Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Инновации как основа обновления содержания филологического образования

Инновации как основа обновления содержания филологического образования

Для каждого человека и для общества в целом важно образование, его содержание, качество и объем. Русская пословица «Век живи – век учись» призывает к постоянному совершенствованию своей образованности, накоплению знаний, умений, навыков. Хорошее образование – дело всей жизни человека, предмет его гордости. Школьное обучение должно соответствовать уровню развития общества, ограждая его от фонвизинских митрофанушек, а учитель должен постоянно совершенствовать свои методические умения и вести педагогический эксперимент по своей специальности. «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны», – читаем в Проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Поэтому мои инновации связаны, в первую очередь, с обновлением содержания образования. В нашей школе в результате анкетирования у части старшеклассников был выявлен интерес к продолжению филологического образования, в частности, к углубленному изучению русского языка и литературы. Это побудило меня задуматься об освоении и использовании новых методов, технологий, методик, новых программ. Мною были разработаны и внедрены в процесс обучения следующие программы: спецкурс «Поэзия и проза 60-90-х годов 20 века», факультатив «Русская поэзия второй половины 20 века», элективные предметы «Родное слово», «Тайны родной речи», элективные курсы «Бардовская поэзия» и «В мире слов». Все элективы соответствуют обязательным требованиям государственных образовательных стандартов. Элективный курс «Бардовская поэзия» предназначен для тех обучающихся в 9-м классе, которые проявляют интерес к предметам гуманитарного цикла. Курс окажется полезным тем, кто ориентирован после 9-го класса продолжить обучение в классах гуманитарного профиля или колледжах искусств. Необходим он также для общекультурного развития человека. Программа курса рассчитана на возможности обучающихся попробовать себя в творческой деятельности, оценить свои возможности в искусстве выразительного чтения, пения, рисования, умения правильно и красиво выражать свои мысли в письменной работе и в выступлении перед аудиторией. Мощный пласт русской литературы – бардовская поэзия 60 – 90-х годов 20-го века – ускользает от внимания обучающихся, так как изучается в самом конце 11-го класса, когда не дают покоя мысли об экзаменах. Поэтому элективный курс «Бардовская поэзия» предлагается обучающимся в 9-м классе в системе предпрофильной подготовки. Программа включает новые для обучающихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знания, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для определения их будущей профессии. В программу включён ценный практический опыт самостоятельной деятельности. Материал, внесённый в программу, может применяться для различных групп школьников, что достигается обобщённостью заключённых в ней знаний и отбором их в соответствии с задачами предпрофильного обучения. Степень обобщённости знаний соответствует поставленным целям обучения и развития мышления школьников. Программа позволяет сформировать практическую деятельность обучающихся в изучаемой области знаний. Материал в программе сконструирован таким образом, что изучение последующих тем обеспечивается предыдущими. Программа даёт возможность использовать активные методы обучения, обладает достаточной конкретностью определения результатов подготовки по каждой теме и программе в целом, даёт возможность установить степень промежуточных результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент обучения. Материал распределён во времени с учётом его достаточности. Программой определена рациональная последовательность изучения материала, при которой формирование новых знаний будет опираться на недавно пройденный материал. Цель курса – активное включение обучающихся в творческий процесс, в изучение языка произведения. Задачи курса – развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование умения эстетически воспринимать и оценивать литературные явления в творчестве разных поэтов, воспитание гражданственности и патриотизма. Элективный курс «В мире слов» поможет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, создать такое эмоциональное состояние, которое вызовет у школьников желание познать родной язык, осознать его как развивающееся явление, совершенствовать навыки культуры речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Русский язык, один из самых развитых языков мира, отличается богатством и разнообразием словаря, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим многообразием, обладает огромным мировоззренческим потенциалом. Работа обучающихся на занятиях предполагает практическую поисковую деятельность, выполнение заданий исследовательского характера и творческие работы. Предложенный практический материал можно применять для различных уровней подготовки школьников. Программа обладает достаточной конкретностью, позволяющей проводить контроль и определение результатов подготовки обучающихся по каждой теме. Учебный материал обеспечивает качественное получение знаний и использование наиболее эффективных методов обучения. Знания, полученные на элективном курсе «В мире слов», помогут ученику свободно ориентироваться на рынке труда при выборе профессий гуманитарного профиля. Умение грамотно говорить и писать также необходимо представителю любой профессии. Цель курса – формирование у обучающихся интереса к изучению языковых явлений в окружающем мире; приобщение обучающихся к тайнам родного языка; вырабатывание умений и навыков поисковой деятельности; расширение кругозора. Задачи курса – показать многообразие, занимательность и богатство русского языка, вызвать интерес к нему; развивать склонность к исследовательской деятельности, стимулировать познавательную активность у обучающихся; формировать навыки парной и групповой работы; корректировать речь учащихся в соответствии с нормами литературного языка; помочь девятиклассникам понять какие профессии имеют прямое отношение к русскому языку. Много лет я веду литературный кружок «Зеленая лампа». Кружок «Зелёная лампа» организован для обучающихся, проявляющих интерес к литературе и другим предметам гуманитарного цикла и полезен для тех, кто намерен продолжить обучение в классах филологического профиля. Программа кружка рассчитана на работу над