Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа по ЛФК "Кинезотерапия" для 1-4 классов. Ч. 1

Программа по ЛФК "Кинезотерапия" для 1-4 классов. Ч. 1

Введение.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему. (Рис. 1). Связано это с тем, что детский организм вследствие свойственных ему анотомо-физиологических особенностей более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому требует создания таких условий, которые бы не только исключали возможность вредных влияний, но и способствовали укреплению здоровья и улучшению физического развития младших школьников. Очень важно своевременно выявить детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые снижают физическую работоспособность, задерживают развитие организма. Этому способствует раннее обнаружение патологических состояний средствами ЛФК.

В процессе занятий ЛФК у учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, формируется комплекс специальных знаний, жизненно необходимых сенсорно-перцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основные физические и психические качества; повышаются функциональные возможности различных органов и систем; развиваются, сохраняются и используются в новом качестве телеснодвигательные характеристики.

Основным оздоровительным принципом адаптированной программы по ЛФК является кинезотерапия. Оздоровительный эффект кинезотерапии заключается в рациональном сбалансировании по направленности, мощности и объему физических упражнений в соответствии с индивидуальными возможностями каждого учащегося. Адаптированная программа по ЛФК направлена на всестороннее гармоничное развитие личности, на формирование у учащихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

В процессе лечебной физической коррекции, которая должна начинаться с момента обнаружения той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществления жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактической работе.

Глава 1. Теоретическое обоснование составления адаптированной программы по лечебной физкультуре для детей

с ограниченными возможностями здоровья.

Составление адаптированной программы по ЛФК для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья объясняется несколькими причинами. Физическое развитие таких детей, особенно младшего школьного возраста, становится все более важной проблемой, так как именно в этом возрасте деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма. Не случайно в последние годы одной из главных тем большинства популярных статей медико – биологического характера стало обсуждение отрицательного влияния на состояние здоровья резко снизившейся в 20 столетии двигательной активности. А ведь для детей с проблемами в развитии – это одно из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере, полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.

Анализ причин, вызывающих в последнее время резкое снижение уровня здоровья младших школьников, указывает в первую очередь на снижение физического развития ( до 40% в младших классах ). Гипокинезия отражается на функционировании систем организма младшего школьника, вызывая цепь негативных реакций:

– ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям;

– создаются предпосылки для формирования слабого мало тренированного сердца;

– избыточному весу, ожирению;

– изменение в сердечно-сосудистой системе, снижения ЖЕЛ и т. д.

Число заболеваний увеличивается с каждым годом, несмотря на достижения медицины. При этом с каждым годом они «молодеют». Уже среди детей, пришедших в первый класс, есть дети с хроническими заболеваниями кардиоресператорной системы, патологическую осанку , нарушение опорно-двигательного аппарата , миопию и т. д. / Ю. Ф. Змановский, Москва, «Медицина». 1989г. /

У большинства младших школьников с проблемами в развитии отмечаются дефекты в моторно – двигательной сфере. Так, А. А. Дмитриев / Красноярск, пединститут, 1991г. / приводит основные дефекты в нарушении физического развития и двигательных способностей в своей квалификации. К ним относятся : отставание в длине, массе тела, нарушение в развитии грудной клетки , деформации стопы, низкий показатель ЖЕЛ . А также, нарушения в развитии основных физических качеств : отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп ( на 15 – 30 % от нормы), подвижности в суставах ( 10 – 20 % ), выносливости ( 20 –40 % ), скоростно – силовых качеств (15 – 30 %)

Наряду с нарушениями в двигательной сфере у младших школьников с проблемами в развитии отмечается отставание психомоторного и сенсорного развития. Эффективное влияние на все без исключения психические функции оказывают систематические физические упражнения. Это доказывать не приходится, в исследованиях видных психологов: Л. С. Выготского ( 1956г. ), Ж. Пиаже (1956г. ) и т. д. показано наличие прямой корреляционной связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у таких детей.

Традиционная система физического воспитания в специальных образовательных школах на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития школьников, особенно тех, у кого имеются отклонения в состоянии здоровья, нуждается в усилении образовательной направленности учебных занятий по адаптивной физической культуре и ЛФК, в расширении физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Одним из важнейших направлений работы в специальной коррекционной школе 8 вида по изменению ситуации с состоянием здоровья учащихся является составление адаптированной программы по ЛФК, включая все ее виды.

Лечебное физическое воспитание предполагает введение в школе обязательных уроков по ЛФК для учащихся с ослабленным здоровьем. Эти уроки должны проводиться в те же часы, что и уроки обычной адаптивной физической культуры, в соответствии со школьным расписанием. Но занятия должны проводить специалисты по лечебной физической культуре в специальном спортивном зале, оборудованном всем необходимым спортивным инвентарем, для профилактики и лечения различных видов нарушений по программе, адаптированной для детей с нарушением в развитии.

1. 1. Характеристика здоровья, двигательных нарушений и

физического развития детей с нарушениями в развитии.

Непременным и главным условием интеллектуального и психического развитии детей является состояние физического здоровья, так как оно, прежде всего, определяет познавательную активность. Нормализация физического состояния – один из важнейших аспектов социализации умственно отсталого ребенка ( В. С. Дмитриев, Б. В. Сермеев, С. П. Евсеев).

Но поражение ЦНС в преобладающем большинстве случаев сочетается с соматическими заболеваниями, аномальным развитием двигательной сферы. Часто встречаются врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, нарушения сердечно-сосудистой, эндокринной систем, зрения, слуха, а также множественные сочетанные дефекты (В. А. Худик).

Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого, малотренированного сердца. Гипокинезия часто приводит к избыточному весу, а зачастую к ожирению, что еще больше снижает двигательную активность.

Среди вторичных нарушений в опорно-двигательном аппарате отмечаются деформации стопы, нарушения осанки, телосложения, физического развития, парезы, кривошея, деформация черепа, лицевого скелета, дисплазия.

Физическое развитие детей с умственной отсталостью зависит от целой совокупности факторов, как социальных, так и биологических

(степени основного дефекта, сопутствующих заболеваний), в том числе и генетических. От своих здоровых сверстников они могут отставать на 1-3 года. Так, по данным А. А. Дмитриева ( Красноярск, 1991 ), учащиеся с проблемами интеллекта имеют:

1) нарушения физического развития: отставания в длине и массе тела; ожирение; нарушение осанки; деформацию стопы; нарушение в развитии грудной клетки; низкие показатели жизненной емкости легких; деформацию черепа, лицевого скелета; дисплазию

( отклонения органов от нормальной формы и размера );

2) недостатки в развитии основных движений: неточность движений в пространстве и времени; неумение выполнять различные ритмические движения; грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий; низкий уровень равновесия; ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метаниях; отсутствие ловкости и плавности в движениях; излишнюю напряженность и скованность движений;

3) нарушения в развитии основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей ( на 15-30% ), быстроты движений (10-15%), выносливости (20-40%), скоростно-силовых качеств ( 15-30%), подвижности в суставах (10-20%).

Характерной особенностью умственно отсталого ребенка является быстрая утомляемость от монотонной работы. Эмоционально насыщенная, захватывающая, несложная по содержанию (например, эстафеты, веселые старты) может увеличить работоспособность ребенка. Если ребенок испытывает удовлетворение и радость от физических упражнений, то у него появляется желание снова участвовать в такого рода двигательной деятельности. Поэтому, очень важно, чтобы занятия заинтересовали, увлекли ребенка, вызвали у него желание выполнить предлагаемые упражнения.

Установлено, что основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, что тормозит развитие координационных способностей, необходимых в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

Природной основой координационных способностей являются биологические и психические особенности организма: свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей, уровень развития и сохранность сенсорных систем

(зрения, слуха и др. ), продуктивность психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), темперамент, характер, способность регулировать эмоциональное состояние ( Ю. Ф. Курамшин).

Поражение низших отделов ЦНС влечет за собой нарушение элементарных движений, поражение высших отделов – затрудняет выполнение сложных движений требующих произвольной регуляции.

Суммируя все вышеизложенное, можно предположить, что работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, имеющих единую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

1. 2. Особенности развития детей ограниченными возможностями здоровья.

Структура психики ребенка с проблемами в развитии чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих вторичных и третичных отклонений. Нарушение познавательной деятельности и личности ребенка с нарушением интеллекта отчетливо обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание.

Стойкое нарушение познавательной деятельности выражается в отсутствии потребности в занятиях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, из совокупности выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу.

Память характеризуется низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения. Особенно затруднено осмысленное запоминание. То, что удерживается механической памятью, тоже быстро забывается. Это касается словесного материала, так и движения. Поэтому каждое физическое упражнение, речитатив, указание требуют многократного повторения, причем лучше запоминаются яркие, эмоциональные переживания, вызвавшие интерес.

Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются. Это проявляется в том, что при возникновении любых трудностей дети стараются их избежать и переключаются на что-то другое, более интересное.

Речевая деятельность развита недостаточно, причем страдают все ее стороны: фонетическая, лексическая, грамматическая. Причиной являются нарушения взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами. В результате отмечаются трудности звуко – буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания и понимания речи, что снижает потребность в речевом общении. Р. И. Лалаева установила, что только 30% учащихся 1-2 класса с легкой умственной отсталостью имеют относительно сохранный уровень развития речи, у остальных 70% – системное нарушение речи различной степени тяжести.

Эмоционально – волевая сфера также имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений. Наблюдаются случаи то выраженного эмоционального спада, то повышенной возбудимости, то равнодушия. У детей этой категории наблюдается недоразвитие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные освоенные подвижные игры.

Таким образом, направленность проводимых физкультурно – оздоровительных мероприятий направлена не только на повышение физического, интеллектуального, эмоционального потенциала ребенка с проблемами в развитии, но и на коррекцию механизмов психической защиты.

1. 3. Вторичные отклонения в физическом развитии детей,

обусловленные первичным нарушением.

Внимание к оздоровительной направленности физического воспитания связано с продолжающимся ростом количества сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений в физическом развитии детей с умственной отсталостью.

Умственно отсталым детям часто сопутствует плохая осанка. Она напрямую вызвана основными дефектами: поражением ЦНС или органическим поражением головного мозга. Нередко дети с умственной отсталостью поступают в школу с уже стойкими дефектами осанки, с круглой спиной, ассиметричной осанкой, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т. д. Согласно исследованиям ряда авторов при нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно – сосудистой системы. Слабость дыхательной мускулатуры и брюшного пресса снижают функции внешнего дыхания.

Наряду с нарушением опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями у детей с нарушением интеллекта выявлено наиболее часто встречающееся заболевание – минимальная мозговая дизфункция (ММД). Поражение глазодвигательного нерва проявляется в виде сходящегося и расходящегося косоглазия.

Опираясь на мнение специалистов, можно сделать вывод, что дети с умственной отсталостью нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных действий. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развитии.

Метки: Физическая культура