Использование интерактивных инструментов Мимио на уроках литературы
Использование интерактивных инструментов Мимио на уроках литературы
Использование интерактивного оборудования – это организация и ведение учебного процесса, направленного на активизацию познавательной деятельности учеников, это создание условий для их самостоятельного, инициативного и творческого освоения учебного материала. Mimio – это многообразие форм, видов и приёмов деятельности, которые способствуют повышению эффективности и результативности урока: использование инструментов перемещения, письма, выделения, затемнения объектов, выделения прожектором. Литературный материал «оживает» в руках учеников, движется, перемещается, находит «своё» место не только на интерактивной доске, но и в памяти ученика.
Например, на первом уроке, посвящённом пушкинским «Повестям Белкина», шестиклассники, используя инструмент перемещения, собирают под одну обложку «Повести Белкина» А,С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. В игровой форме идёт повторение изученного, знакомство с новым материалом и брошен взгляд в будущее. На следующей странице ученики соединяют пером, маркером или стрелкой название пушкинских повестей с эпиграфом к каждой из них. Есть возможность увидеть сразу все эпиграфы к пяти повестям и «своими руками» поставить их на своё место. Через поиск ключевых слов происходит постижение роли эпиграфа в литературном произведении. Гиперссылка поможет найти страницу, на которой дано определение эпиграфа и иллюстрация к этому определению. Инструмент перемещения поможет «расселить» героев «Повестей Пушкина» по усадьбам, в которых они «живут», по замыслу писателя. Можно организовать работу в группах, в парах. Сделаны первые шаги, вводящие учеников в мир пушкинских произведений. Здесь и проверка знания текста, и постижение нового материала, и целостное восприятие цикла повестей.
В любом классе можно проверить теоретические знания о литературных жанрах. Заполняется таблица «Три рода литературы», ученики перераспределяют материал таблицы:
Род литературы | Эпос | Лирика | Драма |
Жанры | сказка комедия элегия очерк водевиль послание роман
|
повесть трагедия гимн сонет сказ новелла стансы |
ода драма эпиграмма мелодрама рассказ баллада былина |
Размышляя, в какую графу поместить тот или иной жанр, ученики вспоминают особенности эпоса, лирики и драмы, приводят примеры литературных произведений.
Род литературы | Эпос | Лирика | Драма |
Жанры | сказка очерк роман новелла повесть рассказ былина
|
гимн сонет послание стансы ода элегия эпиграмма
|
трагедиямелодрама драма комедия
|
Изучение теоретического материала на уроках литературы всегда вызывало и вызывает большие трудности, а иногда даже протест учеников. Прежде всего, это связано с непониманием учащимися необходимости освоения данного материала. Действительно, а зачем нужно знать, что такое эпитет или метафора, инверсия или антитеза? Что изменится в восприятии и постижении прочитанного текста, если ученик найдёт в нём сравнение или олицетворение?
Проект «Литература как искусство слова» предлагает множество заданий по конструированию текста, по выбору подходящего эпитета или сравнения. Например, предлагается вставить пропущенное прилагательное в начале лермонтовского описания Кавказских гор («Герой нашего времени»):
«Вид с трех сторон у меня ___________. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук»
Дети сами подбирают возможные определения либо используют предложенные учителем: чудесный, прекрасный, замечательный, великолепный. По ходу обсуждения роли определения в художественном произведении вводится понятие такого средства художественной выразительности как эпитет (определение термина скрыто за картинкой): «Эпитет – (греч. еpitheton – "приложение") – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете». Дан тот же текст, но опущено сравнение «как мохнатая персидская шапка»: «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук и закрывает всю эту часть небосклона». Ученикам предлагается найти нужное место для пропущенного сравнения и поразмышлять, как оно дополняет созданную поэтом картину, а его отсутствие обедняет восприятие поэтического образа.
Чтобы познакомить учеников с литературоведческим понятием инверсии, выполняется задание восстановить порядок слов в поэтическом тексте, изменив прямой порядок слов:
Я упьюся сияньем голубого дня в последний раз.
