Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование ИКТ при обучении химии и во внеклассной работе

Использование ИКТ при обучении химии и во внеклассной работе

Использование ИКТ на уроках химии и во внеклассной работе позволяет больше внимания уделять развитию творческих способностей, помогает повысить качество знаний, предоставляет учащимся дополнительные средства для самореализации. Компьютер это эффективный дидактический инструмент, который на уроке выполняет роль источника учебной информации, тренажера, средства диагностики и контроля, способствует повышению визуализации изучаемого материала, моделированию исследуемых процессов. Сегодня у учителя появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса, внося в него специфику в виде нераздельности методов и средств. Это качество позволяет говорить о педагогических технологиях, основанных на использовании современных информационно-компьютерных средств. Использование ИКТ позволяет больше внимания уделять развитию творческих способностей. Механизмом развития творческой активности является поиск. Поэтому учащимся необходимо предлагать творческие работы, диапазон которых широк. Это написание сказок и фантастических рассказов; создание кроссвордов, загадкок, шарад; составление дидактического материала; подготовка flash-роликов или презентаций. В создании презентаций и медиа-уроков вместе с преподавателями-предметниками участвуют преподаватели информатики и учащиеся ЭТЛ. В этой работе учитель выступает в качестве заказчика программного продукта, который бы его устраивал, а ученики – в качестве дизайнеров и разработчиков презентаций и видеороликов. Так учащимися технического лицея были выполнены презентации и медиа-уроки по курсу «Органическая химия», написаны web-сайты по некоторым темам «Общей химии», работа над которыми продолжается и сейчас. Материал учащиеся самостоятельно подбирают в библиотеках, фотографии сканируют и далее работают над видеомонтажом и озвучиванием. В такой работе ученикам важна помощь учителя – предметника, так как дети не всегда правильно могут составить план своего проекта (опорный конспект). Ученики выбирают тему, вид презентации, определяются с содержанием или вопросами (если создают тест). Затем создается сама презентация. Дух соревнования и самостоятельность (что хочу, то и делаю – в плане выбора типа работы) придают уверенность и желание трудиться и даже слабым учащимся. Выбирая задание, ученик волей-неволей отыскивает и читает необходимый материал, чем расширяет кругозор. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, позволяет ученику выбрать уровень сложности, на который он «способен замахнуться», подогревает интерес к предмету. Уже в течение ряда лет приоритетным направлением моей работы является применение информационно-коммуникативной технологии при обучении химии. Мною собраны разработки поурочных планов нетрадиционных форм уроков с использованием Интернет-технологии, компьютерная поддержка уроков по курсу «Органическая химия», презентации к научно-исследовательским работам и проектам. Кто-то может сказать: «Зачем это надо? Ведь есть готовые компьютерные и мультимедийные продукты». Да, есть. Но, во-первых, они не сопровождаются методическими материалами по их практическому использованию в учебном процессе. Во-вторых, они не всегда отвечают требованию конкретного урока. Каждый учитель строит свой урок по-своему, у него свой дидактический материал, он работает по своей методике и поэтому он создает свой мультимедийный продукт. Конечно, познать все азы информатики невозможно, да и не к чему. Ведь в лицее, как и в любом ОУ, есть учитель информатики, который всегда придет на помощь, а также сами ученики не откажутся выполнить творческую работу и получить хорошую отметку. При планировании и подготовке компьютерных уроков приходиться обоснованно выбирать необходимую компьютерную программу, подбирать необходимый наглядный материал, видеозаписи, схемы и т. д. Разумеется, компьютерный урок – это не 40 мин работы у компьютерного экрана. Компьютер – эффективный дидактический инструмент, но всего лишь один из многих инструментов. Поэтому все традиционные требования к уроку сохраняются, а необходимые материалы комплектуются не только из предметных учебников, но и из дополнительной литературы, энциклопедий, журналов, Интернета. Так при подготовке компьютерного урока «Химические свойства углеводородов» была использована крупноблочная подача материала по технологии УДЕ, фрагменты программ «Кирилла и Мефодия» и виртуальной лаборатории. А для урока-конференции «Плачущая Земля» учениками были созданы видеоролики «Как прекрасна Земля», «Антропогенные воздействия на природу», «Посетим нашу лабораторию» и презентации к своим выступлениям. Презентации PowerPoint, которые позволяют излагать материал в заранее продуманной методической последовательности, а также проводить проверку знаний, органически вплетаются в обычный традиционный урок. Серьезной психолого-педагогической проблемой является проверка знаний. Ведь ученики обладают разным психологическим статусом, и многие из них болезненно относятся к замечаниям, очень боятся потерпеть фиаско на глазах у класса. В решении этой проблемы помогут компьютерные программы проверки знаний. Компьютер не считает, сколько было сделано неудачных попыток решения задачи, не делает ни каких замечаний. Более того, если программа проверки знаний педагогически продуманны, то еще и будет подсказка что и как надо сделать. