Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа по лечебной физкультуре «Кинезотерапия» для учащихся 1-4 классов. Ч. 3

Программа по лечебной физкультуре «Кинезотерапия» для учащихся 1-4 классов. Ч. 3

ГЛАВА 3.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО

ЛФК.

Адаптированная программа по ЛФК, наряду с программами по другим предметам, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, умений, навыков, который необходим им для социальной адаптации. Методическое обеспечение адаптированной программы направлено, прежде всего, на коррекцию физического развития, отклонения соматического состояния и дефектов моторики. Кроме того, вырабатываются навыки равновесия, координации, ловкости, формирование стереотипа правильной осанки.

Младших школьников отличает большое желание заниматься гимнастикой, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность, поэтому на занятиях четкая организация, разумная дисциплина должны сочетаться с предоставлением им оптимальной свободы и самостоятельности действий при выполнении заданий.

3. 1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ПО ЛФК.

Вариативная часть адаптированной программы по ЛФК преследует основную цель индивидуального и дифферинцированного подхода к подбору физических упражнений с учетом функциональных способностей мышечного корсета и наличия мышечного дисбаланса

3. 1. 1. КОРРЕКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.

Большинство учащихся с умственной отсталостью из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы.

У многих учащихся отмечается – мешковатая осанка, движения не ловкие, походка напряженная и неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или параличами отдельных мышечных групп (Е. С. Черник).

Слабое физическое развитие младших школьников с умственной отсталостью ведет к нарушениям осанки, а нарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. Незначительные нарушения осанки устраняются на физкультурно-оздоровительных занятиях. При более тонких отклонениях необходимо в течение длительного времени заниматься корригирующими упражнениями и требуются систематические занятия лечебной физкультурой.

Коррекция осанки включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений: с активной коррекцией, пассивной коррекцией (лечение положением), упражнения, вытягивающие позвоночник, на равновесие, с гимнастической палкой, гантелями, на гимнастической стенке, которые направлены на все группы мышц: спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей.

Корригирующие упражнения при сколиозе.

Задачи специально направленных физических упражнений:

1) Восстановление правильной осанки, корригирующее воздействие на деформацию позвоночника.

2) Улучшение функциональной способности грудной клетки.

3) Создание мышечного корсета.

Основные методические рекомендации по составлению и выполнению комплексов:

1) При выполнении упражнений целесообразны и. п. лежа на спине или животе), стоя на коленях, упоры стоя на коленях.

2) Упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета, должны быть симметричного характера.

3) Упражнения выполнять в медленном темпе с постепенным увеличением физической нагрузки.

4) Выполнять упражнения со зрительным контролем над движением (перед зеркалом).

Показания:

1) Физические упражнения с активной коррекцией.

2) Пассивная коррекция (лечение положением).

3) Упражнения, вытягивающие позвоночник, на равновесие, с палкой, гантелями, на гимнастической стенке.

4) Рациональный режим статической нагрузки на позвоночник.

5) Элементы волейбола, баскетбола, лыжи, плавание (обязательно). РРРРРРРРррррРРРРРРрррппп

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ.

СУХОЙ БАССЕЙН.

Занятия в сухом бассейне развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие, способствует развитию моторики, развитию всех сенсорных систем, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В бассейне можно двигаться, ощущая постоянный массаж всего тела, стимулируя проприоцептивную и тактильную чувствительность. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений. Так, например,

-упражнения из и. п. сидя выполняют с целью укрепления мышц брюшного пресса, разгибателей спины и тазового дна, улучшения функции равновесия;

-упражнения из исходного положения, лежа на животе, укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно-моторные координации, стабилизируют правильное положение головы;

-упражнения из и. п. лежа на спине, укрепляют мышцы брюшного пресса, развивают способность ориентироваться в пространстве; упражнения из и. п. стоя формируют правильную осанку и своды стоп, тренируют опороспособность ног, функцию равновесия и координацию движений.

Кроме этого, разнообразная цветовая гамма шариков, заполняющих бассейн, создает положительный эмоциональный фон для проведения занятий.

Подбор упражнений в бассейне осуществляется индивидуально в зависимости от формы и степени тяжести заболевания.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛОВ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ.

Фитболы изготовляются из высокопрочного материала-ледрапластика. В технологии изготовления всех фитболов учтены такие особенности, как оптимальная упругость, эластичность материала, дезодорирующая отдушка, антистатические свойства, максимальная травмобезопасность. Выдерживает фитбол вес более 300 кг. Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм человека. Так, например, вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшается функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, повышаются защитные силы и сопротивляемость организма.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИТБОЛАХ.

1-й комплекс.

1. ИП – сидя на фитболе, руки к плечам. 1 – руки на фитбол; 2 – вернуться в ИП.

2. ИП – стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь. 1-2 – наклон вперед не сгибая ног, ладони на фитбол; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 5 раз).

3. ИП – сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе сбоку. 1-2 – правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол; 3-4 – вернуться в ИП. То же другой ногой. (Повторить 3 – 5 раз).

4. ИП – сидя на фитболе, руки на поясе. 1-2 – наклон вперед, рукой коснуться правой ноги; 3-4 – вернуться в ИП. То же в другую сторону. (Повторить 3-4 раза).

5. ИП – сидя на полу сидя спиной к фитболу, придерживая фитбол руками. 1-2 – согнуть ноги; 3-4 – выпрямить ноги. (Повторить 4-6 раз).

6. Подскоки с ноги на ногу вокруг футбола и ходьба на месте. Смена направлений.

7. Повторить упражнение 1.

2-й комплекс.

