Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Инновации и традиции – взаимосоставляющие нашей школы

Инновации и традиции – взаимосоставляющие нашей школы

Инновации и традиции – взаимосоставляющие нашей школы. Сегодня все меняется. Изменения – основа прогресса. Инновации – ключ к изменениям. Непрерывное совершенствование – естественная форма существования человеческой деятельности. Традиции или инновации…Теория или практика… Новое или старое… Ряд антонимов можно продолжать до бесконечности. Но постановка вопроса «Традиции или инновации: что важнее для нашей школы» является спорной. Инновации и традиции – два полюса мира образования. Они служат ориентиром в развитии педагогической науки и практики. Одной их характеристик научного знания является его кумулятивность, т. е. опора на ранее полученные научные результаты, которые ученый не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций. Таблица умножения остается при любых реформах, а зеркало нет необходимости менять каждый раз, когда в нем отражаются новые лица. Все больше педагогов, управленцев, приходят к убеждению: многое в судьбе народа и их самих от них же и зависит – от их самостоятельности, профессионализма, готовности к действию. Придет время спокойной эволюции, стабилизируется и взаимосвязь инноваций и традиций в педагогической науке и практике. Мы должны сохранить отечественные образовательные традиции, нашу культуру в целом, самобытность, менталитет и развиваться как великая держава. Россия развивает образование, учитывая свою самобытность, ведь, как говорил К. Д. Ушинский, «… нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив он не был…». Очевидно, что противопоставление проявляется уже в терминологии понятий. Понятие «традиция» генетически восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Традиция – это то, что не создано индивидом, не является продуктом его собственного творческого воображения, ассоциируется с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению. Понятие «инновация» относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Отличительным признаком инновации является воплощение их на практике. Образовательные инновации и традиции взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Инновации никогда не появляются на голом месте – им помогает взрасти почва, возделанная усилиями лучших, в данном случае, образовательных, традиций. Первоначально инновации в образовании противопоставлялись традициям, были некой бинарной оппозицией, концептуальной схемой, делящей все общества на традиционные и современные (архаические общества основаны на традиции, а современное общество – на доминировании научных и технических инноваций). Прямолинейность схемы нельзя не заметить, но более важно, что когда инновации противопоставляются традициям, процессы, присущие предшествующим обществам, выпадают полностью. Они оцениваются как неподвижные, статичные, застойные. Современное же общество, поскольку оно связывается с инновационными процессами, вообще лишается какой-либо устойчивости, каких-либо инвариантных характеристик. Инновационность современного общества абсолютизируется, переоценивается, завышается и вне поля внимания остается то, что инновации осуществляются на базе определенных традиций. Инновация, если она должна стать социально признанной, может стать таковой лишь в том случае, если формируется на основе определенных инвариантных характеристик. Каждая наука и технология проходит через точки бифуркации – радикальные смены парадигм, своего рода революции, приближение которых иногда не осознается даже накануне начала новой фазы развития. Обратимся к фактам. Экономисты уделяют должное внимание культурным факторам, и считают их необходимыми для понимания механизмов экономического развития. В наиболее радикальной форме эту мысль выразил Дэвид Лэндес: «Если мы и можем извлечь какой-то урок из истории экономического развития, то он звучит так: практически все здесь зависит от культуры». Развивая тезис Лэндеса, японский экономист Иосихара Кунио (Yoshihara Kunio) отмечает: «Одна из причин успешного развития Японии связана с тем, что этому способствовала ее культура. Весь исторический опыт свидетельствует о том, что инновационные процессы происходили на основе эволюции сформировавшихся духовных традиций, раскрывая в них новые грани и уровни, но не разрушая их. Достаточно вспомнить Реформацию в Европе, революцию Мэйдзи в Японии, этап модернизации в Российской империи. В марте 1998 года в Интернет-конференции консультантов misc. business. consulting разгорелась дискуссия о пользе опыта и образования, теории и практики. Образовались два больших лагеря: сторонники базового образования и приоритета теории и сторонники практического опыта и здравого смысла. Первые взяли на вооружение известный в научной среде афоризм «Нет ничего практичнее хорошей теории», вторые – «закон» Букера (из сборника «Законов Мэрфи»): «Даже маленькая практика стоит большой теории». Первые вопрошали, не считают ли вторые рискованным сажать за руль человека, не знакомого с правилами дорожного движения. Вторые отвечали, что они не настолько безрассудны, чтобы ехать с водителем, который знает только правила, но ни разу не трогался с места. Первые говорили, что, не будь теории, практикам пришлось бы заново изобретать простые решения. Вторые отвечали, что теорию пишут практики, найдя эти решения опытным путем. Приведя многочисленные доводы в поддержку своих позиций, стороны сошлись на полезности как теории, так и практики, доказав попутно простую истину, что в большинстве споров и спорить не о чем. Не вызывает сомнения беспредметность и беспочвенность споров о превалировании традиций и инноваций в российском образовании. Их взаимосвязь в развитии педагогической науки и практики необходима и неизбежна. Проблема в том, что эта связь редко бывает ровной и сбалансированной. В каждый конкретный отрезок времени мы можем наблюдать крен то в одну, то в другую сторону. Это, по-видимому, закономерно. Ведь и при ходьбе человек не опирается на обе ноги одновременно. Когда же он стоит на двух ногах – он именно стоит, а не идет. Если работает преимущественно одна из них, результатом будет хождение по кругу. Перенося этот образ на ситуацию в образовании, можно сказать, что смещение акцентов в сторону инновационной педагогической реальности не служит препятствием движению вперед, а скорее является одной из его инвариантных характеристик. С другой стороны, прорыв в новое, связанный с игнорированием и разрушением «старого», приводит к отказу от реформ в пользу традиционно привычного и притом не самого лучшего. Результатом и в том, и в другом случае будет отсутствие положительного результата. Профессор социологии Фрайбургского университета Эсбах в статье «Бульдозером по образованию» проанализировал последствия, к которым приведёт насаждение требований Болонского процесса. Он делает вывод, что университеты не смогут сохранить небольшие профессиональные направления подготовки специалистов, они вынуждены будут их укрупнять, чтобы выдержать систему зачётных единиц, соотношение студентов и преподавателей и другие правила. В европейских университетах даже ходят анекдоты: чтобы сохранить в университете археологию и, скажем, музыковедение, профессора двух кафедр объединяются и называют своё направление «раскопки древних звуков» – тогда и археологи, и музыканты сохранят себя в университете. Проходят века, меняется жизнь, в практику образования активно внедряются масштабные инновационные проекты, тем ценнее сохранение в российской педагогике устоев русской духовности, передача из поколения в поколение «мудрости воспитания», отражение идеальных стремлений русского народа к возвышению жизни, «строительству душ и совести человеческой».

Метки: Педагогическая инноватика