Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Инновации в школе: мифы и реалии

Инновации в школе: мифы и реалии

Аннотация Информационные технологии заняли приоритетное место в современном образовательном процессе. Именно с использованием методов электронного обучения связывается активизация учебной деятельности, развитие познавательных интересов, повышение учебной мотивации и т. д. и т. п. Множество восторженных мнений, распространение опыта наиболее продвинутых пользователей – все это замечательно, интересно, «ново», но. . . А как на самом деле в реальном учебном процессе реального учителя?Возможность применения технических средств, безусловно, позволяет разнообразить уроки, увеличивает уровень наглядности, что немаловажно при рассмотрении абстрактных природных явлений. Можно классифицировать формы организации учебной деятельности с применением компьютера на три основных типа. Рассмотрим первый, самый распространенный вариант: слайд-урок (урок-презентация). Очень удобно: легким движением руки меняются картинки на экране, ученики конспектируют содержание, что-то обсуждают, а где здесь «условия для самореализации», в чем, собственно «инновация» – в изображении текста, иллюстраций на большом экране? Вариант второй – использование специальных обучающих или тестирующих программ на уроке. Это интереснее, т. к. позволяет реализовать индивидуальный подход. Насколько этот вариант доступен большинству школ и педагогов? В этом варианте включаются как организационные, так и чисто технические сложности: диски загружаются в общую сеть только при наличии специальных прав администратора, урок требует изменения в расписании, т. к. необходим компьютерный кабинет и машина на каждого учащегося и т. д. – сколько таких занятий можно провести в учебном году? Третий вариант – урок создания тематической презентации, кроме вышеизложенных организационных сложностей, требует от участников достаточно высокого уровня компьютерной грамотности. В этом варианте ученик может во всей полноте проявить свои творческие способности, но… Практика показывает, что «продвинутые пользователи» увлекаются оформлением презентации, спецэффектами анимации, и не работают над содержанием темы, а остальные просто оцифровывают готовые тексты. И в этом случае учитель-предметник должен функционировать как «спец» по различным компьютерным программам, технический консультант, и ликвидировать пробелы в уровне компьютерной подготовки учеников. Использование Интернет-ресурсов в представлении участников образовательного процесса зачастую сводится к технической операции по скачиванию текста, после чего учащийся считает миссию выполненной, а готовность к уроку – отличной. И здесь важно выработать и проводить единые требования педколлектива по работе с данными из непроверенных источников, по вариантам их представления (просто чтение, пересказ или анализ?). Как правило, одна и та же информация кочует по файлам и сайтам практически без изменений, поисковая система затягивает во времени, масса посторонней информации рассеивает внимание, отвлекает от предмета поиска. Кроме того, есть опасность некритического принятия учащимися информации из источников Интернет-ресурса, как единственного достоверного источника, например: ученик отчаянно оспаривает широко известный факт, представленный учителем, так как по данным энциклопедии Gooqle, у него была другая информация по этому вопросу. Таким образом, работа с Интернет-ресурсами требует развития ученического самосознания и целеполагания, и это необходимо учитывать учителю при раздаче опережающих заданий и тем докладов. В руководящих инстанциях самого разного уровня могут воображать до бесконечности, что ИТ – панацея от падения образовательного уровня выпускников, что Интернет-ресурсы – это самый ценный и интересный источник информации для учащегося. Повседневный опыт показывает: компьютер у учащихся прочно ассоциируется с играми, Интернет - с развлечениями и виртуальными контактами. Работать на компьютере дети не умеют и, самое главное, самостоятельно этого делать не хотят! Допускаю, что данное обобщение относится к «утомленным благами цивилизации» учащимся большого города, со значительными информационными нагрузками. В таком случае, хотелось бы познакомиться с реальным эффектом навязчивого внедрения ИТ в образовательный процесс, с реальными цифрами, выражающими положительную динамику качества образования «после». Потому что на данный момент непонятно, как при «отсталых» традиционных технологиях, когда из средств обучения были только доска и мел, уровень образования был высоким и успешно создавал базу для развития национальной науки? А сегодня, при непрерывном реформировании и модернизации системы образования в течение уже более двадцати лет, при развитии менеджмента и маркетинга в образовании, при использовании медиа и других технических систем и разнообразных инноваций – уровень образования неуклонно снижается! Я не против ИТ, я возражаю против возведения этих средств в ранг ведущих, единственно правильных и эффективных в современном процессе обучения, так как использование ИТ сегодня для «продвинутых» администраторов стало критерием работы учителя. Я против перегруза образовательного процесса электронной наглядностью (не затрагивая вопроса о влиянии на здоровье и нормах работы с компьютером) – готовый видео-ряд лишает нашего ученика возможности развивать абстрактное мышление, воображение. Задумайтесь: книг не читаем (не можем заставить, даже в сокращенном варианте!), на литературе – смотрим экранизацию произведений (в лучшем случае); на географии не трудитесь представлять себе процессы движения литосферы, атмосферы на кнопочку нажмем – все покажут! И т. д. Вот так говорим одно: «самореализация, готовность к саморазвитию», а на деле отнимаем важный аспект личностного