Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Инновации в начальной школе

Инновации в начальной школе

Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Что стало причиной введения инноваций в школе? 1. Кризис образовательной системы школы в целом. 2. Внешние вызовы – социальные, политические, экономические. 3. Внутренняя потребность в новом. 4. Изменение как следствие развития. 5. Поиски нового характерны не только для школы, как структуры, повышающей свой статус, но и каждого творчески работающего педагога, который всегда чувствует требования времени, изменения в обществе, т. е. на себе ощущает социальный заказ. Учителя начальной школы внутренне готовы принять новое, т. к. понимают, что именно в начальной школе закладываются базовые знания детей. 6. Всякое изменение есть путь к развитию личности. Наши учителя не хотят отставать от своих учеников. Молодёжь быстро осваивает новые технологии и делает их неотъемлемой частью своей жизни. Сегодня работать по старым «конспектам» становится просто невозможно, это означает «отстать от жизни». Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. В нашем общеобразовательном учреждении учителя способны и готовы к осуществлению инновационной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Соответствующее образование и квалификация кадров, хорошая технически-информационная база, прохождение специализированных курсов повышения квалификации педагогами – факторы, способствующие внедрению инноваций в образовательный процесс. Главная задача образовательного процесса в современной школе определяется так: ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный метод заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из них является проблемное обучение. Сущность проблемного урока состоит в том, чтобы обеспечить творческое усвоение знаний учащихся. Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. При этом умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи – все это ведет к самостоятельной познавательной деятельности, к умению быть успешным в быстро изменяющемся мире. На мой взгляд, использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся. По моему мнению, данная технология четко прослеживается в системе учебников УМК «Начальная школа XXI века». В основе данного УМК лежат:1. Деятельностный способ обучения – это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки. 2. Интегрированный подход в обучении младших школьников позволяет:– научить ребёнка самостоятельно добывать знания;– развивать интерес к учению;– повышать интеллектуальный уровень;– развивать творческую личность. 3. Основа дифференцированного подхода:– нет бесталанных детей, а есть занятые не своим делом;– если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать. Все педагогические подходы сводятся к наиболее характерной стороне личности – её индивидуальности. Внутренний мир личности присущ только ей одной, он возникает и развивается вместе с человеком. В педагогической литературе дано большое множество классификаций и групп инноваций. Мне ближе инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитательного процесса; инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования. Моей инновационной деятельностью стали: технология проблемного урока; технология работы с портфолио; интерактивные технологии; информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии); технология проектно-исследовательской деятельности учащихся, здоровьесберегающие технологии. Технология работы с портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как формирование учебной мотивации школьников, поощрение возможностей для самообучения, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности. Поэтому в портфолио моих учеников включены разделы: мой мир, моя учеба, моя общественная работа, мое творчество, мои впечатления, достигнутые успехи, отзывы и пожелания. Интерактивные технологии – обучение в диалоге, работа в парах и группах. Практически на каждом уроке я использую эти технологии. Информационные технологии в образовательном процессе (компьютерные технологии). Учащиеся нашей школы с 3 класса с интересом изучают предмет «Информатика и ИКТ». На современном этапе организации образовательного процесса педагоги, как и учащиеся не могут обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий. Продуктивным и положительным в своей деятельности, считаю использование мультимедийных учебников на уроках. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Главное для меня в этой деятельности – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своих детей. Очень удачным оказался детский проект, связанный с инновациями в образовании «Школа будущего». Учащимися, их родителями, общественностью были затронуты разные стороны обновления современного образования. Одним из направлений инновационной деятельности в нашем общеобразовательном учреждении стало внедрение здоровьесберегающей технологии доктора В. Ф. Базарного. По результатам диспансеризации учащихся школы выявились две основные проблемы здоровья детей, которые относятся к так называемым «школьным болезням» – нарушение зрения и нарушение осанки. Поэтому педагогов нашей школы заинтересовала методика работы доктора В. Ф. Базарного. Ведущая идея методики В. Ф. Базарного – «Сенсорное и психомоторное раскрепощение». Для этого предлагается обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Кабинеты начальной школы оснащены конторками, офтальмо – тренажерами. Для снятия напряжения В. Ф. Базарный предлагает режим динамических поз, которые предусматривают на каком-то этапе урока менять позу детей (сидя-стоя). Поэтому урок я строю с таким расчетом, чтобы ученики несколько раз переходили из положения сидя в положение стоя. Преимущества заключаются в том, что: укрепляется позвоночник, сохраняется правильная осанка, у ребенка формируется чувства равновесия и координации, осуществляется профилактика опорно-двигательного аппарата и заболеваний сердечно сосудистой системы, предупреждение появления близорукости. Другим важным методом является методика зрительно-координационных упражнений. Схема-тренажер находится на потолке. Дети, следя глазами за ориентирующими стрелками, выполняют упражнения. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. В своей работе я так же использую сенсорно-дидактические кресты. Сенсорно-дидактические кресты представляют собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. Работа с сенсорными крестами способствует развитию речемоторной функции детей, предупреждает развитие рефлекса склоненной головы, способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения, активизирует нейродинамические процессы головного мозга, способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств. Умный ребенок – это здоровый ребенок. Если ребенок здоров, то он успешен в учебе. Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Я считаю, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей или здоровья. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах.

Метки: Педагогическая инноватика