Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методические рекомендации "Проектные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках биологии"

Методические рекомендации "Проектные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках биологии"

В современных условиях изменения, наблюдаемые в обществе на протяжении последних десятилетий, в первую очередь коснулись системы образования. Система образования должна стать социально-личностной, поскольку главная цель – подготовка выпускника школы к успешной жизни в современном обществе. Актуально преодоление существующего разрыва между практическими умениями, необходимыми человеку для успешной жизни в обществе, и реальным уровнем их усвоения.

Основной формой обучения учеников в школе является урок. Но такой урок, где ученик выступает в роли не пассивного наблюдателя, а активного деятеля. Не стоит забывать, что одним из главных условий достижения желаемого результата является интегрированность, метапредметность и выработка универсальных учебных действий.

При изучении биологии в школе у учеников формируются ключевые компетенции, основу которых составляют универсальные учебные действия. И меня как учителя биологии не может не волновать вопрос их становления и развития. Размышляя, я выяснила, что проблема формирования компетенций школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: разрозненность изучаемого материала на разных ступенях школьного образования, отсутствие мотивации к изучению биологии. Эти причины и составили актуальность проблемы моего исследовательского проекта и выбора программы обучения.

Проведя анкетирование среди учеников в начале 2009 – 2010 учебного года «Интересен ли мне предмет биология», я выяснила, что

Варианты ответов

Количество ответов

1. Интересно и актуально

43%

2. Интересно, но не актуально

27%

3. Актуально, но не интересно

19%

4. Не интересно и не актуально

11%

Анкетирование же в конце 2010 – 2011 учебного года показало следующее

Варианты ответов

Количество ответов

1. Интересно и актуально

62%

2. Интересно, но не актуально

11%

3. Актуально, но не интересно

19%

4. Не интересно и не актуально

8%

Диагностика познавательной активности учеников (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению средних и старших классах А. Д. Андреевой) на уроке, показала, что у учеников снижается познавательная активность на уроке, и особенно это было ярко выражено у учеников 7 классов. В беседе с ребятами, я выяснила, что они не серьезно относятся к предмету, не видят его актуальности, практической значимости. Такие результаты заставили задуматься и изменить подход к обучению. Во-первых было необходимо было сделать так, что бы из пассивного слушателя ученик превратился в моего коллегу. Во – вторых, стремление вносить новый, неординарный характер урока должно было появиться у него самого. Для появления интереса к биологии необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.

В программе «Биология» под редакцией Н. А. Пономаревой меня заинтересовало построение курса уроков биологии. Авторы Маш Р. Д. , Кучменко В. А. , Драгомилов Г. А. считают, что в основе формирования ключевых компетенций обучающихся должны лежать: метапредметность, интеграция, обобщение и осмысление новых знаний, связь их с жизненным опытом ребенка, личностно – значимая ориентация на основе формирования умения учиться самому и помогать в этом своим одноклассникам. Изучение биологии по данной программе проводится в три блока, каждый из которых соответствует целям обучения предмета. При этом в рамках уроков одного блока, изучается только одна группа организмов, так как, по мнению авторов, смешение материала не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определённого учебного действия. Но при применении проектной технологии изучаемый материал легко интегрируется, происходит повторение, закрепление, актуализация на будущее.

Проектная технология включает в себе многие известные методы и способы активного обучения: опытная работа, деловые игры, поисковой эксперимент, анализ источников, групповые работы учащихся, связь с региональным компонентом, лабораторный практикум.

Цель: создание условий для развития познавательного интереса к предмету посредством включения обучающихся в проектную деятельность.

Для успешного решения поставленной цели, я определяю следующие задачи:

– вести поиск эффективных способов и приемов педагогических действий в образовательном процессе;

– организовывать и стимулировать различные формы деятельности обучающихся;

– применять элементы педагогических технологий (проектная технология, исследовательские технологии, информационные технологии);

– оценивать эффективность используемых форм, методов и средств через различные формы контроля и диагностику состояния различных видов деятельности обучающихся; -

– транслировать собственный педагогический опыт;

Модель урока в рамках проектной деятельности можно выразить:

1. Постановка проблемы через выделение противоречий, выделение вопросов, на которые нужно найти ответы

2. Определение творческих групп.

3. Работа над проектом

– целеполагание и мотивация

– выдвижение идей

-распределение обязанностей между членами группы

-знакомство с источниками информации, отбор материала

4. Выполнение исследовательской части (опрос, наблюдение, тестирование, опыт, практические или лабораторные работа, социологические данные)

5. Анализ информации и выбор оптимального решения проблемы

6. Определение формы презентации проекта, выступление группы перед аудиторией, ответы на вопросы

7. Экспертиза проекта. Рефлексия.

Критерии качества выполнения проекта могут быть:

– Актуальность

– Практическая значимость

– Полнота работы

– Культура защиты (аргументированность, доказательность, использование ИКТ)

Методика проектной деятельности в обязательном порядке учитывает использование рефлексии на уроке. Алгоритмов проведения рефлексии достаточно много, на своих уроках я очень часто использую рефлексию Т. И. Шамовой

* Я - …какие изменения для меня, что понял, чему научился;

* Мы - …. как работает группа;

* Дело - …. как решаются общие задачи, какие изменения принесла или принесет данная работа;

Проектная технология и сам метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джона Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании. В России проектную технологию разрабатывала группа педагогов под руководством Станислава Теофиловича Шацкого (1905г) и Евгении Семеновны Полат (Метод проектов: история и теория вопроса duzsov. ucoz. ru/file/metod. proertov. doc).