художественными текстами, инсценирование, составление тестов, кроссвордов, обучение написанию рецензии и сочинения-рассуждения на литературную и публицистическую тему. Программа позволяет углубить и расширить знания, умения и навыки обучающихся в области литературы. Кружок имеет постоянный состав школьников, объединённых общими задачами углублённого изучения отдельных литературоведческих проблем. Занятия проводятся периодически, по единому плану, который не исключает индивидуальной тематики. Занятия обычно проходят на основе сообщений кружковцев, элементов исследовательской деятельности: изучение местного диалекта, конкурсов, игр. Члены кружка также работают индивидуально, ведут личные дневники, собирают материал для докладов и рефератов, составляют викторины, выпускают стенгазету «Зелёная лампа», организуют вечера и утренники. Значительному расширению и обогащению литературного восприятия способствует использование в работе кружка современных образовательных технологий, компьютерного обучения: слайды, Интернет, виртуальные экскурсии, звукозаписей, различных иллюстрированных материалов, произведений живописи, музыки как самостоятельных видов искусства. Кружок пропагандирует знания по литературе, развивает среди обучающихся школы интерес к её углубленному изучению, проводит олимпиады, турниры знатоков, конкурсы сочинений и чтецов стихотворений, диспуты, посещение музеев, театров, концертов. Цель кружка – укрепление веры обучающихся в собственные творческие возможности, создание условий для реализации их способностей и дарований. Задачи кружка – развитие воображения, образного и логического мышления, эстетического чувства, интереса к художественной литературе, литературоведению и истории литературы; формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, умения правильно и красиво выражать свои мысли в письменной работе и в выступлении перед аудиторией; воспитание гражданской, идейно– нравственной, эстетической позиций. В рамках Проекта Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа» весомое значение приобретает такое направление, как «внеаудиторная занятость обучающихся». Так, например, урок мировой художественной культуры в 10 классе на тему «Храмовое зодчество» я провела в форме экскурсионной поездки в Покровский храм города Лиски. Настоятель отец Леонид рассказал школьникам об архитектуре и устройстве храма, обратил внимание на красоту интерьера, показал иконы разных веков и объяснил особенности иконописной живописи. Такой урок – замечательное практическое применение полученных теоретических знаний. На протяжении ряда лет выпускники основной школы нашего образовательного учреждения выбирают филологический профиль; мне хочется верить, что именно в результате моей целенаправленной деятельности в классах предпрофильной подготовки обучающиеся выбирают филологию. «Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения предполагает определенные изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса, » – считают авторы Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Целью изучения русского языка и литературы в профильном классе для меня стало деятельное включение обучающихся в творчество, в исследование языка художника, развитие коммуникативных способностей, эстетического восприятия и оценки явлений литературы, формирование активной идейно – нравственной позиции у школьников. Русский язык в классе филологического профиля я преподаю по программе А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, литературу – по программе С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. Программа по русскому языку ориентирована в основном на работу с текстом, определена лингворечевая деятельность обучающихся, задания носят комплексный характер, совершенствуются навыки конструирования текстов, обеспечивается овладение функциональными стилями речи. Программа по литературе содержит развернутую картину развития отечественной литературы на протяжении 19-20 веков, отражает принцип поступательности в развитии, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. Построение учебного процесса в классе профильного обучения основано на интеграции технологий и разновидностей уроков. Примером может служить урок – лабораторная работа по литературе на тему «Философская лирика Лермонтова и Пушкина». В классе филологического профиля обучение я провожу с использованием элементов информационных (компьютерных) технологий. Например, одиннадцатиклассники обмениваются по Интернету вопросами, заданиями, тестами с обучающимися в учебных заведениях Воронежа, Боброва, Краснодарского края. Процесс обучения на уроках проходит в тесном контакте с внеурочной, внеклассной и внешкольной, работой. В начале 2009-2010 учебного года все обучающиеся в классе филологического профиля участвовали в областном конкурсе «Самый грамотный» (8 сентября 2009г. ). В районном туре олимпиады «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» (15 сентября 2009г. ) приняли участие Острокостов Александр (10 класс) и Фролова Татьяна (11 класс). В результате Острокостов Александр занял второе место, а победила письменная работа Татьяны Фроловой «Сочинение – отзыв о стихотворении А. Кушнера “То, что мы зовём душой…”», которая участвовала в региональном туре олимпиады (27 сентября 2009г. ). В 2008-2009 учебном году все обучающиеся в классе филологического профиля для промежуточной аттестации выбрали экзамены по русскому языку и литературе, которые сдали со 100%-ным качеством знаний, по итогам учебного года они также имеют 100%-ное качество знаний по русскому языку и литературе. Подводя итог раздумьям о моей инновационной работе, я вижу её актуальность, полезность и целесообразность для обучающихся нашей школы, вижу результат и эффект инноваций, стабильность достигнутых результатов, считаю инновации практически реализованными. В настоящий момент фактический уровень развития обучающихся в классе филологического профиля нашей школы в полной мере подтверждает мысль методиста М. Р. Львова: «Степень овладения языком есть наиважнейший показатель общего интеллектуального развития человека». Таким образом, при внедрении инноваций в базовом образовании, предпрофильной подготовке, профильном обучении, внеклассной и внешкольной работе перед учителем раскрывается широкое поле для совершенствования методики преподавания русского языка и литературы. Тимкова Т. С. , учитель русского языка и литературыМОУ Щученская СОШ

Метки: Педагогическая инноватика