Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рефлексия как важный компонент развития личности младшего школьника

Рефлексия как важный компонент развития личности младшего школьника 1. Введение

За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. Введение Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения предполагает «воспитание и развитие качеств личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из главных задач современной школы является формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться. На мой взгляд, в основе данной компетенции лежит развитая рефлексивная деятельность.

А. С. ЭКЗЮПЕРИ сказал: «Если ты умеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр»

2. Концепция деятельности.

2. 1 Ведущая ключевая идея.

Систематическое и методически правильное применение рефлексивных методик и приёмов в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся и повышают качество образования, но развивают личностные качества ребёнка.

2. 2 Проблема опыта.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами рефлексии в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд слабоуспевающих. Систематическое обучение рефлексии учащихся предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.

2. 3. Новизна

В условиях радикального преобразования образовательной системы разрабатываются новые средства, формы обучения, правила их применения и решения новых педагогических задач.

Примером новизны является введение в образовании МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ- новой образовательной формы, в основе которой лежит мыследеятельный тип, идея РЕФЛЕКСИВНОСТИ по отношению к предметности.

Считаю необходимым отметить также, данная тема является вполне репрезентативной – возможность творческого применения другими педагогами.

2. 4. Цель и задачи опыта.

– раскрыть понятие рефлексии, используя словари, педагогическую и методическую литературу;

– рассмотреть классификацию рефлексивных методик и предложить коллегам некоторые приёмы формирования рефлексивной деятельности;

– обосновать, что рефлексия является важным компонентом развития личности.

3. Теоретическая база.

3. 1. Понятие рефлексии.

Понятие "рефлексия первоначально возникло в философии и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании.

В словаре Даля слово «рефлексия трактуется как термин из сферы живописи: отражённый свет.

В толковом словаре С. И. Ожегова (издание 1993 года) мы обнаружим толкование термина как размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ.

Словарь иностранных слов. Здесь рефлексия толкуется так:; анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнение и колебаний.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

А организация рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

3. 2. Передовой педагогический опыт.

Первыми, кто ввёл понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы – Сократ, Платон и Аристотель. Они усматривали назначение рефлексии в самопознании человека.

С течением времени понятие рефлексии расширили многие учёные, такие как Декарт, Локк, Кант, Гегель и другие. «Для того чтобы совершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать», писал Р. Декарт

Известный психолог Н. Г. Алексеев, изучая рефлексию, сделал вывод о развитии рефлексивных способности ученика в случаях применения педагогики сотрудничесива.

Крупнейший отечественного психолога П. Я. Гальперин тоже выделил ряд этапов планомерного формирования умственных действий.

Но все они были едины в своём заключении:

РЕФЛЕКСИЯ – совместная деятельность учащихся и учителя.

3. 3. Значение рефлексии.

Рефлексия даёт человеку возможность увидеть себя со стороны глазами другого Я, понять свои желания, поступки, т. е. помочь себе объяснить самого себя.

В то же время рефлексия позволяет «заглянуть» во внутренний мир других людей, осознавать истинные мотивы их поступков и отношений.

Овладевая рефлексией как способностью к критическому самоанализу, наблюдая себя в разных ситуациях и оценивая свои возможности и способности, сравнивая себя со значимыми другими людьми, человек лучше осознает свои сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности своей личности. Это позволяет ему строить более адекватные его возможностям цели на будущее.

Способность к рефлексии неоценима в общении. Рефлексируя своё поведение и поступки других людей, человек развивает в себе такие личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, тактичность, которые позволяют ему выстраивать успешные взаимоотношения с людьми.

Уверенно можно сказать, что способность человека к рефлексии –это фактор и средство его личностного роста. В этом смысле рефлексия обладает мощной развивающей функцией.

Рассмотрим классификацию видов рефлексии. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по этой теме, в педагогической литературе я нашла следующую классификацию видов рефлексии:

1. По типу урока (промеж. , контро, итоговая)

2. По способам проведения (вопрс, анкета, рисунок, таблица…)

3. По форме Д (фронтальная, групповая, инд. , коллективная)

4. По содержанию(устная, письменная)

5. По функции (личностная, интеллектуальная)

6. По цели

Предлагаю вашему вниманию виды R по цели:

1. Рефлексия эмоционального состояния.

2. Рефлексия деятельности

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и для сравнения в конце деятельности.

Применяются карточки с изображением лиц, а также цветовое изображение настроения, когда каждый участник поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом:

Зелёный -Я уже об этом знал(а), но было интересно.

Синий – Я узнал)а) много нового интересного.

