Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста, ч. 2

Глава 2. Особенности занятий ритмической гимнастикой с детьми младшего школьного возраста

2. 1. Возрастные особенности развития двигательных способностей

у детей младшего школьного возраста

Двигательные способности – совокупность естественных двигательных и достигнутых возможностей, позволяющих реализовать отдельные двигательные функции наиболее успешно на более высоком качественном уровне.

Они связаны с морфофункциональными, психофизиологическими и биологическими особенностями организма ребенка. Развитие двигательных способностей в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально – положительного состояния психики; дети проявляют все большую уверенность в выполнение движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность.

Развитие основных двигательных способностей (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, способствующие этому, в строгой последовательности и в постепенным усложнением двигательных заданий включаются в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, а также используются при самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке.

Младший школьный возраст характеризуется значительным развитием центральной нервной системы, но функциональные показатели ее еще далеки от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, высокая реактивность, преобладание возбуждения над торможением могут приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению. Вместе с тем дети этого возраста легко могут овладеть сложными по координации движениями, поскольку им свойственна высокая пластичность нервной системы. Однако при действии сильных и монотонных двигательных раздражителей у них снижается устойчивость к внешним воздействиям и развивается запредельное торможение. Избежать этого можно путем внесения разнообразия в занятия физическими упражнениями, введения элементов игры, чем так богаты профессионально подготовленные занятия по ритмической гимнастике.

В процессе роста и развития ребенка происходят большие изменения в сердечно-сосудистой системе. Увеличиваются масса и объем сердца, совершенствуются регуляторные функции. В 6-11-летнем возрасте сердце по своей структуре напоминает сердце взрослого человека, однако полное соответствие наступает лишь к 20 годам.

По мере взросления постепенно замедляется частота сердечных сокращений. У младших школьников деятельность сердца мало экономна и невелики его функциональные возможности. Это особенности сердечно-сосудистой системы, а также относительно низкое артериальное давление обусловливает значительную напряженность деятельности системы кровообращения при мышечной работе. В связи с этим при передозировке нагрузки у них могут возникать нарушения сердечного ритма и резкие изменения давления крови.

Дыхательные возможности у детей младшего школьного возраста также ниже, чем у подростков и у взрослых людей. Дети этого возраста имеют с точки зрения физиологии очень ограниченную способность работать «в долг», что требует соблюдения осторожности в применении упражнений при кратковременных физических нагрузках максимальной интенсивности. Такие нагрузки становятся доступны детям только в 12-13 лет.

Младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. В этом возрасте развивается двигательный опыт, так как движения являются потребностью ребенка. В период от 7 до 12 лет наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях гибкости (Е. Г. Сайкина, 2005).

Гибкость и ее развитие.

Как указывает Е. Г. Сайкина (2005), работа над развитием гибкости в младшем школьном возрасте, оказывается в два раза более эффективной, чем в старшем. Однако при дозировании физических нагрузок младшего школьника необходимо проявлять определенную осторожность. У ребенка этого возраста, с одной стороны, не завершился процесс формирования двигательного аппарата, наблюдается неравномерность в развитии определенных групп мышц, далека от совершенства сердечнососудистая, дыхательная, нервная системы организма, а, с другой стороны, изменился общий режим и ритм жизни с началом учебной деятельности в школе.

В связи с этим следует четко знать, какие упражнения должны входить в комплексы ритмической гимнастики, так как от этого в значительной мере зависит нагрузка на занятии (Б. А. Ашмарин 1999).

Определенное значение в развитии гибкости имеет также количество повторений. Так, при сгибании и разгибании в тазобедренных суставах у учащихся 7 – 10 лет предельная амплитуда достигается после 20 – 30 повторений (Л. К. Завьялов, 1999).

Звенья опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста еще очень нежны и легко травмируется. Из всех сочленений опорно-двигательного аппарата наиболее легко в этот период переносят нагрузки, связанные с применением растягивающих сил, тазобедренные и голеностопные суставы. Объем и систематичность упражнений на гибкость должны повышаться постепенно (П. К. Петров, 2000).

