Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями

Если на начальных возрастных этапах на восприятие со­циальных воздействий негативно влияет первичный дефект, то в дальнейшем, если не проводится его коррекция, ведущую роль начинают играть вторичные отклонения, которые пре­пятствуют социальной адаптации ребенка, порождая педаго­гическую запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы, личностные нарушения. Чтобы не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в социально-реабилитационный процесс, так как вторичные нарушения требуют не медицинского вмешательства, а соответствующих социаль­ных воздействий.

Такую помощь могут оказать специалисты по социальной реабилитации, профессиональная деятельность которых – социально-реабилитационная деятельность – вызвана необходимостью более эффективной подготовки де­тей, имеющих отклонения в развитии, к жизни в условиях противоречивого современного мира.

Понятие «социально-реабилитационная деятельность* по своей сути имеет много общего с понятиями «образование», «педагогический процесс», «обучение» и «воспитание», «пе­дагогическая деятельность», которые широко используются в педагогической практике. Рассмотрим, в каких отношениях они находятся, воспользовавшись исследованиями В. А. Слас-тенина, в которых, на наш взгляд, названные понятия пред­ставлены наиболее полно.

Согласно его взглядам, человек становится личностью, обретая способность выполнять социальные функции, в про­цессе социализации, которая предполагает и ее развитие, и самоопределение, и самореализацию. Причем эти зада­чи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. То есть под образованием (от слова «образ» ) понимается еди­ный процесс физического и духовного формирования личнос­ти, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном соз­нании социальные эталоны (например, гармонично развитая личность и др. )-

Специфические особенности образования наиболее полно раскрываются в понятии «педагогический процесс». В обоб­щенной формулировке педагогический процесс – это движе­ние от целей образования к его результатам путем обес­печения единства обучения и воспитания. Его также можно рассматривать и как педагогическую систему, поскольку структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса. Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образова­тельной целью развития личности и функционирующих в це­лостном педагогическом процессе. Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организо­ванное взаимодействие педагогов и воспитанников (педаго­гическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педаго­гических средств) с целью решения задач образования, направ­ленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Главным компонентом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие, понимаемое как преднаме­ренный контакт (длительный или временный) педагога и вос­питанников, следствием которого являются взаимные изме­нения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагог и воспитанник, включенные в педагогическое взаимодейст­вие, выступают наиболее активными элементами, что позво­ляет говорить о них как о субъектах педагогического процес­са, влияющих на его ход и результаты.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, содержанием и технологией педагогического взаимодействия. То есть в педагогическом процессе выделяются еще два ком­понента: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, ме­тоды, приемы). Взаимодействие таких компонентов, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, составляют реальный педагогический процесс как дина­мическую систему.

Педагогический процесс реализуется учителем. Педаго­гическая деятельность – это профессиональная активность взрослых людей, в которой с помощью различных средств воз­действия на учащихся решаются задачи их обучения и вос­питания.

Предпосылкой возникновения педагогических систем яв­ляется цель образования как социальный заказ. Цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педа­гогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора. То есть педагогическая система создается с ориен­тацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является обучение и воспитание.

Воспитание – это специально организованная деятель­ность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение – спе­цифический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него нормативны­ми предписаниями как содержательного, так и организаци­онно-технического плана (государственный стандарт, урок, учебники и т. д. ).

Воспитание и обучение как способы осуществления педа­гогического процесса характеризуют, таким образом, техно­логии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвину­тых целей образования.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспита­ния и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педа­гогическая задача является единицей педагогического про­цесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Поэтому пе­дагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества за­дач разного уровня сложности, в которую неизбежно вклю­чены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.

Педагогическая задача – это материализованная ситуа­ция воспитания и обучения (педагогическая ситуация), ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитан­ников с определенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой. Воспитание и обучение обус­лавливают качественную характеристику образования – результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования.

Понятие «социальная реабилитация детей с ограниченны­ми возможностями здоровья» можно рассматривать в раз­личных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность. Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осу­ществляется последовательная реализация постоянно возни­кающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели – восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травми­рующим ситуациям личности, способной успешно интегриро­ваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществ­ляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, ме­тоды и специальные средства воздействия на ребенка.

Социальная реабилитация как конечный результат – это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитаци­онных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.

Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребенка, включенного в со­циально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения. Социально-реа­билитационная деятельность – это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ре­бенка с ограниченными возможностями здоровья в целях под­готовки последнего к продуктивной и полноценной социаль­ной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий. Названный вид деятельности требует от специали­ста по социальной реабилитации глубоких профессиональных знаний, высоких морально-нравственных качеств, уверенно­сти в том, что ребенок, отягощенный дефектом развития, мо­жет стать полноценной личностью

Социальная реабилитация детей с ограниченными возмож­ностями как процесс и как деятельность по своему строению и целям близка педагогическому процессу и педагогической деятельности и ее можно рассматривать как их разно­видность. Главным, что их объединяет, является то, что они выполняют единую функцию, – обеспечивают овладение рас­тущим человеком достижениями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями, в ви­де знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения, и на этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные соци­альные роли. В этой связи едиными являются и большинство понятий, используемых в равной мере как в педагогической деятельности, так и в социально-реабилитационной практи­ке (обучение, воспитание, формирование личности и др. ).