На страницах Интернет портала газеты «Первое сентября» опубликована статья Т. Л. Панфиловой, которая приводит классификацию разнообразных проектов, которые могут быть выполнены школьниками на уроках и во внеурочное время. Но основы данной технологии были получены мною еще на занятиях по методологии химии в ТГПИ имени Д. И. Менделеева у Надежды Николаевны Суртаевой.

Использование проектной технологии позволило мне решить еще одну важную задачу. Показательно, что часто можно слышать от коллег – учителей, что современные школьники, обладая разнообразными источниками информации, выполняют сообщения или доклады по теме примитивно и шаблонно – взяв уже готовые из того же Интернет. Как же изменить ситуацию? Выход – проведение уроков – конференций с применением проектной методики. В 7 классе мы изучаем зоологию – науку о животных. В начале темы изучается внешнее и внутреннее строение организмов, среда обитания, происхождение. Данные разделы темы часто связаны с лабораторным практикумом, что вызывает повышенный интерес к изучению. Но вот далее изучается многообразие той или иной систематической группы и здесь возникает выше описанная проблема. Заранее класс делится на микрогруппы, которые и определяют тему работы по многообразию и пути решения проблемы. В течение недели ученики работают с источниками информации, обрабатывают данные и оформляют проект. Результат таких уроков – высокая мотивация к изучению предмета, успешная социализация каждого ученика, повышение ученического рейтинга, через положительные эмоции и хорошие оценки. Такой вид деятельности настолько нравится ребятам, что такие уроки стали для нас уже системой.

Тема проекта может быть общая для всех и каждый выдвигает свои пути решения проблемы. Или одна общая тема делится на несколько подтем, формирующих общую картину.

Одной из главных задач современного образования школьников является формирование информационной компетенции, которая подразумевает не только компьютерную грамотность, но и умение вести поиск информации, использовать и оценивать ее, владение технологиями компьютерных коммуникаций, умение осваивать и использовать возможности информационных технологий для решения проблем. Применение ИКТ на уроках биологии позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению. Для создания информационных проектов требуется интеграция с разными предметными областями. Развитие проектных технологий в изучении биологии позволяет создавать информационные продукты разного рода – презентации, тесты, буклеты, видеоролики, которые обладающих огромным творческим потенциалом.

Я создаю презентации к урокам или использую готовые, находя их в Интернет. Уже два года я являюсь активным участником профессионального объединения творческих учителей России и стран СНГ «Учительский портал». Данное сообщество педагогов, является одним из самых востребованных в Интернет – пространстве. На портале обсуждаются вопросы, которые связаны с реформой системы образования – например, Закона об образовании, внедрении ФАГОС. На портале имеется реальная возможность заняться своим образованием и повысить свою компетентность. Я вхожу в группу «экспертов» сайта «Учительский портал». Моя работа – просмотр уроков, проектов, творческих работ, внеклассных мероприятий учителей и учеников по биологии, химии и географии, написание к каждой работе комментария, в котором рассмотрены все достоинства работы, высказаны пожелания или замечания. Просматривая каждую работу, я повышаю свой уровень ИКТ компетенции, так как в каждой работе видно творчество, оригинальность, идея и замысел автора. Но особенно приятно видеть рейтинг своих работ и работ своих учеников, читать положительные комментарии, или замечания и пожелания. Помещенные проекты моих уроков продолжают уже свою виртуальную жизнь, и их успешность я могу отслеживать не только количеству скачивания, но и комментариям коллег – биологов из разных уголков России. Портал интересен еще и по реализации творческих проектов. Например, в этом учебном году я работала в составе жюри конкурса профессионального мастерства педагогов сайта «Учительский портал» эссе «Учить нельзя воспитывать». Казалось бы, нет ничего сложного, есть шкала оценивания, имеются работы. Но на конкурс было принято 147 эссе! А выбрать нужно было только 10 самых лучших. Сейчас идет прием работ на конкурс на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия с мультимедийным сопровождением, посвящённого «Дню смеха».

Кроме этого, практикую создание презентаций самими учащимися. Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, контрольными вопросами, которые используют учащиеся для самостоятельной работы на уроке. В работе над методической темой использую программы-репетиторы «Репетитор по биологии», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», видеоуроки в кабинете информатики, методические сайты: «Учительский портал», «Pedsovet. org», сайт издательства «1 сентября» и его раздел «Биология» и сайт «Я иду на урок биологии».

В рамках работы над методической темой имею ряд публикаций, отражающих отдельные элементы данной системы работы, ведется систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта, в том числе и через Интернет (участие в ежегодном августовском Интернет педсовете сайта Pedsovet. org), через работу в профессиональном педагогическом сообществе «Учительский портал», на школьном сайте. В рамках своей системы провожу занятия с коллегами школы, презентацию своего опыта представила на заседании методического объединения учителей биологии города, на XVпедагогических чтениях. Объектом исследования на уроках выступают социальные явления – курение, наркомания, алкоголизм. Результат-конкурс проектов – акций, видеороликов, презентаций, созданных детьми (имеется диск с детскими презентациями, листовками). Такие уроки имеют прямой выход в социум: акции против курения и др. вредных привычек, проводимые школой и Комитетом по делам молодежи на уровне муниципалитета, области. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей учащихся и продолжается через систему внеурочной, индивидуальной деятельности в рамках научного общества учащихся и кружка. Опыт работы представлен результативностью участия детей в НПК, конкурсах регионального, федерального и всероссийского уровней.

Проектная технология дает возможность ощутить позитивный результат в области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому проектная технология дала для меня такой высокий результат – высокую мотивацию к обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования.