Исследования и диагностика учащихся по физической культуре
Исследования и диагностика учащихся по физической культуре
ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ:
• качество обучения;
• двигательная деятельность;
• физическая подготовленность;
• здоровый образ жизни учащихся.
ЦЕЛЬ:
Создание оптимальных условий для проведения работы по развитию двигательных качеств учащихся.
ЗАДАЧИ:
1. Укрепление здоровья, содействие всестороннему нормальному физическому развитию.
2. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей активного жизненного стиля с установкой на здоровый образ жизни.
3. Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических
технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, а также развитие двигательных способностей (кондиционных и координационных), жизненно важных двигательных умений и навыков.
4. Выявление одаренных детей и их привлечение к внеклассной физкультурно – спортивной деятельности.
ПЕРИОД ДИАГНОСТИКИ И ИССЛЕДОВАНИЙ рассчитан на 5 лет.
ВОЗРАСТ учащихся, принимающих участие в исследованиях может варьироватся от 10 до 16 лет (возможны варианты: класс, сборная группа одного возраста, сборная группа разного возраста, несколько групп).
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:
I этап – подготовительный ( 1,5 года )
– аналитико – диагностическая деятельность;
– первичное контрольное тестирование.
II этап – практический ( 2,5 года )
– текущее тестирование учащихся, сравнительный анализ с началом уч. года и с результатами первичного тестирования;
– введение дневника здоровья, где участниками исследований отслеживается самоконтроль выполнения домашнего задания: дозировка, время, затраченное на выполнение заданий, эмоциональный настрой на самостоятельную физкультурную деятельность в виде «рожиц» до и после выполнения; позже возможно переименновать на дневник самоконтроля, куда добавляется самостоятельное оценивание количества и качества выполняемого домашнего задания;
– опрос учащихся (анкетирование) на тему: « Физкультура, Спорт и Я ».
III этап – обобщающий ( 1 год )
– заключительное контрольное тестирование;
– заключительное анкетирование учащихся на тему: « Физкультура, Спорт и Я »;
– обработка и интерпритация данных за пять лет;
– соотношение результатов с поставленными целями и задачами;
– определение перспектив развития двигательных качеств учащихся, физкультуры и спорта в школе.
ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ (интерпритация данных за пять лет):
Анализ качества обучения:
качество обучения диагностируем посредством сравнения, заполняя результаты в процентном соотношении в таблицу (формула – количество учащихся в исследуемой группе, имеющих за год «хорошо» и «отлично» делим на общее количество исследуемых в группе):
Учебный год | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 |
(подготовительный) | % | % | % |
(практический) | % | % | % |
(обобщающий) | % | % | % |
Анализ двигательной деятельности:
диагностика двигательной деятельности заключается в проверке двигательных качеств учащихся посредством сравнения результатов сдачи пяти контрольных тестов, где распределяем результаты детей на 3 категории: меньше нормы, норма, больше нормы. Затем вносим в процентном соотношении в сравнительную таблицу (формулу вычисления см. выше):
Группа | Этапы | Меньше нормы | Норма | Больше нормы |
№1 | подготовительный | % | % | % |
практический | % | % | % | |
обобщающий | % | % | % | |
№2 | подготовительный | % | % | % |
практический | % | % | % | |
обобщающий | % | % | % | |
№3 | подготовительный | % | % | % |
практический | % | % | % | |
обобщающий | % | % | % |
Контрольные тесты:
§ бег 30 м (сек. )
§ челночный бег 3*10 м (сек. )
§ прыжок в длину с места (см)
§ сгибание – разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)
§ сгибание туловища в положении лежа, руки за головой (кол-во раз за 1 мин. )
Анализ дневников здоровья (самоконтроля):
Этап Учебный год |
Группа 1 Средний балл оценки |
Группа 2 Средний балл оценки |
Группа 3 Средний балл оценки |
Общий средний балл
|
Подготовительный | ||||
Практический | ||||
Обобщающий | ||||
Прирост среднего балла |
|
|
Повышение среднего балла (конечная цифра) |
Средний бал оценки высчитываем по формуле: сложение оценок участников группы исследований и деление этой суммы на количество участников группы.
