курсов

Начало второго этапа

8. Рассмотрение и оценка результатов работы ОУ по выполнению программы эксперимента

Завешающий этап

7. Создать банк учебных программ профильных предметов и элективных курсов, разработанных на основе модульно-рейтинговой технологии обучения

1. Учебная программа модульного курса «Химия. 10-11 классы» (профильный уровень)

Составители: Тв. коллектив учителей МБОУ «СОШ № 45» , МБОУ «СОШ № 28»

2. Учебная программа модульного курса «Биология. 10-11 классы» (профильный уровень)

Составители: Тв. коллектив учителей МБОУ «СОШ № 45»

3. Учебная программа модульного курса «Физика. 10-11 классы» (профильный уровень)

Составители: Тв. коллектив учителей МБОУ «СОШ № 45», МБОУ «Лицей № 23»

4. Учебная программа модульного курса «Математика. 10-11 классы» (профильный уровень);

Составители: Тв. коллектив учителей МБОУ «СОШ № 28», МБОУ «Лицей № 23»

5. Учебная программа модульного курса «Русский язык. 10-11 классы» (профильный уровень)

Составители: Тв. коллектив учителей МБОУ «СОШ № 45», МБОУ «Гимназия № 25»

6. Учебная программа модульного элективного курса «Сестринское дело 8-10 классы»

Составители: Тв. коллектив учителей МБОУ «СОШ № 45»

7. Учебная программа модульного элективного курса «Инженерная графика 10-11 классы»

Составители: Тв. коллектив учителей МБОУ «СОШ № 45»

8. Учебная программа модульного элективного курса «Комбинированные задачи по физике»

Составители: Тв. коллектив учителей МБОУ «СОШ № 45», МБОУ «Лицей № 23»

9. Учебная программа модульного элективного курса «Комбинированные задачи по физике»

Составители: Тв. коллектив учителей МБОУ «СОШ № 45», МБОУ «Лицей № 23»

Обобщающий этап (сентябрь 2011 – сентябрь 2012)

8. Подведение итогов экспериамента.

1. Круглый стол участников эксперимента с целью обсуждения проделанной работы:

– отчеты ОУ, участвующих в эксперименте, оценка продуктов экспериментальной деятельности;

– отбор методических материалов и программ курсов для печати в сборнике программ, разработанных с учетом требований модульно-рейтинговой технологии.

2. Работа творческих групп по подготовке к публикации сборника программ и методических материалов по результатам эксперимента

Сборник «Модульно –рейтинговое обучение в школе» опубликован в январе 2012 г. в КРИПКиПРО

Результаты сетевого взаимодействия участников областной экспериментальной площадки обсуждались в ходе информационно-аналитических мероприятий разного уровня. Они получили одобрение участников II Всероссийского Форума учителей в г. Санкт-петербурге, III Международного педагогического форума, Международной научно-практической конференции «Управление профессиональным развитием педагога»,II региональной заочной конференции «Инновации в образовании: опыт, реализация». Программы, разработанные творческими коллективами учителей в рамках данного эксперимента, удостоены Дипломов Всероссийского конкурса «Педагогические инновации в образовании», представлены на сайте Всероссийского конкурса «Открытый урок», «Pedsovet. ru». Силами педагогических коллективов школ, участников данного эксперимента, проведены мастер-классы для молодых специалистов школ города Кемерово, студентов Кемеровского государственного университета, Кемеровского государственного университета Культуры и искусств, Кемеровского педагогического колледжа, а также слушателей курса «Преподаватель высшей школы» КемГУ.

Мы считаем, что имеющийся у нас опыт организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений в ходе экспериментальной инновационной деятельности имеет большое значение для формирования сети образовательных учреждений Кемеровской области, обеспечивающей массовое распространение в системе общего образования лучших инновационных учебных программ, методик, технологий с целью повышения качества образования.

На сегодняшний день очевидно, что сетевое взаимодействие является важным результатом политики модернизации образования. Кроме этого, сетевое взаимодействие, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, предоставляет широкие возможности общения, объединения в профессиональное Интернет-сообщество, консультирование и дискутирование по наиболее актуальным или проблемным вопросам в ходе реализации экспериментальной деятельности, а использование компьютерных коммуникаций позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку и ведет к активизации общения учителей между собой, расширению опыта инновационной деятельности.

Список информационных источников:

1. Адамский, А. И. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку [Текст] / Под ред. А. И. Адаманского – М. : Эврика, 2006.

2. Давыдова, Н. Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений [Текст]//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. -№1. -С. 3-6.

3. Зоткин, А. Сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования [Текст]/ А. Зоткин, Н. Егерева //Народное образование. – 2007. -№1. -С. 109-118.

4. Савицкая, Д. А. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений муниципальной методической службы [Текст]// Методист. -2009. -№5. -С. 30-33.

5. Тарасов, С. В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание [Текст]// Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. – СПб. , 1998.

6. Третьяк, Т. М. Проект "Сетевая школа ИКТ": организация профильного обучения и повышение квалификации педагогов[Текст] // Школьные технологии. – 2009. – №1. – С. 104-108.

7. Чучкевич, М. М. Что такое сетевая организация? [Текст] / М. М. Чучкевич – М. : Изд-во Института социологии, 1999.