О некоторых аспектах обучения приемам информационного поиска в школьном курсе интернет-технологий
О некоторых аспектах обучения приемам информационного поиска в школьном курсе интернет-технологий
С появлением глобальных телекоммуникационных сетей и интеллектуальных компьютерных систем меняются наши представления о значимости информации как интеллектуального ресурса и ее социальном значении.
Умение грамотно и сознательно использовать информационные возможности глобальной сети становится обязательным компонентом культуры личности в современном обществе, поэтому знакомство с основными принципами поиска является сегодня необходимым звеном подготовки школьников в области использования Internet-технологий.
В ходе обучения школьников следует познакомить с различными типами информационно-поисковых систем, работа с которыми складывается из двух составляющих: отработка двух основных методов поиска информации – поиск с помощью иерархического дерева разделов и поиск по ключевым словам; формирование навыков самостоятельной разработки оптимальной стратегии поиска информации по конкретной теме.
Частичная имитация работы поисковых систем в локальной сети может быть выполнена путем подготовки и соединения гиперссылками избранных материалов Internet, а также Web-страниц, представляющих собой ответы различных поисковых систем на определенные запросы. Придание интерактивности поисковым страницам, необходимой для того, чтобы учащиеся получили возможность не только осуществлять работу с иерархическим деревом каталогов, но и познакомиться с синтаксисом поисковых запросов, обеспечивается включением в HTML-код поисковых страниц элементов JavaScript и VBScript. Чем больше количество представленных поисковых систем, как русско-, так и англоязычных (Rambler, Yandex, @Rus, Russia-on-Line, Апорт, Yahoo!, AltaVista и т. п. ), тем больше возможности сравнения результатов, полученных от каждой из них, что важно для приобретения опыта, необходимого для самостоятельной разработки стратегии поиска информации. Чтобы сделать возможной работу учащихся с некоторыми каталогами программ, например, DownLoad или ListSoft, кроме Web-страниц, отражающих их содержимое по категориям, на сервер локальной сети целесообразно поместить также и некоторые программы обучающего характера (в архивированном виде). В ходе работы с каталогами программ учащимся предлагается перенести некоторые из таких программ с сервера на свои локальные диски, распаковать и запустить.
Положительными аспектами данного подхода к обучению школьников информационному поиску в глобальной сети является свобода от значительного количества второстепенных деталей и режимов работы поисковых систем, отсутствие потерь времени на ожидание ответа на запрос, неизбежных при проведении поиска непосредственно в сети Internet, полная предсказуемость результатов поиска, отсутствие материальных затрат на оплату трафика. Следует признать, что у данного подхода есть и негативный аспект: при использовании вместо настоящей поисковой системы интерактивных web-страниц свобода обучаемых в формулировке того или иного запроса неизбежно бывает ограничена. Тем не менее, детальное изучение синтаксиса поисковых запросов в школьном курсе телекоммуникационных технологий не является, по нашему мнению, задачей первостепенной важности. Гораздо важнее добиться усвоения наиболее общих правил работы с поисковыми системами, чтобы учащиеся могли затем самостоятельно формировать новые знания и умения на основе приобретенных на уроках, пользуясь справочной информацией, которая присутствует в каждой поисковой системе.
При формировании индивидуальных заданий и материалов для работы с поисковыми системами необходимо стремиться, чтобы они касались различных областей знания, содержали интересные и полезные для школьников сведения. Это может быть, например, информация о знаменитых музеях, галереях, памятниках архитектуры, статьи по вопросам культуры и истории древних цивилизаций и т. п. Все это позволяет школьникам приобрести умения поиска информации в Internet, осознавая при этом, что глобальная сеть – это не только один из способов интересного проведения свободного времени, но и огромная помощь в учебном процессе и научно-исследовательской работе.
Литература:
Дешко И. П. , Кроль В. М. , Мордвинов В. А. , Ковалев С. Н. Использование ресурсов мирового информационного пространства Интернет в процессах вариативного образования. X Юбилейная конференция – выставка «Информационные технологии в образовании». Сбарник трудов участников конференции. Ч. III. -М. :МИФИ, 2000, с. 50-51.
Еремин Е. А. , Князев А. В. , Хеннер Е. К. Принципы разработки программ-имитаторов и исследования их эффективности //Педагогическая информатика, №1, 2001, с. 53-64.
Нестерова Л. В. Содержание учебного модуля «Основы Internet» //Педагогическая информатика, №2, 2000, с. 15-21.
Нестерова Л. В. ,
учитель информатики,
МБОУ СОШ № 12,
г. Зеленоград
Метки: Педагогическая инноватика