Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование эмоционально-чувственного компонента ответственного отношения подростков к семье методом имитационных упражнений

Формирование эмоционально-чувственного компонента ответственного отношения подростков к семье методом имитационных упражнений

Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижение на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. Современному обществу требуется креативный, образованный и воспитанный гражданин, способный принимать нравственные решения в ситуации выбора и готовый нести ответственность за собственные поступки и решения перед семьей, государством, обществом. Поэтому в настоящее время в педагогике особое внимание уделяется воспитанию ответственной личности. Формирование ответственности, на наш взгляд необходимо начинать с воспитания ответственного отношения личности к собственной семье. Понятие ответственное отношение к семье мы рассматриваем как ситуативное устойчивое свойство личности, характеризующееся позитивным отношением к ответственности, семейным нормам традициям, ценностям, установкам на ответственные действия и реакцию в отношении семьи. Ответственное отношение подростков к семье можно охарактеризовать следующими признаками: чувство сопричастности к собственной семье; эмоциональная отзывчивость на чувственные переживания членов семьи; умение владеть собой, волевая сдержанность в семейной деятельности; умение анализировать и прогнозировать собственную реакцию и результаты деятельности в отношении семьи; реально оценивать взаимоотношения в семье и собственную позицию в решении семейных дел; быть активным участником жизни семьи. Воспитание ответственного отношения лучше начинать с 12-15 лет. В этот период подросток обращаться к самооценке, способен к длительной, отдельной волевой деятельности (способен ставить цели, планировать и осуществлять их), его интеллектуальный уровень развития характеризуется единством педагогического взаимодействия, активностью самой личности и является сенситивным периодом в формировании ответственности [1, С. 364]. Для формирования ответственного отношения подростков к семье нами разработан учебно-методический комплект, в который входят программы элективного курса «Подросток, семья, общество» и воспитательной работы «Семья и подросток». Цель учебно-методического комплекса создание психолого-педагогических условий формирования ответственного отношения подростков к семье. Задачи комплекса: разработка организационно-методического обеспечения включения семьи в воспитательный процесс формирования ответственного отношения подростков к семье; формирование у подростков чувства ответственности к семье; формирование навыков практического применения ответственности в отношении семьи; диагностика и коррекция отношений между подростками и их родителями; повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования ответственного отношения подростков к семье. Программа элективного курса «Подросток, семья, общество» предполагает формирование ответственного отношения подростков к семье в рамках образовательного предмета обществознания. Элективной курс не противоречит программе по обществознанию, являясь его дополнением. Элективный курс состоит из учебных занятий, которые объединены в разделы: «Семья, общество, личность», «Психология семейных отношений», «Семья и закон», «Ответственность и семья». Вторая программа «Семья и подросток» предлагает работу с подростком и его семьей по формированию ответственных отношений через внеклассные мероприятия. Работа в рамках программы ведется по двум направлениям: 1) формирование ответственного отношения подростков и опыта его практического применения в отношении семьи; 2) повышение педагогической культуры родителей по вопросам воспитания ответственного отношения. Программа внеклассной работы «Семья и подросток» разделена на блоки: вводный блок; блок диагностики личности и семьи учащихся; блок коррекции ответственных отношений родителей и детей. Учебно-методический комплекс предполагает использование различных форм, средств и методов работы: лекции, семинары, практикумы, проекты, проблемные лаборатории, наблюдение, контент-анализ сочинений, продуктов деятельности детей; просветительские родительские собрания, информационные беседы с родителями, опросы, тестирования, индивидуальные и групповые консультации с психологом школы конференции, круглые столы и т. д. В процессе воспитания ответственности по данным программам особое внимание уделяется формированию эмоций, чувств и нравственных установок, связанных с осознанием ответственности проявляющейся у подростков в процессе самосознания и самовыражения в деятельности по отношению к семье. А. П. Растигаев утверждает, что без эмоционального компонента ответственность не смогла бы существовать как свойство личности [2, С. 33]. Ответственное отношение к семье выражается в таких эмоциональных состояниях подростков как беспокойство, озабоченность, напряженность, волнение, сомнение и т. д. Все они существенным образом связаны с волевыми установками личности: настойчивостью, усердием, сознательностью и существенным образом влияют на поведение личности по отношению в первую очередь к самому себе, а затем и к своей семье [ 2, С. 35]. Таким образом, основными компонентами воспитания эмоционально-чувственной составляющей ответственного отношения подростков к семье по программам «Подросток, семья, общество», «Семья и подросток» являются:– знания нравственных ценностей и волевых качеств личности, таких как доброта, честность, вежливость, сопереживание, настойчивость, усердие, сознательность и т. д. ;– проявление эмоционально-душевных переживаний за результаты собственной деятельности в отношении семьи;– анализ собственного эмоционального состояния по отношению к семье;– навыки самосознания и самовыражения. Реализация данных компонентов осуществляется посредством метода имитационных упражнений. Метод имитационных упражнений способствует включению учащихся в воспроизведение определенной жизненной ситуации посредством специально созданных условий [3, С. 122]. Данный метод направлен на получение участниками опыта, сравнимого с реальной