Использование современных технологий в профориентационной работе
Использование современных технологий в профориентационной работе
1. О современных требованиях к профориентационной работе в школе.
Школьнику-подростку необходимо решить один из главнейших вопросов жизни: «Что делать дальше, кем быть?» Задача сложная. Еще в Древнем Риме перед ребенком клали меч, молоток, лютню и от того, к какому предмету в первую очередь потянется его рука, решали, быть ли ему воином, строителем, поэтом.
Профориентация была и остается одним из приоритетных и неизменных направлений работы школьного коллектива. Ее положительные результаты – следствие совместной деятельности всех участников учебно-образовательного процесса. В соответствии с программой «Психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения», мы ведем профориентационную работу на всех этапах школьного профессионального самоопределения учащихся: пропедевтическом (начальные классы), поисковом (5-7 классы), предпрофильном (8-9 классы) и профильно-адаптационном (10-11 классы). Формы работы: проф информирование, профессиональное воспитание, диагностика и профессиональная консультация.
Результативность совместной работы коллектива школы отражена в данных трехлетнего мониторинга:
доля выпускников 11-ых классов, определившихся с выбором профессии в конце 2010-2011 учебного года составила 96%;
доля выпускников профильных классов, продолжающих обучение по профилю в ССУЗах, ВУЗах – 91%.
2. Использование современных технологий в профориентационной работе. Мы применяем сказкотерапию, песокотерапию, символдраму, технологии критического мышления, элементы коучинга, НЛП. На практике технологии часто пересекаются, накладываются друг на друга. В основе применения любой технологии должны лежать знание и учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Сказкотерапия. Почему сказки? С помощью сказки человек учится преодолевать жизненные преграды, познает мир, готовится к взрослой жизни. Уже простое чтение сказок способствует социализации, адаптации, интеграции личности. Каждый психолог, работающий с детьми и подростками, имеет свою коллекцию сказок, метафор, притч, историй, афоризмов. Эта коллекция может быть небольшой. Одну и ту же притчу, сказку, метафору можно использовать при решении самых различных проблем, в том числе проблем профессионального самоопределения.
Приведем пример.
В школе есть "трудные" дети. Как правило, они имеют неадекватную самооценку, привлекают к себе внимание через негативное поведение, получают много замечаний и постепенно начинают чувствовать, что их всегда считают виноватыми. И это обидно. «Не за себя страдаю, это не я сделал» – говорит такой подросток на встрече с психологом.
В ходе коррекционной работы, читается история про «Козла отпущения», и находится выход. Выход в том, чтобы отделиться от племени обвиняемых, стать самим собой, не оправдываться, прислушиваться к себе: «Что у меня лучше всего получается, лучше всех». Найти себе дело, профессию. И наступит время, когда люди будут показывать на тебя пальцем и говорить: «Вот тот человек, мастер своего дела, который делает это лучше всех». Эту и другие притчи, сказки, метафоры, которые активно используются нами, мы надеемся опубликовать в методической разработке «Коллекция сказок для профориентационной работы» (конкурс «1001 идея нестандартного занятия с детьми»).
С помощью сказок удобно знакомиться со смежными профессиями: сказка «Фатима –прядильщица» Идриса Шаха [2], сказки П. Бажова «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер», «Василиса Прекрасная» и др.
Особенно весело проходят занятия, если мы в качестве разминки подбираем профессии сказочным героям. Сначала даем герою личностную характеристику, потом подбираем подходящие варианты трудоустройства для Кощея, Дюймовочки, Кота в сапогах, Иванушки на печи, Золотой рыбки, Царевны – лягушки, Бабы-Яги, Золушки, Снегурочки…
С помощью техники «Мозговой штурм» проводим занятие по «Притче о старом шляпнике» [1]:
– Просим ребят рассказать, кем могли бы работать люди, которые выбирают ту или иную шляпу;
– На основе принципов, предложенных Эдвардом Де Боно, характеризуем любую профессию с позиций разноцветных шляп. Получается взвешено и объективно.
Технология критического мышления. Авторы: Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл, Дона Огл. Техника работает на метапредметные результаты.
Рассмотрим приемы «Анализ материала и проблемы» и «Кластер».
По первому, в контексте нашей задачи, предлагаем провести анализ профессии с позиций: что знаю, что знал, что хочу узнать.
По второму – прием «Кластер»: в центре листа пишем название професии. Далее вокруг этого слова вписываем слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. Составленные группировки по признакам и направлениям обсуждаются.
Элементы коучинга или НЛП. Известно, что несколько правильных вопросов, заданных в нужный момент, прекрасно заменяют длительные и многочисленные указания. Вот некоторые вопросы, которые мы используем в индивидуальной профессиональной консультации:
– Если бы ты знал какая профессия тебе подходит, то что бы сказал?
– Какими критериями ты пользуешься при выборе профессии?
– Что для тебя в выборе профессии самое трудное?
– Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
– Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать? (Здесь можно использовать технику символдрамы).
– Какие возможны препятствия на пути?
– Какая поддержка тебе нужна?
Песокотерапия. Песокотерапию мы применяем в психокоррекционной работе с тревожными подростками, испытывающими страх перед будущим. Беспроигрышный вариант – моделирование условий для переживания ресурсных состояний, для эмоциональной подпитки старшеклассника – создание песочных картин: «Место, где я счастлив», «Место, где я отдыхаю», «Радость», «Удача» [3]. Постепенно можно переходить к планированию будущего: «Город моей мечты», «Моя жизнь через 10 лет» и другие. Главное, «выдернуть» подростка из травмирующей ситуации, оказать поддержку, и только потом, приступать к планированию дальнейшего пути обучения.
Символдрама. Это метод работы с эмоциями и воображением, минуя нишу вербализации [4], главное, чтобы человек представил ситуацию и испытал соответствующие эмоции. Для примера приведем упражнение "Триумфальное шествие", которое используется при достаточно распространенном явлении: страхе перед успехом, когда человек сам провоцирует неудачу перед завершением какого-то дела.
В докладе мы попытались показать, как можно использовать современные технологии в профориентационной работе. Хочется еще раз подчеркнуть, что без слаженной работы всего школьного коллектива систематической работы не получится. Поэтому в начале сентября мы подробно планируем совместную деятельность. Разгадать дар каждого, помочь занять свое место, дать возможность членам коллектива ощутить себя единым целым помогут сказка «Согласие» и притча «Три каменщика»[5] . Они могут быть прочитаны на педсовете психологом.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Теория и практика командообразования. – СПб. Речь. 2004.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Психотерапия зависимостей. – СПб. Речь. 2004.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. , Грабенко Т. Чудеса на песке. – СПб. Речь. 2005.
4. Обухов Я. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. – М. Эйдос. 1997.
5. Сергеев А. , Казанцев М. , Хутаева К. Анекдоты тренеров о бизнесе и не только. СПб: Речь, 2009.