КАТЕГОРИЯ НЕМЕЦКОГО ИСКУССТВА В ТРУДАХ Р. ВАГНЕРА
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопроса национальной принадлежности искусства с точки зрения великого немецкого композитора периода романтизма – Р. Вагнера. Для композитора этот вопрос в меньшей степени сопряжен с политикой. Его взгляды представляют переплетение музыкальных и философских идей. В этом необычность и уникальность трактовки национального вопроса, представленного в трудах немецкого композитора XIX в. Взгляды немецкого композитора базируются на воззрениях выдающихся немецких философов XIX в. – Г. Гегеля и Ф. Шеллинга. Р. Вагнер в своих трудах развивает еще одну идею, высказанную Г. Гегелем, крайне националистского толка: одна избранная нация (ныне – избранная раса) обречена на мировое господство. Так Р. Вагнер в своих трудах активно обсуждает категорию немецкого искусства. Оно состоит для него из двух понятий: национальной, а именно немецкой, принадлежности искусства и роли искусства в современном европейском мироустройстве. Важна не только идея создания нового музыкально-драматического жанра, а его географическая принадлежность и функционирование в социуме. Акцентируя внимание на этих категориях, Р. Вагнер обеспечивает своим произведениям главенство, приоритет над другими национальными школами.
Ключевые слова: Р. Вагнер, немецкая опера, национальное искусство, Л. Бетховен, Г. Гегель, Германия.
Метки: Философия