Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методика профильного обучения биологии

Методика профильного обучения биологии

Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентировано на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Учитель профильного класса – продвинутый учитель. Он хорошо знает свой предмет, владеет методикой обучения своему предмету. Он владеет методикой профильного обучения. Предмет биологии – объекты и процессы природы. Методика же биологии не занимается исследованием этих объектов, не открывает фактов и закономерностей в жизни растений и животных. Предмет ее исследования – процесс обучения и воспитания на материале конкретной дисциплины. Таким образом, предмет и задачи методики не совпадают с предметом и задачами соответствующей науки. Задачи методики профильного обучения можно определить, исходя из целевых и функциональных аспектов профильного обучения. Как и дидактика, методика профильного обучения ищет ответы на вопросы: – чему обучать? – определение содержания профильного обучения, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу; – для чего обучать? – цели профильного обучения, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности; – как обучать? – отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности. Средством подготовки учащихся к жизнедеятельности, в том числе профессиональной, является содержание образования. Большинство авторов отмечают, что сущность содержания образования состоит в том, что оно выступает как социальная цель, социальный заказ общества системе образования в целом. Однако В. В. Краевский отмечает, что необходима педагогическая интерпретация этой категории, которая состоит в определении зависимости объема и структуры проектируемого содержания образования от закономерностей обучения и реальной специфики средств, с помощью которых педагог делает содержание образования достоянием обучаемого. В настоящее время существуют и развиваются три наиболее распространенные концепции содержания образования, представленные В. В. Краевским (Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – с. 8 – 10). Содержание, методы, приемы, технологии современного образовательного процесса должны быть направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний, таким образом, из цели превращается в средство саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей. В настоящее время наиболее обоснованной в педагогике считается структура содержания образования, предложенная И. Я. Лернером, которая включает в себя: а) систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании обучаемых адекватной диалектической картины мира, вырабатывает системный методологический подход к познавательной и практической деятельности; б) систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности; в) основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности; г) систему норм и отношений людей к миру и друг к другу, т. е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности (Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М. , 1980. – 86 с. ). Цели профильного обучения биологии имеют два аспекта: предметный и личностный. Когда обучение рассматривается с предметной (объективной) стороны, говорят о предметном аспекте целей обучения. Предметный аспект – это овладение обучающимися основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений. Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, включает цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией предметных целей. Личностный аспект – это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т. п. ), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера, формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей. Чтобы управлять познавательной деятельностью, учитель должен уметь определять первоочередные цели, т. е. логику, последовательность (иерархию) конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной работы. Необходимо разъяснять учащимся ориентиры в учебной работе, обсуждать ее конкретные цели, чтобы учащиеся ясно и четко понимали их смысл Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Виды педагогических целей многообразны. Педагогические цели могут быть разного масштаба, они составляют ступенчатую систему. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся. В старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации. Здесь – цели профильного обучения. Цель образования – подготовка молодого поколения к активной общественной жизни. Цель обучения конкретнее: усвоение учащимися общеобразовательных знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения. Методы обучения в профильной школе должны, наряду со знаниями, способствовать усвоению способов деятельности. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности, освоения более сложного содержания, чем это предусматривается в образовательном стандарте. Профильное обучение должно предполагать существенное увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические занятия, семинары, собеседования, дискуссии, творческие встречи и др. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; очень важно проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов; проведение эвристических контрольных работ; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения; экскурсии на предприятия, специализированные выставки, практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах. Особое место среди методов профильного обучения должно занимать проектирование как основной вид познавательной деятельности. Профильное обучение предполагает развитие иного характера субъект-субъектных отношений и содеятельности: – выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса; развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей ученика – основная цель образования; – изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми, переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т. к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития; – разработку обучающих технологий, с учетом законов саморазвития и обеспечивающих реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика путем его согласования с общественно выработанным и социально значимым опытом; – направленность учителя на учебные возможности учащихся; построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика, избирательности к предметному содержанию; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты); – осуществление с помощью индивидуальных траекторий обучения выхода за рамки одного учебного предмета и даже существующей сегодня образовательной области и решение жизненно важных для ребенка проблем на интегральном уровне. Эффективность процесса образования зависит (и это не единственная зависимость) от формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В традиционном образовании учитель сообщает информацию, ученик воспроизводит ее, причем оценка во многом определяется полнотой и точностью воспроизведения; при этом упускается из вида, что усвоение материала связано с его осмыслением. Интересно отметить, что А. Эйнштейн писал о современном обучении: «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность » (Эйнштейн А. Физика и реальность. – М. , 1965. – с. 5). Проблема заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы. Ученики не просто усваивают готовые знания, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно-значимым смыслам, ценностям (индивидуальному сознанию). Происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом – «творец» этого знания, участник его рождения. Учитель вместе с учениками осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно-значимым. Переход к профильному образованию обострил проблемы готовности преподавателей к поиску адекватных методов и технологий образования. Результаты исследований показали, что большинство учителей испытывают трудности по двум проблемам: 1. При перестройке позиции личности в отношениях с обучающимися – от авторитарного управления к совместной деятельности и сотрудничеству. 