Оттуда виден мне Кавказ. Быть может, он пришлёт мне с своих высот прощальный привет.
(Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт. . .
М. Ю. Лермонтов)
«Инверсия (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – изменение обычного порядка слов в предложении». Обращается внимание школьников, что поэт использует инверсию для того, чтобы выделить наиболее важное слово в тексте, сделать на нём логическое ударение.
Как вариант итогового задания детям предлагается составить текст, используя данные слова и словосочетания. Предлагаются слова и словосочетания из текста Лермонтова (текст спрятан за листом): «Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока»).
На уроке, посвящённом изучению повести Н. В. Гоголя «Нос» в 7 классе, дети выстраивают иерархическую лестницу «Табеля о рангах», находят соответствие между статскими и военными чинами, «распределяют» на этой лестнице известных им по произведениям русской литературы чиновников в соответствии с их чином: чиновника XIV класса Самсона Вырина, «вечного титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина, поручика Пирогова, майора Ковалёва и его Нос в мундире статского советника, Ивана Александровича Хлестакова, чеховских Тонкого, получившего чин коллежского асессора, и Толстого, «дослужившегося до тайного».
Огромные возможности открывает интерактивное устройство при изучении сонета, стихотворения, состоящего из 14 строк. Разделить сонет на строфы, увидеть закономерность этого деления, показать отличие итальянского и английского сонета, а главное, помочь ученикам постигнуть единство формы и содержания в таком формальном поэтическом жанре как сонет. Составить 15-ый сонет в венке сонетов, соединяя первые строки каждого из четырнадцати сонетов – какой инструмент, кроме интерактивного, поможет вам сделать это наглядно, быстро, легко? «Поэму в сотни строк затмит сонет прекрасный» – так называется проект, в котором демонстрируются перечисленные приёмы и инструменты интерактивного устройства MIMIO.
Продублированные страницы предоставляют возможность нескольким ученикам выполнить одно и то же задание, с помощью гиперссылки проверить его правильность. Интерактивное оборудование позволяет выйти в интернет, заглянуть в словари, в Википедию, в заготовленные документы.
Интерактивная доска при изучении драматических произведений – это, используя выражение мольеровского персонажа, «просто клад» для учителя литературы. Открываются новые возможности для активизации творческой деятельности учеников и усвоения ими трудного литературного материала. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, а не для чтения. Не каждый ребёнок способен понять своеобразие формы драматического произведения, подключить воображение, проявить умение интерпретировать прочитанное и пр. Требуются особые игровые приёмы для постижения текста драматического произведения. В основе построения драматического текста лежит диалог. Образ персонажа в драматическом произведении раскрывается через его речь, через реплики других персонажей, через ремарки. Пристальное внимание к речи героев, к интонации, с которой они произносят свои реплики, к отдельному слову способствует аналитическому чтению и осмыслению прочитанного.
Интерактивные инструменты позволяют детям в игровой форме выполнить следующие задания: построить диалог, без которого не может быть драматического произведения, добавить собственные ремарки в диалог персонажей, способствующие осмыслению той или иной сцены; найти соответствие в перечне действующих лиц или в принадлежности того или иного высказывания; вставить пропущенные слова. Интерактивные инструменты дают возможность не только выбрать нужное слово, но и «дотронуться» до него, переместить в поисках нужного для него места в тексте, представленном на странице проекта.
Вот несколько примеров использования интерактивных инструментов в проекте «Что помешает мне, смеясь, говорить правду?», посвящённом изучению комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».
Одно из самых простых заданий при чтении драматического произведения – найти соответствие в перечне действующих лиц комедии «Мещанин во дворянстве». Работу можно организовать в парах на листочках, а затем выполнить его на интерактивной доске:
Г-н Журден
Г-жа Журден
Ковьель
Люсиль
Клеонт
Доримена
Дорант
Николь
граф
маркиза
молодой человек, влюбленный в Люсиль
его жена
служанка в доме г-на Журдена
слуга Клеонта
их дочь
мещанин
Задание составить диалог из разрозненных реплик, вставить ремарки даёт возможность закрепить представление учеников о диалоге и ремарках. Определения литературоведческих терминов «спрятаны» за страницей, и при необходимости их можно показать ученикам: Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Ремарка (франц. ) – замечание, примечание к какому-либо тексту или высказыванию.
