Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование информационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Использование информационных технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Тема исследования весьма актуальна, так как современное общество вступило на новую ступень развития, основной ценностью которой является информация. Школа как основной источник знаний, учитель как основной носитель истины, позитивных знаний – в сознании молодого поколения во многом потеряли и продолжают терять свой былой ореол. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, научить этому своих учеников – основная задача современной школы. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий, позволяют поднять учебный процесс на качественно новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути её решения, находят наиболее эффективные приёмы и средства осуществления самостоятельной работы. Необходимо проделать огромную работу: отобрать текстовый, иллюстративный материал, сделать подборку документов, карт, схем, фото, видеофрагментов. Учащиеся следуют принципам развивающегося обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с различными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал, составляют таблицы. В результате основное внимание в последнее время обращается на использование информационных технологий, их эффективность, влияние на качество образования. Необходимо прежде всего создать условия при которых возможно использование информационных технологий, то есть необходимы новые средства обучения – это компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет. Наличие перечисленного позволяет осуществить постепенный переход от старых педагогических технологий к новым, информационным. Труднее всего преодолеть противоречие между привычной многолетней практикой, когда учитель в своей работе использовал мел, картины и карты и использованием информационных технологий. Несмотря на то, что появилось много компьютерных программ, большинство из них невозможно корректировать – а ведь учитель должен подходить к уроку творчески и учитывать особенности того или другого класса. К сожалению очень мало программ, которые бы просто содержали исторические источники: карты, картины, документы. Выход можно найти – использовать ресурсы интернета, но это требует много времени. Естественно невозможно предсказать насколько эффективно, то или иное средство обучения, необходима практика использования технологий, апробирование новых технологий применительно к той или иной возрастной группе учащихся. Изучение существующей литературы по теме позволило выявить наличие значительной литературы, но наиболее всего отвечает требованиям опыта работа Можаева Г. В. , Фещенко А. В. «Электронные ресурсы в историческом образовании(Методическое пособие), Томск, 2002. , в которой рассматривается возможность использования различных технологий в процессе преподавания истории, рассматриваются особенности предмета, даётся классификация информационных технологий и рекомендации по их использованию. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Информационные технологии развивают у учащихся информационную культуру. В результате обучения с использованием информационных технологий учащиеся критически относятся к информации в сети Интернет, они умеют отделять правду от вымысла. Процесс внедрения информационных технологий очень трудоёмкий, так как в первую очередь необходимо изучить новые технологии, выбрать те, которые способствуют не только повышению познавательной активности учащихся, но и приводят к повышению качества. Трудности возникают прежде всего в преодолении стереотипа, что компьютер – это «игрушка», необходимо показать возможности компьютера в процессе обучения. К сожалению не у всех учеников есть дома компьютер, необходимо это учитывать давая задания. В школе также меньше компьютеров, чем хотелось бы и используются информационные технологии не всеми учителями. Технология опыта заключается:а) в разработке технологий, позволяющих целенаправленно развивать активизацию познавательной деятельности учащихся;б) в создании пакета диагностических материалов по определению уровня развития познавательной активности учащихся, а также уровня сформированности умений применять информационные технологии в процессе обучения;в) в составлении методических рекомендаций по реализации элементов данной технологиОсновные направления применения компьютера на уроке истории: организация познавательной деятельности учащихся: мотивация, передача учебной информации, демонстрация наглядных материалов; организация самостоятельной деятельности учащихся: самостоятельное освоение знаний, подготовка сообщений, докладов, осуществление дифференцированного подхода; углубленное изучение истории, проверка результатов обучения. Использование проектора , позволяет создать видеоряд:для наиболее полного и эффективного погружения учащихся в историческую эпоху (используется богатый спектр информации – это портреты, иллюстрации, схемы и таблицы);для образного восприятия исторического материала (картины выдающихся художников на историческую тему);для усиления эмоционального воздействия исторического материала (видео– и аудио исторические документы). В отличие от общепринятого урока с использованием видеоряда мультимедийного учебника, необходимо творчески подходить к подготовке к уроку: использовать не только мультимедийный учебник, но и другие источники. Слайды видеоряда для урока истории учитель создает на основе мультимедийного учебника «История России 20 век», Энциклопедии по истории России Кирилла и Мефодия, мультимедийной энциклопедии «Земля. Мир. Россия» и других электронных энциклопедий. Большой помощью является использование Интернет-ресурсов. Лекции, в которых использованы «анимированные» карты позволяют представить изучаемые события в динамике. Лекции, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно, по ходу изложения материала, это эффектный наглядный материал, привлекающий внимание учащихся, активизирует познавательную деятельность. Информационные технологии используются для организации проектной и исследовательской деятельности учителей и учащихся. Таким образом, слайды из мультимедийного учебника служат организации познавательной деятельности учащихся: мотивация, передача учебной информации, демонстрация наглядных материалов для наиболее полного и эффективного погружения учащихся в историческую эпоху. На использование инновационных технологий в учебном процессе оказывает влияние компетентность педагога, его знание современных информационных технологий. Несомненно, что для того, чтобы успешно использовать новые педагогические технологии, а именно информационные, необходимо повышение профессионализма учителя, его свободное владение компьютером, умение использовать проектор и интерактивную доску. Для умелого использования огромных возможностей Интернет-Сети требуется большая, систематическая, постоянная работа педагога по самообразованию. Профессиональная осведомленность учителя в области Интернет-ресурсов поможет выявить проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Основным результатом можно считать активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе изучения истории и обществознания и повышение качества обучения, успешную сдачу ЕГЭ экзамена по истории и обществознанию, создание исследовательских проектов с использованием информационных технологий, активное участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, их стремление к самостоятельной творческой работе. Опыт предназначен для учителей истории и обществознания, а также он представляет интерес для всех педагогических работников, особенно гуманитарного цикла, которые считают необходимым использовать в процессе преподавания передовые педагогические и новейшие информационные технологии. Литература:1. Можаева Г. В. , Фещенко А. В. «Электронные ресурсы в историческом образовании(Методическое пособие), Томск, 2002. . 2. Картины по русской истории из издания И. Кнебеля 1908-1913 гг. http: // www. sinopa. ee /rus/proekti/proekti2ru07. htm; 3. И. Данилевский "Легендарная Русь" – http://www. znanie-sila. ru/online/issue_229. html; 4. Карты и схемы по истории России – http://www. ostu. ru/personal/nikolaev/russia. html; Материалы русской истории http://www. magister. msk. ru/library/history/history1. htm; 5. Классика http://lants. tellur. ru/history/klassics. htm

Метки: Педагогическая инноватика