Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование интерактивных инструментов Мимио на уроках литературы

Использование интерактивных инструментов Мимио на уроках литературы

Использование интерактивного оборудования – это организация и ведение учебного процесса, направленного на активизацию познавательной деятельности учеников, это создание условий для их самостоятельного, инициативного и творческого освоения учебного материала. Mimio – это многообразие форм, видов и приёмов деятельности, которые способствуют повышению эффективности и результативности урока: использование инструментов перемещения, письма, выделения, затемнения объектов, выделения прожектором. Литературный материал «оживает» в руках учеников, движется, перемещается, находит «своё» место не только на интерактивной доске, но и в памяти ученика.

Например, на первом уроке, посвящённом пушкинским «Повестям Белкина», шестиклассники, используя инструмент перемещения, собирают под одну обложку «Повести Белкина» А,С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. В игровой форме идёт повторение изученного, знакомство с новым материалом и брошен взгляд в будущее. На следующей странице ученики соединяют пером, маркером или стрелкой название пушкинских повестей с эпиграфом к каждой из них. Есть возможность увидеть сразу все эпиграфы к пяти повестям и «своими руками» поставить их на своё место. Через поиск ключевых слов происходит постижение роли эпиграфа в литературном произведении. Гиперссылка поможет найти страницу, на которой дано определение эпиграфа и иллюстрация к этому определению. Инструмент перемещения поможет «расселить» героев «Повестей Пушкина» по усадьбам, в которых они «живут», по замыслу писателя. Можно организовать работу в группах, в парах. Сделаны первые шаги, вводящие учеников в мир пушкинских произведений. Здесь и проверка знания текста, и постижение нового материала, и целостное восприятие цикла повестей.

В любом классе можно проверить теоретические знания о литературных жанрах. Заполняется таблица «Три рода литературы», ученики перераспределяют материал таблицы:

Род литературы

Эпос

Лирика

Драма

Жанры

сказка

комедия

элегия

очерк

водевиль

послание

роман

повесть

трагедия

гимн

сонет

сказ

новелла

стансы

ода

драма

эпиграмма

мелодрама

рассказ

баллада

былина

Размышляя, в какую графу поместить тот или иной жанр, ученики вспоминают особенности эпоса, лирики и драмы, приводят примеры литературных произведений.

Род литературы

Эпос

Лирика

Драма

Жанры

сказка

очерк

роман

новелла

повесть

рассказ

былина

гимн

сонет

послание

стансы

ода

элегия

эпиграмма

трагедиямелодрама

драма

комедия

Изучение теоретического материала на уроках литературы всегда вызывало и вызывает большие трудности, а иногда даже протест учеников. Прежде всего, это связано с непониманием учащимися необходимости освоения данного материала. Действительно, а зачем нужно знать, что такое эпитет или метафора, инверсия или антитеза? Что изменится в восприятии и постижении прочитанного текста, если ученик найдёт в нём сравнение или олицетворение?

Проект «Литература как искусство слова» предлагает множество заданий по конструированию текста, по выбору подходящего эпитета или сравнения. Например, предлагается вставить пропущенное прилагательное в начале лермонтовского описания Кавказских гор («Герой нашего времени»):

«Вид с трех сторон у меня ___________. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук»

Дети сами подбирают возможные определения либо используют предложенные учителем: чудесный, прекрасный, замечательный, великолепный. По ходу обсуждения роли определения в художественном произведении вводится понятие такого средства художественной выразительности как эпитет (определение термина скрыто за картинкой): «Эпитет – (греч. еpitheton – "приложение") – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете». Дан тот же текст, но опущено сравнение «как мохнатая персидская шапка»: «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук и закрывает всю эту часть небосклона». Ученикам предлагается найти нужное место для пропущенного сравнения и поразмышлять, как оно дополняет созданную поэтом картину, а его отсутствие обедняет восприятие поэтического образа.

Чтобы познакомить учеников с литературоведческим понятием инверсии, выполняется задание восстановить порядок слов в поэтическом тексте, изменив прямой порядок слов:

Я упьюся сияньем голубого дня в последний раз.

