Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методы и приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроке физической культуры

Методы и приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроке физической культуры

Предмет (направленность): физическая культура

Возраст детей: 1-2 классы

Место проведения: спортивный зал.

«Здоровье это еще не все, но все без здоровья – ничто», – гласит известный афоризм. Проблема развития и сохранения здоровья все больше приобретает статус приоритетного направления. Формирование здорового образа жизни должно происходить целенаправленно и непрерывно. Данная идея отражена в национальном проекте «Образование», Федеральных государственных образовательных стандартах. В настоящее время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, который предполагает реализацию личностного становления ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний, определена Стандартом как главная ценность обучения. Практическая направленность уроков, занятий позволяет учителям создавать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, саморегуляции, адекватной самооценки, умения сотрудничать. ФГОС предъявляет следующие требования к результатам обучения: личностные, предметные и метапредметные. Для того, чтобы обеспечить эти результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено: личностные – через формирование развития базовых национальных ценностей; предметные – через освоение основных элементов научного знания, метапредметные – через овладение универсальных учебных действий (далее УУД). «Универсальные учебные действия» – это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Овладение учащимися УУД – залог успешной социализации, реализации жизненных проектов учащихся. Одним из существенных показателей эффективности обучения признается формирование регулятивных действий. Хотелось бы остановиться на таком важном регулятивном действии – саморегуляции эмоционального и физического состояний как условия повышения академической успешности участников образовательного процесса.

Одно из важных мест при решении данной проблемы занимают уроки физической культуры. В процессе сопряженного (взаимосвязанное применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения) психофизического воздействия двигательная активность включает в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но и познавательный и личностный аспекты. А психологическая атмосфера занятий способствует подавлению эгоизма, нечестности, поднятию настроения и т. д. Двигательная активность способствуют формированию здоровых привычек, самоконтроля за стрессовыми ситуациями, отказа от агрессивности. В процессе занятий вырабатывается образ Я – учащегося, формируется чувство уверенности в себе.

Известный ученый К. И. Платонов отмечал, что импульсы, идущие в головной мозг от определенных групп сократившихся мышц, способны вызывать разнообразные эмоции.

При проведении урока, уже в начальной школе необходимо не только способствовать тому, чтобы физические упражнения благоприятно воздействовали на физическое психическое развитие детей, необходимо чтобы дети знали о механизмах такого действия.

В качестве примера рассмотрим несколько приемов саморегуляции учащихся на уроке физической культуры.

(Данное учебное занятие нельзя рассматривать по структуре как урок, на занятии собраны и показаны различные способы и приемы саморегуляции учащихся, которые можно применять на уроках и внеурочное время. )

Цель: Способствовать созданию убеждения о важности умения произвольно контролировать и регулировать свое настроение, умение выполнять комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия и нарушений осанки.

Задачи: Способствовать:

– формированию представления о том, что настроение человека – это не только результат внешних обстоятельств, но и его собственных усилий;

– пробуждению стремления контролировать и произвольно регулировать свое настроение;

– формированию устойчивого интереса к профилактике плоскостопия, нарушений осанки;

Занятие начинается с входа в зал учащихся строем с мешочками на голове (дети из класса до спортзала всегда идут с мешочками на голове) – самоконтроль правильной осанки, правильного положения подбородка. Построение учащихся в левом нижнем углу зала.

Урок начинается с приветствия – Приветствие (АМО, автор Мутагарова Л. Р. ) – Игра «Физкульт-привет». Учитель, протягивая руку, произносит: «Физкульт» – все ребята подбегают к учителю, кладут руки на руку учителя и одновременно поизносят – «Привет!» и быстро встают на свои места…(учитель или освобожденные ребята определяют, кто быстрее построился – мальчики или девочки?). Цель данной игры – эмоциональный настрой учащихся на урок, тактильное общение, доверие друг другу (открытые ладони).

Сообщение цели и задач урока. Актуализация ощущений, связанных с настроением (раздраженность, плохое самочувствие, хорошее настроение и т. д. ). Краткая беседа о роли мимических мышц в создании настроения человека. Дается установка на создание собственного положительного настроения с помощью мимики, например: «Придайте лицу сердитое выражение, веселое выражение. Что изменилось в ваших ощущениях?»

«А сейчас вы попробуете догадаться, какое же настроение у учителя. … По каким признакам вам удалось это сделать?

Как вы думаете, влияет ли настроение на выполнение физических упражнений и наоборот?».

Ходьба с выполнением имитации движений зверей, людей (с мешочками на голове). Дети выполняют статичные, динамичные и ролевые задания:

Статичные задания (поза, мимика, взгляд): вид бодрого человека, усталого, злого, веселого…

Динамичные задания: строевой шаг на параде, осторожная ходьба по льду, тяжелая ходьба по болоту.

Ролевые задания: кошка подкрадывается к мышке, медведь идет по лесу, пугливый зайчик на открытой поляне, бодрая лошадка движется по кругу, озорной петушок прогоняет кошку, пингвин (на внутренней стороне стопы), мишка (на внешней стороне стопы), лисичка (скрестным шагом), гномы (в приседе), «Великаны и карлики»(1 – 4 – ходьба на носках, руки поднять вверх – «великаны»; 5 – 8 – ходьба в приседе, руки на коленях – «карлики».