развития, давая информацию преимущественно именно в том готовом, только сегодня уже не устном, а телевизионно– электронном виде. Очень интересен опыт работы с учащимися, прошедшими в начальной школе курс «развивающего» обучения. Дети легко и свободно могут вступать в разговоры, выражать собственное мнение по любому вопросу – здорово? Конечно, но с большим трудом удается «приземлить» таких учащихся на аэродром научного знания, исследований и открытий, т. к. они приучаются к мысли о ценности своего творческого мнения. Это собственное мнение и демонстрируется как единственно верное при ответе на вопросы контрольных работ, несмотря на обсуждение каждого вопроса с точки зрения фундаментальной науки. Известна присказка о благодатных краях, где цветет и плодоносит даже палка, воткнутая в землю, но ведь для этого есть необходимые условия! Благородная цель «новаторских» развивающих технологий на первой ступени обучения – опора в обучении на творческие фантазии и проекты без определенной базы научных знаний – дает сомнительный результат: сужение границ ученической толерантности, развитие критического настроя, пренебрежение к мнению учителя в средней школе, с развитием подросткового нигилизма. Формируется неприятие чужой мысли, непоколебимая уверенность в своей правоте, упорство в отстаивании собственного представления, невзирая на факты. Эта проблема усугубляется развитием социального отношения к учителю, как работнику сферы услуг, где клиент, как известно, всегда прав. Привожу подопечным в пример модель «японского технологического чуда» – успех был обеспечен точным исполнением чужих разработок, а уж потом, после наработки определенного опыта, началась реализация своих проектов. Ведь недаром говорится: делай со мной, делай как я, и потом – делай лучше меня!Еще один «новаторский» крючок – интересность и «неинтересность» учения. Лозунги типа «учиться должно быть интересно и легко» очень хороши и правильны, но авторы забыли, что учеба это ежедневный напряженный труд. Напряженность учебного труда только растет в условиях увеличения требований современности. И «легкость» в обучении может обеспечить внутренняя мотивация на учение и жесткая система самоконтроля, способности и готовности к самообразованию обучающегося. Незаметно нравственно-мотивационные категории обучающегося «я должен» и «надо учиться для…», были заменены вариациями «учитель обязан». В этой ситуации всем очень удобно: администратору удобно управлять комплексующим учителем (навязывается комплекс вины), родителю удобно снять с себя ответственность, ученику удобно не учиться – есть уважительные причины: ему «неинтересно» на уроке, ему это не пригодится в жизни, да и просто «что-то не нравится она мне!». И, вот уже за результаты качества образования отвечает единолично «швец, и жнец …. » – учитель, классный руководитель Кто анализировал: почему неинтересно, и не только урок, но и в театр, и в поход, и… все разнообразие предложений в жизни школы и класса – все неинтересно! Возникает мысль, что интерес к действию должен воспитываться с рождения. Без получения практического опыта действия невозможно утверждать – интересно или нет. Попробуй, поучаствуй, почувствуй вкус дела, найди свое! И еще есть твердое убеждение: человек более свободен, когда он многое знает и умеет сам!Вследствие «демократизации» общества становятся нормой выражения: «Я не готов к уроку» (теперь это не стыдно) и «Я проспал» в качестве причины опозданий и пропуска уроков; единственным руководством – «Я хочу». Непрофессиональными психологами распространяется заблуждение «любить себя таким, какой есть», это удобная ниша оказывается ловушкой. Человека, не дающего себе труда самовоспитания, будут воспитывать и ломать жизненные обстоятельства и другие люди. Государство наше лукавит в отношениях с образовательной системой и конституционным правом на получение бесплатного образования. Де-юре: ратует за повышение качества образованности населения; де-факто: стремится сократить бюджетные расходы на образование. Согласитесь, сокращение учебных планов, увеличение количества учеников в классе другие «реформы» не способствуют и повышению эффективности. И рычаг «оптимизации» найден – ЕГЭ обеспечит рост конкурентности среди ОУ, заставит учителя работать эффективнее, творчески. Результат: никому не нужны учащиеся со средними способностями и достижениями, чтобы не портить картинку итоговой аттестации и профессионального позиционирования в среде. А где же здесь провозглашаемый индивидуальный подход к личности? Утвержденная форма итоговой аттестации унифицирует выпускников и перечеркивает все имеющиеся достижения в этой области – «натаскать» для сдачи тестов необходимо всех, без исключения. Экзамен, сам по себе, имеет право быть при отработке и оптимизации процедуры. Огорчают неадекватные выводы и определения контролирующих организаций по результатам ЕГЭ в адрес педколлективов ОУ. Корректность рейтинга ОУ по этим показателям сомнительна: как можно сравнивать результаты при изначально разных стартовых условиях? А главное, если бы эти силы и энергию направить на поиск и реализацию реальных факторов изменения ситуации. Поэтому как бабушка будущего первоклассника, хочу, чтобы внучку научили в начальной школе хорошо читать, считать и писать – т. е. дали ей ту пресловутую «удочку» для дальнейшего непрерывного самообразования. Как учитель хочу возбудить в своих учениках способность мыслить и чувствовать, желание уметь. Хочется, чтобы государство превыше экономических соображений ставило будущее страны, а творцы образовательного пространства вернулись к истокам педагогики – принципам природосообразности воспитания и обучения. Думается, что именно это позволит преодолеть противоречие между целями и результатами современного образования.

Метки: Педагогическая инноватика