Например, детям предлагается составить диалог из следующих реплик перечисленных участников сцены:
Г-н Журден. Учитель танцев. Учитель музыки. Г-н Журден. Я сделал себе из индийской ткани халат. Отличный халат. Мой портной уверяет, что вся знать по утрам носит такие халаты. А вот мой домашний костюмчик для утренних упражнений. Бездна вкуса!Он вам удивительно идет. Возможные ремарки: насмешливо, угодливо, самодовольно, хвастливо, заискивающе и др. Составленный диалог можно сверить с текстом комедии, прочитать по ролям с учётом выбранных ремарок (в тексте комедии этих ремарок нет, задание носит творческий характер).
Огромный интерес у детей вызывает задание вставить пропущенные слова в следующем диалоге: Подмастерье. ________________, пожалуйте сколько-нибудь подмастерьям, чтоб они выпили за ваше здоровье.
Г-н Журден. Как ты меня назвал?
Подмастерье. _________________.
Г-н Журден. "_________________"! Вот что значит одеться по-господски! А будете ходить в мещанском платье -– никто вам не скажет: "_________________". (Дает деньги. ) На, вот тебе за "_________________".
Подмастерье. Премного довольны, __________________.
Г-н Журден. "_______________"? Ого! "________________"! Погоди, дружок. "_________________" чего-нибудь да стоит, это не простое слово--"сиятельство"!
На, вот тебе от его ______________!
Подмастерье. ___________________, мы все как один выпьем за здоровье __________________.
Г-н Журден. "________________"? О-го-го! Погоди, не уходи. Это мне-то -– "__________________"! (В сторону. ) Если дело дойдет до "_____________", честное слово, ему достанется весь кошелек. (Подмастерью. ) На, вот тебе за "______________".
Подмастерье. Покорнейше благодарим, __________________, за ваши милости.
Г-н Журден (в сторону). Вовремя остановился, а то бы я все ему отдал.
В данной сцене высмеивается тщеславие господина Журдена. Детям нужно вставить обращения к высокопоставленным персонам: «ваша милость», «ваша светлость» или «ваше сиятельство». К торговцу Журдену они не имеют никакого отношения. Но «помешанный на дворянстве мещанин» каждое из этих обращений повторяет по несколько раз эти ласкающие слух слова, с удовольствием произносит их, наслаждаясь и звучанием, и значительностью таких недосягаемых для него обращений; щедро платит находчивым подмастерьям за эти обращения. Стать «его светлостью» или «его сиятельством» – заветное желание господина Журдена. Игра с этими словами и создаёт комический эффект прочитанной сцены. Конечно, эту сцену нужно прочитать по ролям, может быть, в разном исполнении. Но возможность поработать с этими словами на интерактивной доске, вписать их в диалог господина Журдена с подмастерьями заставляет и ребёнка включиться в игру мольеровских героев. С каким наслаждением ученики разыгрывают приведённую сцену, с особым вниманием относясь к словам, которые выбирали при выполнении задания. На заключительном этапе проведённого урока детям предлагается письменно ответить на вопросы:
1. Поразмышляйте, в чём комизм этой сцены?
2. Как достигается комический эффект?
3. Что высмеивает Мольер в этом диалоге?
Приведено лишь несколько видов заданий при чтении и осмыслении литературных произведений на уроках с применением интерактивных инструментов. , но и они позволяют сделать вывод:
использование интерактивного устройства – это не только рациональная организация работы, но и возможность эффективного решения педагогических и психологических задач; не только активизация деятельности учащихся и повышение мотивации обучения, но и создание условий для всестороннего развития личности.