Оттуда виден мне Кавказ. Быть может, он пришлёт мне с своих высот прощальный привет.

(Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт. . .

М. Ю. Лермонтов)

«Инверсия (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – изменение обычного порядка слов в предложении». Обращается внимание школьников, что поэт использует инверсию для того, чтобы выделить наиболее важное слово в тексте, сделать на нём логическое ударение.

Как вариант итогового задания детям предлагается составить текст, используя данные слова и словосочетания. Предлагаются слова и словосочетания из текста Лермонтова (текст спрятан за листом): «Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока»).

На уроке, посвящённом изучению повести Н. В. Гоголя «Нос» в 7 классе, дети выстраивают иерархическую лестницу «Табеля о рангах», находят соответствие между статскими и военными чинами, «распределяют» на этой лестнице известных им по произведениям русской литературы чиновников в соответствии с их чином: чиновника XIV класса Самсона Вырина, «вечного титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина, поручика Пирогова, майора Ковалёва и его Нос в мундире статского советника, Ивана Александровича Хлестакова, чеховских Тонкого, получившего чин коллежского асессора, и Толстого, «дослужившегося до тайного».

Огромные возможности открывает интерактивное устройство при изучении сонета, стихотворения, состоящего из 14 строк. Разделить сонет на строфы, увидеть закономерность этого деления, показать отличие итальянского и английского сонета, а главное, помочь ученикам постигнуть единство формы и содержания в таком формальном поэтическом жанре как сонет. Составить 15-ый сонет в венке сонетов, соединяя первые строки каждого из четырнадцати сонетов – какой инструмент, кроме интерактивного, поможет вам сделать это наглядно, быстро, легко? «Поэму в сотни строк затмит сонет прекрасный» – так называется проект, в котором демонстрируются перечисленные приёмы и инструменты интерактивного устройства MIMIO.

Продублированные страницы предоставляют возможность нескольким ученикам выполнить одно и то же задание, с помощью гиперссылки проверить его правильность. Интерактивное оборудование позволяет выйти в интернет, заглянуть в словари, в Википедию, в заготовленные документы.

Интерактивная доска при изучении драматических произведений – это, используя выражение мольеровского персонажа, «просто клад» для учителя литературы. Открываются новые возможности для активизации творческой деятельности учеников и усвоения ими трудного литературного материала. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, а не для чтения. Не каждый ребёнок способен понять своеобразие формы драматического произведения, подключить воображение, проявить умение интерпретировать прочитанное и пр. Требуются особые игровые приёмы для постижения текста драматического произведения. В основе построения драматического текста лежит диалог. Образ персонажа в драматическом произведении раскрывается через его речь, через реплики других персонажей, через ремарки. Пристальное внимание к речи героев, к интонации, с которой они произносят свои реплики, к отдельному слову способствует аналитическому чтению и осмыслению прочитанного.

Интерактивные инструменты позволяют детям в игровой форме выполнить следующие задания: построить диалог, без которого не может быть драматического произведения, добавить собственные ремарки в диалог персонажей, способствующие осмыслению той или иной сцены; найти соответствие в перечне действующих лиц или в принадлежности того или иного высказывания; вставить пропущенные слова. Интерактивные инструменты дают возможность не только выбрать нужное слово, но и «дотронуться» до него, переместить в поисках нужного для него места в тексте, представленном на странице проекта.

Вот несколько примеров использования интерактивных инструментов в проекте «Что помешает мне, смеясь, говорить правду?», посвящённом изучению комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

Одно из самых простых заданий при чтении драматического произведения – найти соответствие в перечне действующих лиц комедии «Мещанин во дворянстве». Работу можно организовать в парах на листочках, а затем выполнить его на интерактивной доске:

Г-н Журден

Г-жа Журден

Ковьель

Люсиль

Клеонт

Доримена

Дорант

Николь

граф

маркиза

молодой человек, влюбленный в Люсиль

его жена

служанка в доме г-на Журдена

слуга Клеонта

их дочь

мещанин

Задание составить диалог из разрозненных реплик, вставить ремарки даёт возможность закрепить представление учеников о диалоге и ремарках. Определения литературоведческих терминов «спрятаны» за страницей, и при необходимости их можно показать ученикам: Диалог – разговор двух или нескольких лиц. Ремарка (франц. ) – замечание, примечание к какому-либо тексту или высказыванию.