Чарли – Чаплин (положение стоп в шестой позиции, колени не сгибаются), бег с выполнением заданий и т. д. (следить за осанкой, за соответствием мимики и движений, выбранному настроению), переход на ходьбу с восстанавливающими дыхательными упражнениями.

Перестроение в колонну по четыре. Упражнение «Вверх по радуге»дыхательная гимнастика: закрыть глаза, представить радугу. На «Вдохе» – поднимаемся по радуге, на «»Выдохе» – скатываемся. Повторить несколько раз.

Учитель вновь вовлекает ребят в беседу: – Какие ощущения вы испытывали? Кому легко удалось подняться по радуге? Какое чувство испытывали при спуске? В каких жизненных ситуациях возможно применение данного упражнения?

ОРУ с применением технологии ритмопластики:

Встреча

Педагог предлагает ребятам повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год:

– Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)

Год не виделись с тобой.

Я здороваться могу–

Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки)

И по-дружески хочу

Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание)

Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся)

Рожицу сострою, (строим рожицы)

И потопаю, как будто

Марширую в строе. (топаем ногами)

Я руками помашу – (машем руками как крыльями)

Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!)

Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу)

Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля)

Мы теперь с ним вместе, рядом

Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем)

Подмигнем, удобно сядем

… И продолжим наш урок.

Полёт

Педагог: «Друзья! Давайте представим, что у нас выросли крылья! Мы можем летать. Как же мы это сделаем? – Мы подвигаемся, покружимся, поиграем в полёт!»

У меня есть крылья за спиной (руки – за спину)

Я летать умею над землёй. (руки – вверх)

Я взмываю ввысь и мир – Эгей! (руки – высоко вверх, делаем взмахи)

На ладошке умещается моей.

Покружу немного в облаках. (машем руками, кружимся вокруг себя)

Устремлюсь стрелою вниз и – Ах! (приседаем)

Оседлаю кучевую тучу

Поскачу на ней к небесной круче! (делаем короткие приседания – скачем!)

С кручи я вприпрыжку вниз сбегу. (бег на месте)

Крылышки почищу, отдохну. (руки опускаем вниз)

Пальчики как перышки расправлю, (встряхиваем кисти рук)

Распрямлюсь, встряхну себя немножко. (распрямляем спину, раздвигаем лопатки,

вытягиваем шею)

…Вам на память перышко оставлю

Мягкое, пушистое в ладошке. (Сдуваем с ладошки воображаемое пёрышко, делаем глубокий вдох и выдох)

Подвижные игры

Игра «Скульптор», «Скульптурная группа» (развивает образные представления, двигательную память и коммуникативные способности). Аналогично игре «Скульптор», но в роли «глины» – двое или больше ребят, объединенных сюжетной игрой, например – волк гонится за зайцем. Когда скульптор отдыхает и отворачивается, группа может ожить, но при первом движении скульптора снова замирает в прежней позе. Скульптор должен исправить позы, если они

неправильны. Остальные учащиеся могут его поправлять.

Подвижная игра «Колдунчики» способствует развитию коммуникативных навыков, развивает ловкость и координацию движений.

«Пробегание под радугой» – вращающейся длинной скакалкой

(пробегание по одному, по 2, забегание и выполнение 3 прыжков через длинную скакалку с последующим выбеганием).

Игра «Осторожные звери». В этой игре участвуют осторожные звери и охотник, который стоит спиной к ним. Осторожные звери могут двигаться (изображать животных, птиц, насекомых) только тогда, когда на них не смотрит охотник. Как только охотник оборачивается, звери застывают на месте, а охотник должен угадать, кого из зверей изображает тот или иной участник.

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия

Ходьба по дорожке здоровья (резиновые коврики с иголочками, коврик пластмассовый, палки, камни, канат, поролоновые кубики, маты)

Рефлексия.

Нарисовать фломастером, который ребята держат пальцами ноги, свое настроение, написать свое имя.

Беседа с учащимися. Выполнение дыхательных упражнений:

Кошка показывает когти

Аист (поза «дерева»)

Нарисовать фломастером на плакате смайлик, соответствующим, своему настроению, цветом.

Цель данного занятия заключается не только в освоении приемов саморегуляции, влияния мимики, двигательных действий на настроение человека, но и в развитии представлений о возможности воздействовать на внутренний мир человека, его Я через движение. Интеграция средств физической подготовки и психического совершенствования позволяет по-новому формировать деятельное отношение ребенка к действительности, повышая эффективность его развития как личности. Таким образом, учащиеся получают знания о возможности преодоления негативных эмоций с помощью двигательных действий, которые способствуют снятию стресса, помогают приобрести уверенность, снять нервное напряжение применяя самые несложные упражнения: занять непринужденную позу, установить медленное и глубокое дыхание, расслабить мышцы тела и лица(мимические упражнения, дыхательные упражнения, визуализация)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура . 5-9классы: проект-М. : Просвещение,2011

2. Родионов В. А. Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие, М. : Педагогический университет «1 сентября», 2006

3. Здоровье :Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 класс Под редакцией В. Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной М. , Ярославль: Аверс Пресс, 2003

http://spo. 1september. ru/2005/21/10. htm

http://www. mossport. ru/doc/ca2f8d1a-71c7-4fe4-ad3b-3f991568828c

http://cerebro999. ru/publ/vse_o_biznese/samosovershenstvovanie/sposoby_samoreguljacii_ehmocionalnogo_sostojanija/30-1-0-569

ttp://www. bestreferat. ru/referat-214855. html

Метки: Физическая культура