Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проектная и научно – исследовательская деятельность учащихся как урок саморазвития и самосовершенствования учащихся

Проектная и научно – исследовательская деятельность учащихся как урок саморазвития и самосовершенствования учащихся

В связи с ориентацией образования на развитие личности учащегося , его познавательных и созидательных способностей»[2]. образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Особая роль отводится научно – исследовательской деятельности в школе. Метод проектов, в том числе на уроках английского языка, позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Самостоятельная научно – исследовательская деятельность школьников рассматривается в основном как средство и метод активизации и оптимизации процесса обучения, способствует ускорению перехода к личностно – ориентированной парадигме образования через «самореализацию и повышение личностного статуса учащегося в глазах своих одноклассников и учителей»[4]. Реализация этих функций требует особой подготовки педагога, изменения его отношения к характеру взаимодействия между учителем и учеником и введением дополнительных уроков в расписании. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость ориентации образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»[2]. Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Школа сегодня – это место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Сегодняшний ученик – это завтрашний студент и взрослый человек, поэтому навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в ВУЗе и дальнейшей своей карьере. В современном обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Необходимо готовить учащихся к тому, что знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, практически их использовать. Особая роль отводится научно – исследовательской деятельности в школе. Научно – исследовательская деятельность учащихся – это форма учебной деятельности, целью которой является «достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников»[4]. Результат ее, как правило, известен учителю заранее или предсказуем, однако для учеников это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую они совершают свое собственное открытие. Исследовательская работа подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленного материала, анализ данных и вытекающих из них выводов. Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в научно – исследовательской работе, у них необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть учащиеся должны захотеть решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными и информационными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать себя и других. Что касается иностранного языка, то в настоящее время, когда возрастает потребность в использовании иностранного языка, его образовательная и самообразовательная функции как иностранного языка, а также его профессиональная значимость в школе, ВУЗе, на рынке труда, преподавание иностранного языка направлено на развитие личности обучаемого средствами данного предмета. В центр внимания мы ставим ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество. Происходит изменение всей схемы общения: – Ученик выступает как активный творческий субъект, как индивид, который имеет свои потребности в самореализации и развитии способностей с учетом возможностей, психологических и интеллектуальных особенностей. – Задача учителя – формирование и развитие этих способностей учащихся, способствование общекультурному и личностному совершенствованию и самовоспитанию, побуждение к самообразованию и осознанию профессиональных склонностей. – Методы и приемы обучения должны быть направлены как на обучение иноязычному общению, так и на формирование и создание приемов умственного труда, нахождение собственных решений, применение добытых знаний на практике, развитие культуры общения, которое возможно лишь при коммуникативном подходе в обучении иностранному языку. Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, а также опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. В проектной методике используются все лучшие идеи традиционной и современной методики преподавания иностранных языков. К ним относятся, главным образом:1. разнообразие, как «необходимая черта, способствующая развитию интереса к учебе (это различные темы обсуждения), различные формы учебной деятельности»[2] (групповая, индивидуальная, парная)2. проблемность означает использование языка для выполнения задания. Проблемы заставляют думать, мыслить. 3. очень важно, чтобы школьники учились с удовольствием и испытывали радость от решения поставленной задачи. 4. очень важно, чтобы обучение носило ориентированный смысл, затрагивало личностное соучастие каждого обучаемого, их интересы, планы, опыт, отношение к происходящему. Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника. Итак, общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Актуальность затронутого мною вопроса состоит в том, что, на мой взгляд, именно самостоятельная научно – исследовательская деятельность школьников рассматривается в основном как средство и метод активизации и оптимизации процесса обучения, способствует ускорению перехода к личностно – ориентированной парадигме образования через «самореализацию и повышение личностного статуса учащегося в глазах своих одноклассников и учителей»[4]. Именно в исследовательской деятельности учащиеся вырабатывают Именно в исследовательской деятельности учащиеся вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации; испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у ребят формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов. Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Цель исследовательской деятельности школьников – «в приобретении функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)»[4], а результаты организации и управления творческой деятельностью учащихся является: • Повышение уровня познавательной активности учащихся. • Повышение уровня обученности учащихся по различным предметам. • Появление черт личности, присущих исследователям. • Увеличение числа учащихся занимающихся исследовательской деятельностью. • Связь между занятиями исследовательской деятельностью и успешной социализацией учащихся. Проектное обучение «поощряет и усиливает истинное учение со стороны учащихся»[2], потому что оно: – личностно-ориентированно; – использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение; – самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; – позволяет учиться на собственном опыте и опыте других; – приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда. Итак, мы пришли к заключению, что проектная форма организации урока (в том числе и английского языка) будучи неотъемлемым элементом научно – исследовательской деятельности учащихся принципиально изменяет отношения между учеником и учителем и позволяет развить способности учиться и действовать самостоятельно. Концепция профильного обучения предполагает включить в учебный план старших классов «исследовательскую и проектную деятельность школьников как обязательную»[1], несмотря на мнение, что нет необходимости обучать исследовательской деятельности всех без исключения школьников. Есть другое мнение, что в исследовательскую деятельность следует включать максимально возможное число учащихся. При этом «приемам исследовательской деятельности следует специально обучать юного исследователя, приобщать к методам научного познания»[1]. Среди методов научного познания, наиболее часто используемых в ученической научно-исследовательской деятельности, различают методы получения нового знания и методы его организации. При этом изменение деятельности педагога заключается во включении в учебный план исследовательской и проектной деятельности школьников (через факультативы, элективные курсы и др. ). Реализация этих функций требует особой подготовки педагога, изменения его отношения к характеру взаимодействия между учителем и учеником. Учитель должен не только иметь собственные представления об изучаемом объекте, знать, какими представлениями об этом объекте обладает ученик. Учитель должен быть способным «становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определённую ситуацию, объяснять, почему ученик действует так, а не иначе»[3]. Объектом деятельности учителя становится поисковая деятельность учащихся, а не сам поиск. Литература:1. Бим И. Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы, ИЯШ. – 2004, №62. Новые образовательные стандарты по иностранным языкам – М. : АСТ/ Астрель, 20043. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка ИЯШ. – 2000, №2,3. 4. Сысоев П. В. Концепция языкового поликультурного образования: Монография. – М. : Еврошкола, 2003.

Метки: Педагогическая инноватика