Например, детям предлагается составить диалог из следующих реплик перечисленных участников сцены:

Г-н Журден. Учитель танцев. Учитель музыки. Г-н Журден. Я сделал себе из индийской ткани халат. Отличный халат. Мой портной уверяет, что вся знать по утрам носит такие халаты. А вот мой домашний костюмчик для утренних упражнений. Бездна вкуса!Он вам удивительно идет. Возможные ремарки: насмешливо, угодливо, самодовольно, хвастливо, заискивающе и др. Составленный диалог можно сверить с текстом комедии, прочитать по ролям с учётом выбранных ремарок (в тексте комедии этих ремарок нет, задание носит творческий характер).

Огромный интерес у детей вызывает задание вставить пропущенные слова в следующем диалоге: Подмастерье. ________________, пожалуйте сколько-нибудь подмастерьям, чтоб они выпили за ваше здоровье.

Г-н Журден. Как ты меня назвал?

Подмастерье. _________________.

Г-н Журден. "_________________"! Вот что значит одеться по-господски! А будете ходить в мещанском платье -– никто вам не скажет: "_________________". (Дает деньги. ) На, вот тебе за "_________________".

Подмастерье. Премного довольны, __________________.

Г-н Журден. "_______________"? Ого! "________________"! Погоди, дружок. "_________________" чего-нибудь да стоит, это не простое слово--"сиятельство"!

На, вот тебе от его ______________!

Подмастерье. ___________________, мы все как один выпьем за здоровье __________________.

Г-н Журден. "________________"? О-го-го! Погоди, не уходи. Это мне-то -– "__________________"! (В сторону. ) Если дело дойдет до "_____________", честное слово, ему достанется весь кошелек. (Подмастерью. ) На, вот тебе за "______________".

Подмастерье. Покорнейше благодарим, __________________, за ваши милости.

Г-н Журден (в сторону). Вовремя остановился, а то бы я все ему отдал.

В данной сцене высмеивается тщеславие господина Журдена. Детям нужно вставить обращения к высокопоставленным персонам: «ваша милость», «ваша светлость» или «ваше сиятельство». К торговцу Журдену они не имеют никакого отношения. Но «помешанный на дворянстве мещанин» каждое из этих обращений повторяет по несколько раз эти ласкающие слух слова, с удовольствием произносит их, наслаждаясь и звучанием, и значительностью таких недосягаемых для него обращений; щедро платит находчивым подмастерьям за эти обращения. Стать «его светлостью» или «его сиятельством» – заветное желание господина Журдена. Игра с этими словами и создаёт комический эффект прочитанной сцены. Конечно, эту сцену нужно прочитать по ролям, может быть, в разном исполнении. Но возможность поработать с этими словами на интерактивной доске, вписать их в диалог господина Журдена с подмастерьями заставляет и ребёнка включиться в игру мольеровских героев. С каким наслаждением ученики разыгрывают приведённую сцену, с особым вниманием относясь к словам, которые выбирали при выполнении задания. На заключительном этапе проведённого урока детям предлагается письменно ответить на вопросы:

1. Поразмышляйте, в чём комизм этой сцены?

2. Как достигается комический эффект?

3. Что высмеивает Мольер в этом диалоге?

Приведено лишь несколько видов заданий при чтении и осмыслении литературных произведений на уроках с применением интерактивных инструментов. , но и они позволяют сделать вывод:

использование интерактивного устройства это не только рациональная организация работы, но и возможность эффективного решения педагогических и психологических задач; не только активизация деятельности учащихся и повышение мотивации обучения, но и создание условий для всестороннего развития личности.