1. «Хлопок». ИП – стоя лицом к фитболу. 1-2 – руки через стороны вперед, хлопнуть, сказать: «Хлоп»; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 6 раз).

2. «Дотянись». ИП – сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе, сделать вдох. 1-2 – руки через стороны вверх, наклон вперед, коснуться носков – выдох; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 3-5 раз).

3. «Приседание». ИП – стоя лицом к фитболу. 1-2 – поднимая пятки и разводя колени, присесть, руки прямые на фитболе, спина прямая; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 6 раз).

4. «Поворот». ИП – спиной к фитболу, руки на пояс. 1-2 – поворот направо, правой рукой коснуться футбола; 3-4 – вернуться в ИП. То же влево. Ноги не сгибать, смотреть в сторону поворота. (Повторить 3-4 раза).

5. «Ноги врозь». ИП – сидя на полу, лицом к фитболу, ноги врозь, руки в упоре сзади.

1 – согнуть ноги ближе к себе; 2 – ноги врозь, не задевая футбола.

(Повторить 4-6 раз).

6. «Шаги и прыжки». ИП – стоя боком к фитболу. Сделать 10 – 12 шагов, не отрывая носков ног, прыжки вокруг футбола, ходьба на месте. (Повторить 3-4 раза).

РРРРРРРРррррРРРРРРрррппп

3. 1. 2. КОРРЕКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ.

Под плоскостопием понимают деформацию стопы, сопровождающуюся уплощением ее сводов. Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

Плоская стопа часто встречается у детей с умственной отсталостью, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить имеющиеся нарушения и принять профилактические меры.

Плоская стопа характеризуется опусканием продольного или поперечного свода, которое вызывает болезненные ощущения при ходьбе и стоянии, быструю утомляемость.

Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, поддерживающих свод стопы. Чаще плоскостопие встречается у соматически ослабленных и тучных детей, хотя природа его возникновения может быть разной. Различают плоскостопие врожденное, рахитическое, паралитическое, травматическое и самое распространенное – статическое.

Лечебная гимнастика является важнейшим методом лечения плоскостопия или его профилактики. При плоскостопии необходимо укреплять мышцы, сгибающие стопу и пальцы, и (особенно при плоско-вальгусной деформации стоп) мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутрь.

Формирование стопы и формирование осанки – единый взаимосвязанный процесс, обусловленный общими причинами и требующий к себе пристального внимания. Основой профилактики и коррекции нарушений являются физические упражнения, требующие систематического применения. Летом ходить босиком по траве, песку, гравию. В зимнее время укрепить мышцы ног можно с помощью ходьбы на лыжах. Массаж оказывает болеутоляющее действие, устраняет застойные явления в мышцах, укрепляет мускулатуру ног. Эффективность коррекционных упражнений повышается, если они сочетаются с рациональной общей двигательной активностью, гигиеническими мероприятиями, массажем и закаливанием.

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используются в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что делает возможность регулировать нагрузку определенных мышц голени и стопы. Сначала выполняются упражнения лежа и сидя.

В упражнениях используется спортивный инвентарь:

коврики с выпуклой поверхностью, массажные валики, массажные мячи разного диаметра, массажные кольца, гимнастические палки, лесенки, канат, скакалки.

ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ.

Диагностика продольного и поперечного плоскостопия состоит из данных:

а) анамнеза, где отмечается возраст учащегося, перенесенные заболевания, жалобы;

б) визуальной оценки стоп в нагрузке (стоя) и разгрузке (стоя на коленях на стуле со свободно свешенными стопами);

в) объективных методов оценки стоп – подометрии.

ПОДОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД – МЕТОД ФРИНДЛЯНДА.

С помощью линейки или циркуля определяется высота внутреннего продольного свода от бугристости ладьевидной кости до пола, когда ребенок стоит, ноги на ширине ступни, стопы параллельны.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ

МЫШЦ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ.

И. п. : стоя.

1. Сгибание – разгибание стопы (можно выполнять с отягощением – мешок с песком, с эластичным бинтом).

2. Перекаты стопы с пятки на носок – одновременно и попеременно.

3. Разнообразные движения пальцами стоп.

4. Поворот стопы на наружный край (супинация), сжимая пальцы.

5. Сводить и разводить пятки – носки прижаты к полу.

6. Сводить и разводить носки – пятки прижаты к полу.

7. Передвижение стоп с помощью пальцев – «Гусеница».

8. Круговое движение в голеностопном суставе – меняя направление движения.

9. Полуприседания и приседания на носках, а также скрестив ноги.

УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (ШИШКАМИ, ЖЕЛУДЯМИ, КАШТАНАМИ)

В И. П. : СИДЯ.

1. «Футбол». Ребенок водит желудь ногами.

2. «Переложи шишку». Сесть на пол, ноги согнуты, руками опираться сзади. Захватив шишку стопами, приподнять ее и переложить подальше от себя, выпрямляя ноги.

3. «Подними шишку ногами». Захватить ногами шишку, приподнять его, выпрямив ноги.

4. «Подкинь шишку». Сесть, вытянув ноги и опираясь сзади на предплечья. Захватив шишку ногами приподнять ее, подкинуть и попытаться поймать его.

После выполнения упражнений необходимо ребенку сделать массаж ног в течение 1-2 минут, а потом предложить ему полежать 2-3 минуты для расслабления.

Кроме того, в занятия включены лазание по канату и гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом между стоп, прыжки на носках, на одной и двух ногах одновременно, упражнения в балансировке, упражнения на специальных тренажерах для стоп и так далее.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся в школе систематически два раза в неделю, а дома ежедневно.

Метки: Физическая культура