Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Портфолио как система инновационной оценки

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижение нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. К числу современных образовательных технологий можно отнести и систему инновационной оценки "портфолио".

Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования. Метод оценивания с помощью. Портфолио используется в обучении, основанном на компетентном подходе.

Портфолио рассматривается как вид так называемого «аутентичного оценивания», которое используется, прежде всего, в практико-ориентированном образовании: оценивается уровень сформированности умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. В обучении на основе компетентного подхода аутентичное оценивание выявляет уровни сформированности компетентностей. Общие положения о портфолио. — Портфолио предполагается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. — Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства. — Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных вещах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. ) и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. — Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретённые знания и умения. — Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

– Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

– Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

– Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

– Формировать умение учиться

– ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

– Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

– Закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.

Введение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что позволяет сделать выбор дальнейшего направления и формы обучения старшеклассниками более верными и ответственными. Типы портфолио. Разработчики моделей портфолио в России ориентировались на три распространенных за рубежом его типа: показательный, рабочий и оценочный. По аналогии с ними было предложено три типа портфолио и рекомендации по их применению. 1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Преимущества данного варианта: итоговая бальная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Недостатки данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов. 2. Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, разного рода практик, спортивных и художественных достижений. Данный раздел портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ. Примерный вариант записей в «Портфолио работ»: — исследовательские работы и рефераты; — проектные работы; — техническое творчество: модели, макеты, приборы; — работы по искусству; — элективные курсы и факультативы; — различные практики; — занятия в учреждениях дополнительного образования; — участие в научных конференциях, учебных семинарах; — спортивные достижения; — другое. Преимущества: портфолио данного типа даёт представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Недостатки: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. 3. Портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем. Примерный перечень документов «Портфолио отзывов». — заключение о качестве выполняемой работы; — рецензия на статью, опубликованную в СМИ; — отзыв о работе в творческом коллективе, о выступлении на научно – практической конференции; — резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений; — эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; — рекомендательное письмо о прохождении практики; — другое. Преимущества: эта форма портфолио дает возможность «включить» механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Недостатки: сложность формализации и учета собранной информации. Рекомендации для учителей по использованию моделей портфеля учебных достижений. На основании предложенных вариантов портфолио преподавателю предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «просты» (реализующие один из названных типов).

Например: а) портфолио, состоящий из всех трёх разделов; б) портфолио, состоящий из двух разделов в любой комплектации, например, раздел документов + раздел работ; в) портфолио «простые» (либо документы, либо работы, либо отзывы). Министерство науки и образования Самарской области рекомендует структуру классического портфолио. В нём выделяют 4 раздела: 1. Портрет – представление информации об ученике – авторе портфолио. 2. Коллектор – материалы, авторство которых не принадлежит: ксерокопии статей, памятки. 3. Рабочие материалы, созданные учеником. 4. Достижения – материалы, которые, по мнению ученика, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. Все работы, входящие в портфолио должны быть оценены. На сегодня нет единых критериев оценки. Они находятся в стадии разработки. Основные подходы к оцениванию портфолио. Процесс оценивания зависит, прежде всего, от того, с какой целью разрабатывался портфолио. Для оценивания портфолио необходимо использоватьследующие основные критерии: — цель, — степень организации портфолио, — голос и его тональность презентующего портфолио, — необычная презентация портфолио, — выполнение работы на уровне свыше возраста или ступени обучения, — комплексная или усложненная презентация идеи, — глубинное понимания проблемы или идеи, — хорошее обеспечение ресурсами и вдумчивое использование материалов, — наличие элементов исследования идеи, — хорошая коммуникативная организация материала для презентации, — наличие высокой степени интереса и настойчивости. Таким образом, портфолио позволяет поддерживать диалоговое общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и могут делать.

Литература.

1. Хайдукова М. В. , Крылова Е. М. «Положение о портфолио учащегося образовательного учреждения. – Справочник руководителя образовательного учреждения». 2007, № 2.

2. Ильина И. В. , Белова С. М. «Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников. – Завуч. Управление современной школой». 2006. № 8

3. Новикова Т. , Прутченков А, Федотова Е. «Зарубежный опыт использования портфолио – народное образование». 2005. № 9

4. Новикова Т. , Прутченков А. , Пинская М. «Портфолио в российской школе – Народное образование». 2005 № 1.

Метки: Педагогическая инноватика