Применение здоровье сберегающих образовательных технологий на занятиях учебной дисциплины «Охрана труда»
Применение здоровье сберегающих образовательных технологий на занятиях учебной дисциплины «Охрана труда»
Результаты исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦ ЗД РАМН констатируют, что 90% современных детей школьного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Из них 50% приходится на функциональные изменения по органам и системам, то есть те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают,
и около 40% – на хронические заболевания, то есть те, которые наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.
Только 10% процентов школьников можно назвать полностью здоровыми. Наиболее частыми заболеваниями у школьников являются нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения.
Актуальная проблема современного образования – сохранение здоровья молодёжи в период обучения. Зачастую в техникум приходят подростки с ослабленным здоровьем, имеющие ряд врождённых и хронических заболеваний.
Здоровье сберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:
– Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки).
– Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
– Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия)
– Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Наиболее часто в учебном процессе используются здоровье сберегающие образовательные технологии компенсаторно-нейтрализующего характера (физкультраузы, зарядка для глаз) и информационно-обучающие.
Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях, при которой происходит качественное развитие и воспитание учащихся без нанесения ущерба их здоровью.
Цель здоровье сберегающих образовательно-воспитательных технологий – обеспечить студентам возможность сохранения здоровья за период обучения в учебном заведении, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Интенсивность учебного процесса, недостаточная двигательная активность, не соблюдение здорового образа жизни приводят к ухудшению здоровья, обострению хронических заболеваний у студентов.
Для решения данной проблемы необходимо использовать здоровье сберегающие технологии обучения, решение задач по привитию здорового образа жизни.
Система здоровье сберегающих технологий – это совокупность взаимодействующих между собой компонентов процесса обучения, направленная на развитие здоровой личности студента.
Работа начинается с пропаганды здорового образа жизни, даются рекомендации по повышению работоспособности, правильной организации своей работы на занятиях и при подготовке домашних заданий. Особую актуальность эти рекомендации приобретают у студентов 3 и 4 курса во время работы над курсовыми проектами. Необходимо на каждом занятии напоминать студентам о соблюдении норм и правил здорового образа жизни.
Формирование целостного отношения к здоровью у студентов, рост информированности и понимания в вопросах здоровья является одним из условий реализации принципов образовательных здоровье сберегающих технологий в процессе обучения на уроках «Охрана труда».
На занятиях по дисциплине «Охрана труда» используются несколько форм внедрения образовательных здоровье сберегающих технологий. Одной из форм внедрения является субъективное включение студентов в здоровье сберегающий процесс на лекционных занятиях.
Другая форма – на комбинированных и практических занятиях. При проведении которых, студенты получают не только теоретические знания, но и практические навыки.
На занятиях заслушиваются сообщения студентов, подготовленные на основе дополнительной литературы на темы: «Влияние средств бытовой химии на здоровье», «Вред и польза лекарственных средств», «Отравляющее действие растительных и животных ядов», «Влияние освещение на работоспособность и травматизм» и др.
Важной формой внедрения образовательных здоровье сберегающих технологий является внеаудиторная подготовка студентов к практическим занятиям, когда студенты самостоятельно работают с учебной и дополнительной литературой, готовят наглядный материал, схемы, таблицы. Студентам дается домашнее задание, которое повышает эффективность последующего урока. Так в теме «Оказание первой помощи пострадавшим» предусмотрено только практическое занятие, поэтому теоретическая подготовка студентов к занятию проводится самостоятельно и оказывает существенную помощь в проведении практического занятия.
Ещё одной формой внедрения образовательных здоровье сберегающих технологий в учебном процессе может служить разработка проекта «Будь здоров студент». В котором могут ставиться задачи различных направлений (соблюдение режима труда и отдыха, правильный режим дня, организация труда и отдыха при курсовом проектировании и во время сдачи сессии, принципы здорового питания, влияние вредных привычек на здоровье, комфортные условия рабочей зоны и др. ) его выполнение потребуют развитого критического мышления и способности ориентироваться в информационном пространстве, интегрируя знания и умения из разных областей, для решения поставленных задач, с дальнейшей презентацией подготовленных проектов.