Дневник Здоровья (первый учебный год ведения дневника) и дневник самоконтроля (последующие годы ведения) отличаются лишь тем, что во второй добавляется самооценка самостоятельной двигательной деятельности, выполняемой учащимися в виде комплекса домашнего задания. Оценка учащимися выставляется в зависимости от выбранной дозировки и качества выполнения:
min – 3; средняя – 4; max max – 5.
Дозировка учащимися варьируется самостоятельно в зависимости от их самочувствия, эмоционального настроения в момент выполнения домашнего задания, уровня физической подготовленности каждого ребенка, желания заниматься двигательной деятельностью и уровня мотивации в хорошей оценке. Для более объективного подхода к данному виду деятельности учащимся необходимо дать теоретический урок на тему «Самоконтроль двигательной деятельности», также оказывать всестороннюю помощь в процессе участия в исследовании.
Эмоциональный настрой на самостоятельную двигательную деятельность учащиеся отмечают в виде «рожиц» – смайликов до начала выполнения домашнего задания и после его окончания:
J – положительный эмоциональный настрой;
K– нейтральный эмоциональный настрой;
L – отрицательный эмоциональный настрой.
Комплекс домашнего задания учащиеся выполняют 3 раза в неделю с рекомендацией: в дни, свободные от внеклассной спортивной деятельности. Один из вариантов комплекса домашнего задания для участников группы 5-6 класса средней дозировки («хорошо»):
– наклон вперед из положения сидя, ноги вместе. Удержание положения 3 секунды. Ноги прямые! Выполнить 3 подхода.
– сгибание – разгибание рук в упоре лежа. Мальчики – 3 подхода по 8 раз, девочки – 3*6.
– прыжки из глубокого приседа. Выполнить 3 подхода по 8 раз.
Контроль учителем качества выполнения домашнего задания проводится выборочно 1 раз в неделю. При несоответствии качества выполняемого домашнего задания учащимся и выставленной самостоятельно им оценки, учитель аннулирует оценку путем зачеркивания, ученик получает рекомендации в исправлении ошибок и недоработок самостоятельной двигательной деятельности.
По желанию участники исследований заполняют дневник самоконтроля в электронном виде по данному образцу:
Дата
|
Упражнения | Дозиров– ка | Время выполне-ния | Оценка | Настроение |
Анализ физической подготовленности:
Сравниваем средний бал каждой группы, полученный за выполнение контрольных тестов первичного тестирования с заключительным (формула – складываем все отметки участников и делим на количество отметок). Затем сравниваем средний бал первого контрольного тестирования с последним.
– Здоровый образ жизни:
Составляем сравнительную таблицу, где указываем количество учащихся, сознательно желающих участвовать в спортивно – массовых мероприятиях за период с первого по конечный годы исследований:
№ | Наименование мероприятия | первый год | второй год | третий год | четвертый год | пятый год |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. |
Также указываем общее количество учащихся в школе.
Анкета учащихся на тему: « Физкультура, Спорт и Я »:
№ |
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТ – «ДА» | |
первичный опрос | заключитель-ный опрос | ||
1. | Совместимы ли для тебя спорт и вредные привычки? | ||
2. | Нравится ли тебе урок физической культуры? | ||
3. | Считаешь ли ты необходимость увеличения уроков физической культуры? | ||
4. | Занимаешься ли ты спортом? | ||
5. | Понимаешь ли ты необходимость активной двигательной деятельности? | ||
6. | Выполняешь ли ты домашнее задание по физической культуре? | ||
7. | Занимаются ли активной двигательной деятельностью твои родители? | ||
8. | Интересны ли тебе спортивные телетрансляции крупных соревнований? | ||
9. | Удовлетворен ли ты организацией спортивного досуга в нашей школе? | ||
10. | Считаешь ли ты ведение дневника самоконтроля и выполнение домашнего задания по физической культуре полезным для себя занятием? |
Подводим сравнительный анализ положительных ответов в процентном соотношении (количество положительных ответов делим на количество опрошенных).
Закончив этап исследований по всем 4 показателям, следующим этапом целесообразно произвести отбор одаренных детей, создать группу и в дальнейшем производить сравнение прироста результатов группы детей с нормой физической подготовленности и группы одаренных детей. Также в процессе исследований возможно применение авторской программы для отслеживания результатов ее целесообразности.
Е. В. Хованова, МБОУ ОГ №24, г. Архангельск
Метки: Физическая культура