жизнью. Отличие имитационных упражнений от традиционных методов обучения заключается в том что:– они позволяют ученику выразить собственные скрытые чувства; – помогают обсуждать личные вопросы и проблемы; – помогают ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию в той или иной жизненной ситуации. – дают возможность поупражняться в различных типах поведения;– позволяют реализовать теоретический материал (который учащийся получил в ходе лекций, семинаров, бесед и т. д. ) на практике; – обеспечивают быструю обратную связь учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-родитель;– способствуют развитию контроля чувств и эмоций в реализации жизненных ситуаций и т. д. Имитационные упражнения включают в себя разыгрывание ролевых ситуаций направленных на решение семейных проблем. При реализации данного метода для формирования эмоциональных переживаний ответственного отношения нами использовались такие формы работы как тренинги, ролевые игры с последующим их анализом. Тренинг – это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знание или поведение его участников с помощью обучающего опыта и направленный на развитие определенной деятельности, эмоциональное переживание. В тренинге любой навык или качество моделируется на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности [4, С. 67]. Так учащиеся в процессе тренинга могут научиться гибкости общения, принятию позиции другого, эмоционального переживания ситуации, получении нового жизненного опыта. Например, тренинг «Моя роль в семье» данный тренинг предполагает обмен ролями между учениками мальчиками и девочками, дома между родителями и детьми. То есть мальчики в классе играют роль жены, а девочки роль мужа. Дома этот тренинг проводится между всеми членами семьи, т. е. отец проиграет роль матери, мать – роль отца, или ребенок роль отца, мать – ребенка и т. д. Каждый из участников кто играет роль другого, может высказывать жалобы и претензии, по окончанию тренинга, в результате возникает возможность проникнуть в мир и реакции своих близких. После тренинга происходит обсуждение действий. Тематика ролевых игр предлагаемых учащимся разнообразна: «Ваш супруг постоянно стал задерживаться на работе» «Свекровь критикует приготовленные вами блюда», «Сын (дочь) не хочет убираться в доме», «Выбор». В процессе реализации и последующего анализа результатов ролевых игр и тренингов учитель видит установки и чувства, учащихся на ответственное поведение к семье. Таким образом, имитационные упражнения становятся активными, позитивными и безопасными способами воспитания ответственности как ситуационного качества личности. Активными, потому что каждый учащийся непосредственно переживает и участвует в реализации проблемной ситуации. Позитивными, потому что они признаются законными предметами обсуждения и анализа среди учащихся, и дают возможность научиться контролировать чувства и эмоции их участникам. А безопасными, потому что личное поведение ученика не обсуждется – обсуждается поведение ученика, играющего роль. Что давало возможность учащемуся полнее раскрыть свой эмоциональный внутренний мир, а учителю в более тонкой форме проанализировать поведенческие, нравственные, эмоциональные аспекты проявления ответственности среди подростков. В последствии, используя полученные данные в коррекционной работе. После реализации программ нами был проведен опрос «Какие виды работы при изучении курсов вам понравились больше всего?». 96% учащихся отметили тренинги и ролевые игры, описывая их эффективность в применении полученных знаний на практике и эмоциональном переживании искусственно созданных жизненных ситуаций. Отзыв Зуевой Татьяны 8 «А» класса: «Мне понравилось играть роль жены в игре «Кто отправится в отпуск?». Когда нужно было решить, кто из супругов останется с детьми летом, а кто отправится в отпуск (так как денег хватило только на одну путевку). В результате игры я поняла, что родителям приходится жертвовать собственным комфортом для моего благополучия, и очень огорчилась, что в отпуск отправится мой муж, а не я». Мнение Тайченачева Кирилла 8 «А» класс: «На элективном курсе «Подросток, семья, общество» нам говорили об ответственном отношении к семье, но только в результате моего участия в тренинге «Выбор», я понял, что значит, на самом деле принимать ответственное решение! Как сложно это иногда бывает!». Все это доказывает что использование тренингов, ролевых игр и их своевременный анализ развивает способности учащегося к самоанализу не только собственных действий, но и анализу действий членов своей семьи. Участие в решении тренинговых задач способствует их эмоционально-чувственному осмыслению и самовыражению личности в ответственном отношении к семье. Для анализа работы по данным программам нами был составлен бланк самооценочной итоговой рефлексии всех занятий, который заполняли учащиеся и родители в конце занятий. В результате последующего анализа таблиц мы выявили уровень интереса к тем или иным занятиям, а так же заинтересованность и мотивацию, учащихся на ответственное отношение к семье. Анализ данных бланков саморефлексии позволяет утверждать об эффективности программ в формировании ответственного отношения подростков к семье. В заключении хотелось бы отметить, что ценность данного комплекса заключается в его практико-ориентированном характере и адаптивности к воспитательно-образовательному процессу учреждений разного вида – общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, в учреждений дополнительного образования. Библиографический список Кон И. С. , Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста/ В. В. Мироненко// Хрестоматия по психологии. М. , 1998. С. 363-370 Растигаев А. П. Социальная адаптация и ответственность личности. Барнаул, 1984. 234 С. Васильева З. И. Методы воспитания и ответственность насущная проблема перестройки образования // Система форм и методов воспитания ответственного отношения к учению / Под ред. А. П. Медведицков. Омск, 1990. С. 122– 134 4. Коджаспирова Г. М. , Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М. , 2005. С. 357. Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг. СПб, 2006. 126 С.

Метки: Педагогическая инноватика