Скоростные способности (быстрота) и их развитие.

Быстрота рассматривается в теории физического воспитания как «комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции». Практически это проявляется в способности выполнять двигательные действия в минимальный срок.

Быстрота определяется скоростью двигательной реакции, отдельных движений, частотой неоднократно повторяющихся движений. Различают реакции простые и сложные. Простая реакция выражается в ответе уже заранее известным движением на тоже заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал. Сложная реакция – это реакция на движущийся объект и реакция выбора. Для детей младшего школьного возраста доступна элементарная форма реакции на движущийся предмет (например, при игре в мяч, переброске мяча друг другу, через сетку и т. д. ) (А. В. Кенеман, 1987).

Быстрота развивается в процессе обучения детей основным движениям. Для развития скоростных способностей следует использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на коротких дистанциях с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с предложенным темпом.

В занятиях и игровой деятельности используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на корточках, стоя на одном клене и т. д. ).

Развитию быстроты способствуют и подвижные игры. В них, выполняя задания на скорость по сигналу, ребенок может и самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации (например, действие ловящего при ловле, догонялках и т. д. ). Правильная двигательная реакция ребенка будет определяться умением быстро воспринять направление и скорость движущегося предмета с учетом расстояния и времени его приближения. Это требует определенного развития подвижности нервных процессов и содействует их совершенствованию, а также некоторых пространственных, временных и глазомерных оценок. Все это позволяет ребенку правильно ориентироваться в изменяющейся обстановке (А. В. Кенеман, 1987).

Ловкость и методика ее развития.

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Развитие ловкости происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения.

У ребенка младшего школьного возраста воспитание ловкости связано с развитием координации движений, умением согласованно, последовательно выполнять движения. Ловкость является необходимым компонентом любого движения.

Для развития ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет и т. д. , а также метание, игры в мяч, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами).

Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятный моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок (А. В. Кенеман, 1987).

Для совершенствования ловкости целесообразны задания на лучшее выполнение упражнений с предметами – скакалкой, мячами, обручами, палками. Полезны совместные упражнения вдвоем, небольшой группой – с предметами. Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариациях для поддержания новизны и некоторого повышения координационной сложности.

Чем больше у младшего школьника накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.

Силовые способности и их развитие.

Сила – способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредствам мышечных напряжений.

Проявление силы обусловливается в первую очередь силой и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

В воспитании детей младшего школьного возраста учитываются возрастные особенности организма – незавершенность развития нервной системы, слабость мышц, преобладание тонуса мышц – сгибателей. Поэтому упражнения на постепенное развитие силы должны быть направлены на укрепление основных мышечных групп и выпрямление позвоночника. Тщательный отбор динамических упражнений должен предусматривать кратковременное скоростно-силовое напряжение, определяемое «возможностями опорно-двигательного аппарата, преимущественным развитием крупных мышечных групп, хорошей реакцией сердечно-сосудистой системы детей на кратковременные скоростно-силовые нагрузки».

Гармоничному развитию мышечной силы, координации движений, функциональному совершенствованию деятельности дыхательных мышц и соответственно функциям внешнего дыхания способствуют упражнения с набивными мячами. Чередование быстрого сокращения мышц при броске и расслаблении после выполнения движения способствует совершенствованию нервно-мышечной регуляции, развитию мышц и тем самым скоростно-силовых способностей.

По мере освоения детьми общеразвивающих упражнений с набивными мячами они могут применяться в подвижных играх и спортивных упражнениях на прогулках.

 

Выносливость и методика ее развития.

Выносливость – способность, противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов. В младшем школьном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому, слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость к продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.

«Программа воспитания и обучения ритмической гимнастике» предусматривает постепенное развитие общей выносливости путем увеличения в каждой группе объема, интенсивности и длительности упражнений, выполняемых в умеренном и равномерном темпе (ходьба, бег, прыжки), а подвижных играх – постепенным увеличением их продолжительности, усложнением двигательных заданий.

