Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формы и методы контроля формирования общеучебных компетенций учащихся на уроках физики

Формы и методы контроля формирования общеучебных компетенций учащихся на уроках физики

Современный мир принимает с распростертыми объятьями только сформированную личность, готовую к непрерывному обучению, самосовершенствованию, понимающую и принимающую все многообразие быстроменяющегося мира. Современное общество позволяет стать успешным только тогда, когда у человека сформированы основные компетенции. Где же и когда должен молодой человек формировать у себя эти компетенции? Ответ очевиден – современная школа должна взять на себя ответственность в формировании ключевых компетенций у подрастающего поколения.

Создавая определенную среду для формирования ключевых компетенций я стараюсь применять компетентностный подход в обучении. Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем-то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Все мы знаем, что физика сложный, но интересный предмет. Сделать его менее сложным и более интересным можно тогда, когда существует двухсторонняя связь между учителем и учеником. Учитель должен знать, что материал усвоен, а ученик – что он все понял. В установлении этой связи помогают различные методы и формы контроля и диагностирования знаний учащегося.

На протяжении ряда лет я использую при проверки знаний учащихся элементы информационно-коммуникационных технологий. Наличие в кабинете мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяют сделать процесс контроля и корректировки знаний и умений мобильным, охватывающим большую часть учащихся, визуально корректным и качественным.

Очень важное место в обучении физике занимает решение задач. Для отработки умений и навыков, а так же контроля по формированию основных общеучебных компетенций, традиционно использую «Повторение и контроль знаний. Физика. Механика» (методы и решение задач 9-11 класса. Подготовка к ГИА и ЕГЭ)– Методическое пособие с электронным приложением. Москва. «Планета».

При отработке навыков выполнения чертежей, расстановке сил, проекции на оси используем презентации с заготовками рисунков на которых обучающиеся, используя инструменты интерактивной доски могут осуществлять решение задач. При таком решении обеспечивается наглядность, исключение страха перед ошибкой, т. к. обучающийся может сразу внести корректировку в свое решение (дорисовать недостающее, убрать лишнее и т. д. ).

Формируя коммуникативные компетенции обучающихся: уметь слушать, выбирать способ общения, задавать вопросы, вести дискуссию и т. д. предлагаю обучающимся групповую форму работы. Групповую форму организации контроля применяю при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий. Каждая группа получает распечатку с заданием, затем результат групповой работы обсуждается с использованием презентации чертежей.

В 7– 9 классах на уроках повторения, систематизации знаний использую интерактивные задания с применением диска «Новый диск». Красочные задания позволяют развивать мышление, умение сопоставлять, систематизировать, анализировать. Задания этого диска можно применять как для коллективного, так и для индивидуального контроля знаний. При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно – графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. )

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти. При подготовки заданий применяется методическое пособие с электронным приложением «Повторение и контроль знаний по физике на уроках а внеклассных мероприятиях 7-9 классы» Москва, Издательство «Глобус».

В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся. И как показала практика, средства информационно-коммуникационных технологий позволяют нам сделать этот процесс не только формирующим общеучебные умения и навыки, но также познавательно интересным.