Жёлтый– Буду это применять в своей дальнейшей работе.

Красный – Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя.

Эффективен приём «Букет настроения». В зависимости от настроения учащиеся прикрепляют красные или синие цветы.

Аналогичный цветовой приём «Дерево чувств». Только здесь яблоки красного или зелёного цвета.

Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока они размещают лучики согласно настроению.

«Светофор», «Яблоко и стрелы» – тоже приёмы рефлексии настроения и эмоционального состояния. Эмоциональное состояние младшего школьника играет важную роль в развитии личности, поэтому их так много.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. ученик не только осознаёт содержание материала,но и осмысливает способы и приёмы своей работы, учится выбрать наиболее рациональные.

Для данного вида рефлексии используется приём самооценки активности на каждом из этапов урока. В этом помогает «Лестница успеха» или «Дерево успеха»

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

В данном аспекте рефлексии можно ис­пользовать следующие приёмы:

Приём незаконченного предложения.

Приём «Выбор афоризма или пословицы».

Рефлексия достижения цели.

Интересен приём рефлексии в форме синквейна и коллективное сочинение стихотворения.

Предлагаю несколько вариантов синквейнов, составленных учениками:

Тема: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Дедушка Мазай и зайцы.

Добрый, бедные.

Плыл, чуть не утонули, спас.

Молодец!

Друг животных.

Тема: В. М. Гаршин «Лягушка -путешественница».

Лягушка.

Лупоглазая, толстая.

Соображает, хвастает, болтает.

Изобретает необыкновенный способ летать.

Путешественница!

Очень интересен приём коллективного сочинения стихотворения. Например, на открытом уроке математики в 3 классе, на этапе подведения итогов мы с учениками все вместе сотворили вот такое стихотворение:

Какой был прекрасный сегодня урок

И много в душе родилось у нас строк

И ум наш в порядке, и есть у нас знанья,

Теперь не страшны нам любые заданья!

Ученики уходили с урока с верой в свои знания, силы, в свой завтрашний день. А разве не эту задачу – задачу становления уверенной личности решает учитель ежедневно, ежечасно, ежеминутно?

4. Выводы.

Подводя итоги всему вышесказанному, я сделала выводы об огромной пользе рефлексии для совершенствования учебного процесса. Рефлексия способствует формированию творческого самостоятельного мышления, раскрытию интеллектуальных и духовных возможностей детей. Владение навыками само– и взаимооценивания способствует более быстрой адаптации в среднем звене. Все они в итоге развивают ребёнка как ЛИЧНОСТЬ.

Меня как учителя всегда привлекала и интересовала рефлексия на уроках и в обсуждении именно этой темы я приняла участие в форуме одного из образовательных Интернет – сайтов (http://pedsovet. org). Оказывается, многие учителя ещё интересуются этой темой. Интернет даёт уникальную возможность найти ответы на интересующие вопросы. И это здорово. Заходите, пообщаемся.

Выступая с этим докладом перед коллегами, я обратилась к ним с просьбой:

А теперь, уважаемые коллеги, давайте подведём итог нашей встречи:

1. Если вам понравилось моё выступление, просто улыбнитесь.

2. Если вы узнали сегодня хоть что-то новое, помашите мне левой ручкой.

3. Те, кто обо всём услышанном уже знал, но всё равно было интересно, помашите мне правой ручкой.

4. Все, кто будет применять это в своей работе, пожалуйста похлопайте в ладоши.

А теперь настала минутка моей собственной рефлексии.

– Что я делаю? – С какой целью? – Каковы результаты моей работы? – Как я этого достигла? – Можно ли сделать лучше? – Что я буду делать дальше? – И как я ко всему этому отношусь?

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. И только такой учитель способен воспитать качественно нового человека, подготовленного к жизни в высокотехнологичном конкурентоспособном мире.

В заключение хотелось бы поделиться замечательным советом, который дал когда-то известный немецкий философ Г. Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».

От себя добавлю: и учите этому своих учеников. . .

Литература.

1. Бухвалов В. А. Основы творчества в профессиональной карьере. – Рига: Эксперимент, 2003.

2. Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения. – М. : Русская энциклопедия, 1998г.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика – Пресс, 1996

4. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М. : МГУ, 1985 Давыдов В. Б. Теория развивающего обучения. – М. : Интор, 1996.

5. Рубцов В. В. Психологические основы исследования совместных учебных действий у детей (к вопросу о рефлексивных механизмах происхождения учебно-познавательного действия) // Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования / Под ред. И. С. Ладенко. – Новосибирск, 1987.

6. Тучкова Т. У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М. : ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.