Дети младшего школьного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этой способности у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. Основной формой развития выносливости у детей младшего школьного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, главное содержание которых составляют 2-3 подвижных игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием.

Младший школьный возраст благоприятен для развития всех двигательных способностей, но гибкость, координация движений наиболее эффективно развивается в этом возрасте, поэтому на занятиях ритмической гимнастикой должно уделяться время на развитие этих способностей.

2. 2. Особенности занятий ритмической гимнастикой с детьми

младшего школьного возраста

Правильная организация проведения занятий по ритмической гимнастике ставит целью обеспечение ребенка общей физической подготовкой с преимущественной направленностью на развитие двигательных способностей и является адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период (Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева, 2001).

Для младших школьников характерно слабое развитие мышц, поэтому они быстро утомляются от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не могут удерживать туловище прямо, поэтому преподаватель должен своевременно обратить внимание на развитие мышечной силы, формирование правильной осанки и совершенствование естественных движений. Недостаточно развитая сердечно-сосудистая система требует осторожного увеличения физической нагрузки и непременного чередования быстрого темпа движений с умеренными и медленными. У детей этого возраста недостаточно развиты зрительный, слуховой, мышечный и вестибулярный анализаторы. Дети не умеют долго слушать музыку, не точно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие органов чувств и совершенствование восприятий должны стать главной задачей обучения.

В связи со всем вышесказанным следует четко знать, какие упражнения должны входить в комплексы ритмической гимнастики.

При занятиях ритмической гимнастикой для детей младшего школьного возраста подбирают простые, образные упражнения, формируется «школа движений». В комплексах используются основные движения руками, ногами, головой, туловищем. При выполнении поворотов и наклонов руки рекомендуется держать в исходном положении – на пояс, к плечам, за голову, что дает возможность контролировать основные движения. В этом возрасте следует уделять большое внимание формированию правильной осанки, поэтому выполнение упражнений для мышц плечевого пояса, спины, живота, боковых мышц туловища имеют приоритетное значение. Также следует включать в комплексы ритмической гимнастики упражнения для мышц рук, особенно разгибателей, мелких мышц пальцев, кисти, стопы. Элементы ритмопластики, игрового стретчинга, пальчиковой гимнастики внесут разнообразие в занятия и помогут сгладить неравномерность в развитии опорно-двигательного аппарата (Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева, 2001).

По мнению авторов, большое внимание на занятиях ритмической гимнастикой должно уделяться упражнениям на дыхание и расслабление. Ребенок в младшем школьном возрасте часто переоценивает свои физические возможности, поэтому необходимо внимательно следить за его состоянием, вовремя снижать нагрузку и создавать условия для полноценного восстановления. При выполнении силовых упражнений важно не допускать перенапряжения, так как в младшем школьном возрасте прирост показателей силы относительно не велик, не следует предлагать упражнений с отягощениями. Особое внимание следует уделять упражнениям на согласование движений с музыкой. Надо научить ребенка слушать музыку, понимать ее, сочетать с движениями, чувствовать ритм и добиваться свободного выполнения упражнений.

Очень важно учить детей двигаться естественно, непринужденно. Пробудить любовь и стремление к самостоятельному движению, научить фантазировать и творчески отвечать на музыку (Е. Г. Сайкина, 2005).

Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева (2001) утверждают, что использование упражнений, сюжетных композиций отвечает психологическим особенностям младших школьников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Мышление младшего школьника носит образный, конкретный характер, дети еще мыслят формами, красками, звуками. Их внимание очень неустойчивое и оно концентрируется на предмете, которое оказывает сильное эмоциональное впечатление, заинтересовывает детей своей новизной, необычностью, яркостью.

Психологические особенности детей определяют возможность применения наглядного метода в обучении. Важно уметь при проведении занятий грамотно и выразительно показывать упражнения, объяснять кратко, доступно, образно, используя сравнения, применять ориентиры и ограничители.

