Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие творческого мышления студентов – будущих учителей как один из источников подлинных инноваций

Развитие творческого мышления студентов – будущих учителей как один из источников подлинных инноваций

Ориентация современной системы образования на рост инновационных процессов актуализирует установку на развитие творческого потенциала студентов – будущих учителей. Для инноваций необходимо развивать творческий потенциал студентов, создавая образовательную среду педагогического вуза, включающую и применение активных методов и форм обучения, и использование информационных технологий. Для того, чтобы подлинные инновации пришли в школу, надо менять подход к подготовке кадров для образования, а в современном педагогическом вузе еще господствуют традиционные методы и формы обучения, которые студенты естественным образом переносят и в школу. Развивающая образовательная среда – среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. В. А. Ясвин считает [11], что образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности, во-первых, для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях; во-вторых, для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности. Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, и составляет ее развивающий психолого-педагогический потенциал. Иными словами, образовательная среда –пространство превращения потенциала в ресурс. Одним из элементов образовательной среды, направленной на развитие творческого потенциала студентов – будущих учителей, является введение тренинговой формы занятий в образовательный процесс. В Красноярском педагогическом университете им. В. П. Астафьева нами разработана программа тренинга развития творческого мышления студентов, цель которого помочь участникам осознать и преодолеть границы своего мышления, научиться использовать весь его потенциал при решении проблем, требующих творческого подхода [6]. Программа апробирована на двух факультетах в рамках курса по выбору и психологического практикума. Под творческим мышлением мы понимаем любую практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, умения, способности, цели личности, материальные продукты). Помимо известных и широко используемых в практике психологического тренинга развития творческого мышления принципов (безоценочности и принятия, неопределенности, использования экспрессивных методов) [10], нами введены еще два: принцип системности и принцип актуальности. Принцип системности. А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский определяют системность как объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства [10]. Система (от греч . sysntema – целое – составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство [2]. Принцип системности применительно к тренингу развития творческого мышления выражается в том, что в процессе тренинговой работы задействованы как личностные, так и интеллектуальные особенности студентов, а в интеллектуальной сфере – как логические, так и интуитивные компоненты. По мнению Д. Б. Богоявленской, творчество – свойство целостной личности, отражающее взаимодействие когнитивной и аффективной сфер в их единстве, где исключение одной из сторон невозможно [1]. В уже имеющихся тренингах развития творческих способностей и творческого мышления основное внимание уделяется либо развитию личностных особенностей участников, способствующих проявлению креативности [4, 10], либо когнитивных особенностей [3, 5]. Тренинги второго типа больше ориентированы на развитие интуитивных компонентов творческого процесса, правого «творческого» полушария мозга. Из многообразия подходов к творческому мышлению наиболее близко к нашей позиции определение О. К. Тихомирова: «Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов» [9]. В этом определении отражена ценность процессуальной стороны творческого процесса для саморазвития личности, а так же связь когнитивного и личностного компонента в творческом процессе. Таким образом, на развитие творческого мышления влияют две группы факторов: факторы, связанные с качествами интеллекта и мышления и факторы, связанные с особенностями личности. Творческое мышление это часть системы под названием личность. Развитие творческого мышления влияет на мировоззрение, ценностные ориентации. В свою очередь установки личности могут существенно затруднить либо облегчить работу творческого мышления. Поэтому в предлагаемой авторской программе тренинга задействованы все компоненты личности, включены упражнения на рефлексию, осознание своих установок, стереотипов, барьеров. Кроме того, само творческое мышление представляет собой систему взаимодействующих элементов сознания и подсознания [7], поэтому в программу тренинга включены упражнения на развитие не только интуиции, но и логики (в соответствии с этапами творческого процесса). Принцип актуальности. Актуальность – (от позднелат. actualis – фактически существующий – настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность [2]. Принцип актуальности применительно к тренингу развития творческого мышления выражается в том, что в процессе используются не только игровые, отвлеченные формы работы, но и актуальные на данный момент для участников вопросы и проблемы, для которых предлагается найти подходы и пути решения. Не обязательно решить проблему здесь и сейчас, а посмотреть на нее с другой стороны, применив техники решения творческих задач. Во всех известных тренингах развития креативности для достижения целей тренинга используются игровые ситуации и упражнения, способствующие абстрагированию участников от существующих в их жизни реальных проблем и задач. На наш взгляд, в тренинге необходимо создать условия, при которых участники могли бы переносить получаемые навыки на свою реальную жизнь, поэтому, игровые техники дополняются упражнениями на решение конкретных, актуальных проблем, которые участники готовы обсуждать в группе. Благодаря этому информация, полученная на тренинговых занятиях, лучше осознается участниками, встраиваясь в их систему представлений. Использование значимых, насущных проблем участников тренинговой группы повышает мотивацию и делает полученные знания более актуальными. В конце тренинговой работы (заключительный день тренинга) каждый участник представляет свое решение проблемы, над которой он работал в течение тренинга. При этом, не обязательно проблема должна быть окончательно решена, каждый может находиться на разных стадиях ее разработки (творческий процесс индивидуален). Главное – проанализировать пути решения, свои подходы, находки и общее видение проблемы. В качестве модификации можно предложить участникам совместно работать над какой-либо общей проблемой, ход решения которой и будет представлен в заключительный день тренинга. Такой вид работы особенно подходит для группы, работающей в одном коллективе и имеющей общие цели. Источником истинных инноваций является «ситуативно нестимулированная деятельность» [1] , то есть способность выйти за пределы заданного, продолжать познание за рамками требований заданной ситуации и увидеть в предмете то новое, чего не видят другие. Такое творчество как источник подлинных инноваций раскрывает глубинный потенциал личности, являясь внутренне детерминированным, свободным действием. На тренинге развития творческого мышления, опираясь, наряду с другими принципами, на принципы системности и актуальности мы стремимся достичь понимания студентами именно такого подхода к творчеству и инноватике. Литература:1. Богоявленская Д. Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С. 54-652. Большой энциклопедический словарь. (http://www. sci. aha. ru/ALL/VOC/index. htm) 3. Боно, Э. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления. – Мн. : ООО «Попурри», 2005. – 288с. 4. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. – СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 60с. 5. Клег, Б. , Бич, П. Интенсивный курс по развитию творческого мышления. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 392с. 6. Козулина Ю. Г. Теоретические и методические основы тренинга развития творческого мышления. // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева, 2009 (1), с. 99-105. 7. Пономарев Я. А. Психология творчества. // Тенденции развития психологической науки. – М. : Наука, 1988. 8. Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. –М. : ИНФРА-М, 1998. 9. Тихомиров О. К. Мышление творческое //Общая психология. Словарь. – М. : ПЕР СЭ, 2005. – 251 с. – (http://slovari. yandex. ru/dict/psychlex2/%D0%9C) 10. Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб. : Речь, Институт Тренинга, 2001. – 256с. 11. Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. – М. : Смысл, 2001 – 365с.

Метки: Педагогическая инноватика