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:– осуществляется индивидуализация контроля знаний (учет разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);– повышается объективность оценки;– ученик видит детальную картину собственных недоработок;– оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;– на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени. Использование компьютеров в перспективе поможет изменить весь учебный процесс, который сейчас осуществляется «писанием мелом по доске». Но для этого педагог должен иметь достаточно высокий уровень информационно-компьютерной культуры. В процессе формирования информационной культуры преподаватель должен уметь использовать средства информатизации в обучении, комбинируя различные средства обучения для передачи учебной информации. Компьютер на уроке выполняет роль источника учебной информации, наглядного пособия качественного нового уровня, тренажера, средства диагностики и контроля. В уроке как целостной дидактически законченной единице деятельности ребенка по усвоению какого-либо учебного материала реализуется психологический цикл деятельности: «целеполагание – планирование и организация – выполнение (решение) учебной задачи – анализ и оценка результата» этим определяются дидактические части урока. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Если 100% времени урока учащиеся работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (в этом случае урока по существу нет, есть компьютерное обучение). Если компьютер не используется совсем – это обыкновенный урок. При частичном использовании компьютера получается то, что называется «компьютерным уроком»Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т. е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств (полностью или частично). Компьютер – это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена. Компьютер – это средство наглядности, самостоятельной работы учащихся. Компьютер – это средство для повышения эффективности урока, учебного процесса, создания мотивации к учебному материалу. Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, сопровождающей, повышающей эффективность усвоения учебного материала. Учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может и компьютер. Привычную черную доску с кусочком мела заменяет электронный экран. На этом экране «происходит» виртуальное путешествие по времени и пространству», присутствие в научной лаборатории и других ситуациях. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо увлекательным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст – звук – видео – цвет». Основной недостаток классического традиционного урока – трудность учета индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (гендерные различия, индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических особенностей личности ребенка). Использование компьютера позволяет либо применить индивидуальное программирование, разветвленную программу закрепления, либо организовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока становиться нелинейной. Обычно класс делится на три группы: 1) учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; 2) учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы; 3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать не шаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту, по закреплению материала также по своей программе. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей занимается учитель (затем происходит смена групп). Часть учащихся может работать по индивидуальным образовательным программам. Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от ее результатов провести соответствующую коррекцию. Для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов – программы тренажеры. Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени. В качестве домашнего задания каждый ученик может получать видеоклип, из которого он должен смонтировать свой «ответ», озвучив его текстом согласно пройденному на компьютерном уроке материалу. Это авторский документальный компьютерный клип учащегося. Все эти качества определяют многомерную структуру особенностей компьютерного урока. С чего начинать? Проектирование компьютерных уроков начинается с составления календарно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем урокам. При этом учитывается:– содержание изучаемого материала;– основная используемая системообразующая педагогическая технология;– наличие в школе компьютерных средств, программных и аудио-видеосредств;– психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребенка;– необходимость чередования различных типов компьютерных средств и др. ;– классические требования к уроку (логическая завершенность, разнообразие методов и т. д. )Для составления плана конкретного компьютерного урока необходимо:• Составить временную структуру урока; в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы их достижения. • Из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства. • Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами. • Отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени. • Составить временную развертку (поминутный план) урока. • При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала провести поиск в библиотеке или в Интернете или составить авторская программа. • Из найденных материалов (файлов) собрать презентационную программу. Для этого пишется ее сценарий. При презентации на большом экране можно соединить вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи – все это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание на наиболее важные места на экране. • Планируя достижения определенных целей, следует предусмотреть и их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера дает возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется игровая программа или разрабатывается авторская, которые включаются в презентативную программу. • Обучающие программы комплектуются отдельно. Список использованной литературы1. Андреев А. А. Компьютерные и телекоммуникативные технологии в сфере образования// Школьные технологии. 2001, №32. Журнал «Информатика и образование», 2003-2004 3. Журнал «Химия в школе», 2001-20054. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб, 20025. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения – М. , 19886. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств – М . , 20057. Шадрин Ю. А. Информационные технологии: В 2ч. – М. , 2002

Метки: Педагогическая инноватика