Положительные эмоции, похвала активизируют работу сердца, нервной системы и повышают эмоциональный фон занятий. Все это облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, вносит элемент новизны, повышает интерес к занятиям, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей и познавательной активности младших школьников.

Детям нравятся имитирующие упражнения из разных сфер деятельности («рубка дров», «стирка», «задувание свеч» и др. ), а также упражнения танцевального характера, народные танцы, пляски, беговые и прыжковые упражнения с различными движениями рук.

Повышению активности детей на занятиях ритмической гимнастикой способствует изменение условий выполнения упражнений. С этой целью применяется игровой и соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение упражнений, танцев. Музыкальные, подвижные игры, эстафеты также вносят разнообразие в урок ритмической гимнастики, способствуют переключению внимания с одной деятельности на другую, чередуют нагрузку на организм занимающихся, исключают монотонность на уроке. Рекомендуется включать в занятие упражнения с использованием речитативов, рассказов, во время которых педагог предлагает детям выполнить цепь последовательных упражнений. Так создается воображаемая игровая или ролевая ситуация, сюжет, ряд знакомых образов, правил для выполнения определенных действий, заданий (Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева, 2001).

Итак, урок по ритмической гимнастике младших школьников должен быть разнообразным, интересным, с использованием образов, сюжетов, игр, специальных заданий по ритмике и, в то же время, нести определенную тренировочную нагрузку, способствовать развитию двигательных качеств, и содействовать оздоровлению организма детей.

2. 3 Методы исследования

Для решения целей и задач исследования применялись следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы

2. Педагогическое тестирование

Метод анализа научно-методической литературы был использован для характеристики детей младшего школьного возраста: выявлены возрастные особенности детей от 7 до 11 лет, а также особенности развития гибкости и других двигательных способностей у данного контингента занимающихся. В процессе анализа и обобщения научно-методической литературы дана характеристика ритмической гимнастики, определены виды гибкости, выявлены методы и средства её развития, рассмотрен стретчинг и виды его упражнений (динамические, статические, комбинированные) как основа развития гибкости в занятиях ритмической гимнастикой.

Педагогическое тестирование: цель определения уровня развития гибкости, а также других двигательных способностей у детей младшего школьного возраста. Для исследования из всего многообразия тестов были отобраны валидные, информативные и наиболее доступные, не требующие дополнительного оборудования.

Тесты на определение показателей гибкости

(по Ж. К. Холодову, В. С. Кузнецову, 2003)

Тест № 1 «Мостик» – показатель гибкости позвоночного столба. Измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Тест № 2 «Наклон вниз» – показатель гибкости в тазобедренном суставе. Испытуемый стремиться, как можно шире развести ноги врозь. Уровень подвижности в данном суставе оцениваются в расстояние от пола до таза, чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости.

Тест № 3 «Шпагат на правую ногу и левую ногу» – показатель гибкости в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится, сесть на шпагат, ноги прямые. Уровень подвижности в данном суставе оценивается по расстоянию от пола до таза, чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости.

Тест № 4 «Наклон вперед» – показатель гибкости позвоночного столба. Испытуемый из положения сидя (ноги прямые) наклоняется вперед до предела, потянувшись за носки. Оценивается с помощью линейки в сантиметрах.

Тест № 5 «Гимнастическая палка» – показатель гибкости в плечевом суставе. Испытуемый берет гимнастическую палку на таком расстоянии, при котором он может завести палку за спину и вернуть в исходное положение не сгибая рук.

Рис. 1. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития

гибкости (по Ж. К. Холодову, В. С. Кузнецову, 2003).

Тесты на определение других двигательных способностей

(по В. И. Ляху, А. А. Зданевичу, 2007)

Тест № 1 «Бег 30 м» – испытуемые по команде «На старт!» подходят к линии старта и принимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 секунды.