2. При переходе от преимущественной ориентации на репродуктивные учебные занятия – на продуктивную и творческую учебную деятельность. Даже при высоком уровне профессионального мастерства самой трудной задачей была смена личностной установки, становление сотворческой обстановки в процессе образовательной деятельности. Новый подход к организации образовательного процесса требует от педагога, чтобы в его сознании всегда было представлено сознание ученика. Учитель должен уметь, во-первых, организовывать понимание учащихся в коммуникации с ним, что достигается через: – уход от многозначительности высказываний; – иллюстрирование мысли примерами; – удержание предмета обсуждения или фиксацию момента его смены на другой предмет; – учет категориального аппарата учащихся. Во-вторых, уметь исследовать фактическое непонимание учеников. Это означает выдвижение, практическую проверку и корректировку своей гипотезы о том, какие реальные смыслы «осели» в сознании ученика, какие остались скрыты и какие оказались искаженными. В-третьих, уметь исследовать причины непонимания учеников. Работа с пониманием учеников – это всегда работа в конкретной и уникальной ситуации, к которой нельзя быть готовым заранее. И, тем не менее, при подготовке к занятию педагог может уже предусмотреть, как тот или иной ученик будет понимать происходящее в учебной ситуации. Эта работа связана с организационно-педагогическим сценированием, и его наличие в арсенале учителя говорит о высоком уровне педагогического профессионализма. Высший уровень мастерства будет задаваться тем, что педагог не только может сам организовать учебную ситуацию, провести исследование непонимания или диагностику, но еще и формирует у учеников эти способности. Технологические карты по биологии с целеполаганиями учителя и ученика для школ разных типов. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. На примере биологических дисциплин можно увидеть, как в образовательной программе школы акцентируются, или конкретизируются результаты образовательного стандарта для учителя: – в школе с математическим уклоном учебные курсы биологии и экологии приобретут для ученика дополнительное целеполагание, интегрирующее знания о природе с математическим аппаратом исследования и анализа; – для учащихся гуманитарных классов в целях биологических дисциплин будут доминирующим компонентом социализирующие цели, выводящие предметные знания на уровень биосоциальных структур и служащие поддержке процессам самопознания и самоопределения ученика; – в школах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин цели обучения на уроках биологии и экологии будут служить расширению и углублению научных знаний, т. к. обучающиеся с высоким уровнем мотивации на предмет готовы к принятию такого целеполагания. Технологическая карта урока для учителя. №1 Тема урока: «Клетка как живая система» (для массовой школы) Целеполагание для ученика 1. Знать названия и функции органоидов клеток. 2. Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов. 3. Знать сущность клеточной теории 4. Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики. Целеполагание для учителя 1. Предметные цели. – помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток; -научить различать клетки по составу органоидов; -познакомить с задачами и методами современной цитологии; -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории; -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом. 2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков обучающихся. организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток; -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов. 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие – помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине; – помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни. Технологическая карта урока для учителя. №2 Тема урока: «Клетка как живая система» (для школ математико-экономического профиля) Целеполагание для ученика 1. Знать названия и функции 14 органоидов клеток. 2. Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов. Уметь различать их на схеме, рисунке и уметь назвать их составные части. 3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории. 4. Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики. Уметь построить алгоритм исследования клетки в соответствии с конкретной задачей. Целеполагание для учителя 1. Предметные цели. – помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток; -научить различать клетки по составу органоидов; -познакомить с задачами и методами современной цитологии; -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории; -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом. 2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков обучающихся. организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток; -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток; -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов. 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие – помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине; – помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни. Технологическая карта урока для учителя. №3 Тема урока: «Клетка как живая система» (для школ естественнонаучного профиля) Целеполагание для ученика 1. Знать названия и функции органоидов клеток. Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы 2. Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов. Уметь "сконструировать" заданный тип клетки. 3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории. 4. Знать методы цитологии как науки и значении этой науки для практики. Знать области применения основных методов цитологии. Знать правила работы с мик­роскопом, уметь приготовить и /или рассмотреть препарат Целеполагание для учителя 1. Предметные цели. – помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток; -научить различать клетки по составу органоидов; -познакомить с задачами и методами современной цитологии; -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории; -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом. 2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков обучающихся. -организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток; -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток; -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов. 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие – помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине; – помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни. Технологическая карта урока для учителя. №4 Тема урока: «Клетка как живая система» (для школ гуманитарного профиля) Целеполагание для ученика 1. Знать названия и функции органоидов клеток. Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы. 2. Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов. Уметь различать их на схеме, рисунке и уметь назвать их составные части. 3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории. 4. Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики. Целеполагание для учителя 1. Предметные цели. – помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток; -научить различать клетки по составу органоидов; -познакомить с задачами и методами современной цитологии; -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории; -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом. 2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков обучающихся. организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток; -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток; -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов. 3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие – помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине; – помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни. Литература 1. Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб. : Интерс, 1995. – 135 с. 2. Бельчиков Я. М. , Бирштейн М. М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. – 304 с. 3. Богин В. Г. Современная дидактика: теория практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. – М. : ИТО МИО, 1994. – 288 с. 4. Голуб Б. А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. – 96 с. 5. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М. : Просвещение, 1982. 6. Ильясов И. И. , Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М. : Логос, 1994. – 208 с. 7. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с. 8. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 36 с. 9. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М. , 1980. – 86 с. 10. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения. – М. : Педагогика, 1997. 11. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособ. – М. : МПУ, РПА, 1996. – 268 с. 12. Ситаров В. А. Дидактика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 368 с. 13. Хассард Дж. Уроки естествознания / Пер. с англ. – М. : Центр «Экология и образование», 1993. – 121 с. М. П. Трунова, заместитель директора по УВР, учитель биологии, ГБОУ «СОШ №588», г. Санкт-Петербург

Метки: Педагогическая инноватика