Вместе с тем понятия «педагогическая деятельность» и «со­циально-реабилитационная деятельность» не тождественны. Отличие социально-реабилитационной деятельности от педа­гогической состоит в том, что первая направлена не на всех детей, а лишь на тех, у которых возникают трудности при вхождении в социальный мир. Поэтому и содержание, и сред­ства в достижении поставленных целей, и направленность воз­действий в социально-реабилитационной практике обуславли­ваются, прежде всего, спецификой развития ребенка с огра­ниченными возможностями.

Социально-реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характери­стики. Наиболее общие из них: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность.

Целенаправленность социально-реабилитационной дея­тельности проявляется в том, что процесс социальной реаби­литации строится с учетом четко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами дол­жен обладать ребенок на завершающем этапе.

Специфика опосредованности социально-реабилитационной деятельности состоит в том, что социально-реабилитационные воздействия оказывают влияние на ребенка с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно – в результате социаль­ной обусловленности социально-реабилитационной деятельно­сти, ее связи со значениями, фиксированными в понятиях язы­ка, нормах морали, ценностях. Социально-реабилитационное воздействие будет иметь эффект лишь в том случае, если оно будет осмыслено на уровне сознания и будет принято индиви­дом как свое собственное.

Субъективность социально-реабилитационной деятельно­сти выражается в проявлениях индивидуальности как специа­листа по социальной реабилитации, так и ребенка, включен­ного в социально-реабилитационный процесс. Ее качественные характеристики будут определяться активностью его участ­ников, наличием прошлого опыта, установками, эмоциями, целями и мотивами, особенностями межличностных отно­шений, а также уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации.

Интенсивность социально-реабилитационного процесса обусловлена наличием у каждого специалиста по социальной реабилитации индивидуального стиля деятельности. Его на­личие позволяет каждому из них при наличии разных осо­бенностей нервной системы, разной структуры способностей, характера добиваться определенной эффективности при ис­пользовании разных способов и средств воздействия.

Динамичность социально-реабилитационной деятельно­сти определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе с ребенком. Для социально-реабили­тационного процесса важно добиваться хотя бы маленьких, но положительных сдвигов в психике. Динамические изме­нения социально-реабилитационного процесса в этом случае могут привести к более существенным положительным изме­нениям в развитии личности в целом.

Эффективность социально-реабилитационной деятель­ности проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Определить ее можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения ре­зультатов. В числе основных показателей определения эффек­тивности социально-реабилитационной деятельности могут быть взяты сравнимые изменения в уровне развития личнос­ти ребенка, достигнутого за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и эко­номическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала.

Методы в социальной реабилитации – это способы профессионального взаимодействия специалиста и ребенка с ограниченными возможностями с целью решения социаль­но-реабилитационных задач. Все многообразие методов, ис­пользуемых в реабилитационной практике, можно объеди­нить в три группы:

1. Методы организации социально-реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей. К ним относятся словесные (рассказ, беседа, работа с книгой), на­глядные (метод примера) и практические (упражнения, приучение и др. ) методы.

В практике социальной реабилитации наиболее широко ис­пользуемым методом является упражнение. Упражнение – планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью фор­мирования определенных навыков и умений. Упражнения необходимы при обучении детей любой деятельностью и ов­ладении теми или иными формами поведения. Первоначально они опираются на такой метод, как приучение, представляю­щий собой организацию планомерного и регулярного выпол­нения определенных действий с целью превращения их в при­вычные формы поведения (привычки). Особенно эффективен он на ранних этапах развития детей.

В реабилитационной практике также широко применяет­ся метод моделирования воспитывающих ситуаций. Детям создаются такие условия, когда они становятся перед необхо­димостью выбирать определенное решение из нескольких воз­можных вариантов: промолчать, сказать правду или ответить «не знаю». Необходимо иметь в виду, что при использовании метода упражнений следует предусматривать прохождение трех взаимосвязанных этапов: воспроизведение действий по образцу; применение усвоенных действий в новых условиях; выполнение упражнений творческого характера.

При организации самостоятельной работы детей, как прави­ло, необходим такой метод, как инструктаж. Инструктаж в системе методов является исходным и применяется в тех случаях, когда дети не имеют ясного представления о способах и условиях решения тех или иных практических задач. Он обес­печивает понимание детьми задач и способов осуществления определенных действий, последовательности выполнения опе­раций, а также типичные приемы их использования.

Е. В. Якимов, Специальная (коррекционная) школа VIII вида г. Сосновка Вятскополянского района, Кировская область

Метки: Физическая культура