Тест № 2 «Пресс за 30 сек. » – испытуемые, лежа на спине, согнув ноги в коленях (руководитель удерживает ступни), руки крест на крест к плечам выполняют поднимание туловища из положения, лежа в положение, сидя за 30 секунд.

Тест № 3 «Лодочка» – испытуемые, лежа на животе по сигналу руководителя отрывают от пола прямые руки и ноги и удерживаются в таком положении.

Тест № 4 «Челночный бег 3×10 м» – перед началом бега на линию старта для каждого кладут два кубика. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Внимание!» они наклоняются и берут по одному кубику. По команде «Марш!» бегут к финишу, кладут кубик на линию и, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком и также кладут его за линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент касания кубиком пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1 секунды.

Тест № 5 «Шестиминутный бег» – бег можно выполнять как в спортивном зале по размеченной дорожке, так и на стадионе по кругу. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек. Столько же учеников по заданию учителя занимаются подсчетом кругов и определением общего метража. Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 метров. По истечении 6 минут бегуны останавливаются и контролеры подсчитывают метраж для каждого из них.

Заключение

Результаты анализа научно-методической литературы показали, что наиболее благоприятным возрастом для развития гибкости является младший школьный возраст.

Одним из эффективных средств развития гибкости являются упражнения стретчинга (С. А. Возовиков, Родичкин, 2008; А. И. Назарова, 2001 и др. ). Исходя из данных анализа литературы, стретчинг является неотъемлемой частью ритмической гимнастики. Упражнения на растягивание снимают усталость и психоэмоциональные нагрузки, увеличивают гибкость и улучшают кровообращение, повышают активность и настроение, восстанавливают силы и предохраняют от стрессов, помогают сохранить осанку, здоровье, молодость, красоту.

Упражнения состоят из движений, в которых активность агонистов сменяется активностью антагонистов с непременной сменой режима работы мышц, (активные действия сменяются пассивными). Движения на растягивание целесообразно проводить в момент предельного сокращения антагонистов либо сразу после окончания силовых упражнений, так как силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на растягивание (С. В. Возовиков, Родичкин, 2008).

Большинство авторов считают, что самым эффективным методом являются комбинированные упражнения стретчинга. При этом было отмечено, что, если динамическая растяжка осуществляется после статической, то гибкость развивается более эффективно. В связи с психовозрастными особенностями детей младшего школьного возраста доля статических упражнений в занятии должна быть меньше, чем динамических, так как этот контингент занимающихся предпочитает более динамичные и разнообразные движения.

Выводы

1. Определено, что ритмическая гимнастика является эффективным средством гармонического развития личности школьников, их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности средствами физических упражнений, музыки, ритмики и танца. Оказывая существенное воздействие на функционирование различных систем организма человека, комплексы ритмической гимнастики оказывают влияние на улучшение физического и эмоционального состояния занимающихся.

2. Анализ научно-методической литературы показал, что гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Педагогические воздействия, направленные на развитие гибкости, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применяют в младшем школьном возрасте. Эффективным средством развития гибкости на занятиях ритмической гимнастикой являются комбинированные упражнения стретчинга.

3. Подобраны тесты на определение показателей гибкости и других двигательных способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Альтер, М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Альтер – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 4 с.

1. Ашмарин, Б. А. Педагогика физической культуры / Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялов, Ю. Ф. Курамшин – СПб. : Изд-во ЛГОУ, 1999. – 131с .

2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. физкульт. вузов /Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина – М. : Просвещение, 1990. – 287с.

3. Баско, С. Стретчинг для всех /С. Баско, К. Освальд – М. : Эксмо-пресс, 2001. – 148 с.

4. Власова, З. Н. Развитие физических способностей младших школьников подготовительной группы / З. Н. Власова, Т. В. Забалуева // Технологии образования в области физической культуры: сб. науч. метод. труд. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – С. 160 – 164.

5. Возовиков, С. А. Стретчинг в физическом воспитании дошкольников /С. А. Возовиков, П. В. Родичкин, В. М. Голубев // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сб. матер. Всероссийской науч. – практ. конф. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – С. 171– 175.

6. Годик, М. А. Стретчинг /М. А. Годик, А. М. Барамидзе, Т. Г. Киселева – М. : Советский спорт, 1991. – 96с.

7. Зуев, Е. И. Волшебная сила растяжки / Е. И. Зуев – М. : Советский спорт, 1990. – С. 15 – 17

8. Кенеман, А. В. Теория и методика ФК детского дошкольного возраста: учебник /А. В. Кенеман. , Д. В. Хухлаева. -М. : Просвещение. , 1987. -322 с. 7

9. Колодницкий, Г. А. Ритмические упражнения, хореография и игры /Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов – М. : Дрофа, 2003. – 3с. , 11с.

10. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник /Ю. Ф. Курамшин. -М. : Советский спорт, 2003. -464 с.

11. Лукина, Г. Г. Профилактика нарушений осанки у детей 5-6 лет средствами фитбол-гимнастики /Г. Г. Лукина, Т. В. Семенова // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: сб. науч. -метод. труд. – СПб. : Белл, 2004. – С. 121 – 125.

12. Матов, В. В. Ритмическая гимнастика для школьников / В. В. Матов. , О. А. Иванов. , И. Н. Шарабанова. Серия «Знание». -М. , Физкультура и спорт. -1989. -№4. -с. 98-181.

13. Матов, В. В. Ритмическая гимнастика /В. В. Матов. , Л. А. Ланцберг. , О. А. Иванова. Теория и практика физической культуры. М. , 1984. -№1-с. 29-30.

14. Менхин, Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 384с.

15. Менхин, Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике /Ю. В. Менхин – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 170 с.

16. Мякинченко, Е. Б. Аэробика и методика проведения занятий. : учеб. для студ. высш. уч. Завед. / Е. Б. Мякинченко,, М. П. Шестакова. – М. СпортАкадемПресс. , 2002. – 304 с.

17. Назаров, В. Г. Биохимическая стимуляция / В. Г. Назаров – Минск: 1986. – 111с.

18. Назарова, А. Г. Игровой стретчинг / А. Г. Назарова – СПб. : ОФТ, 2005.

19. Новинская, С. А. Содержание занятий ритмической гимнастикой у детей школьного возраста: автореф. дисс. …канд. пед. наук / С. А. Новинская. – Кубань, 2000. – 26 с.

20. Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе /П. К. Петров – М. : Гуманит, 2000. – 29с.

21. Попов, С. В. Валеология в школе и дома /С. В. Попов – СПб, 1997. – 200 с.

22. Сайкина, Е. Г. Ритмическая гимнастика: уч. -метод. пособ. /Е. Г. Сайкина, Н. В. Казакевич, Ж. Е. Фирилева – СПб. : Познание, 2001. – 101 с.

23. Сайкина, Е. Г. Фитнес в школе: уч. -метод. пособ. / Е. Г. Сайкина – СПб. : Утро, 2005. – 160 с.

24. Туманян, Г. С. Методы развития гибкости у спортсменов-борцов / Г. С. Туманян, С. К. Харацидисис // Теория и практика физической культуры, 1998. – № 2. – С. 6 – 8.

25. Фирилева, Ж. Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе /Ж. Е. Фирилева – Ленинград, 1988. – 36с.

26. Фирилева, Ж. Е. Программа дополнительного образования по оздоровительному лечебно-профилактическому танцу для детей дошкольного и школьного возраста («Фитнес-Данс») / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 48 с.

27. Фирилева, Ж. Е. Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе»: уч. -метод. пособ. / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина – СПб. : Детство-Пресс, 2006. – 352 с.

28. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. для студ. высш. уч. завед. /Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов – М. : Академия, 2001. – 187с.

29. http://ru. wikipedia. org/wiki

Н. Ю. Гончаренко, ГБОУ СОШ № 451, г. Санкт-Петербург

Метки: Физическая культура