Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Программа по лечебной физкультуре «Кинезотерапия» для учащихся 1-4 классов Ч. 4

Программа по лечебной физкультуре «Кинезотерапия» для учащихся 1-4 классов Ч. 4

3. 1. 1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.

В зависимости от характера заболевания подбираются средства, эффективно воздействующие на дыхательную функцию. Для улучшения дыхательной функции в комплекс включаются упражнения, усиливающие вдох.

Эти упражнения способствуют увеличению экскурсии грудной клетки и диафрагмы за счет усиления функции вспомогательных дыхательных мышц. С этой целью рекомендуются упражнения с равномерным медленным выдохом через рот, сложенный трубочкой, и звуковая гимнастика

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НОСОВОГО ДЫХАНИЯ.

  1. ИП – лежа на спине (сидя, стоя). Сделать глубокий вдох и продолжительный выдох.
  2. ИП – то же, сделать вдох на 4 счета и выдох.
  3. ИП – то же, повернуть кисти наружу с небольшим отведением рук в стороны и развертыванием плеч – вдох, вернуться в ИП – выдох.
  4. ИП – сидя руки на поясе, отвести локти назад – выдох. Вернуться в ИП – выдох.
  5. ИП – сидя (стоя), кисти рук на шее, отвести локти и голову назад – вдох. Вернуться в ИП – выдох.
  6. ИП – лежа на спине (сидя, стоя), подтянуть руки вверх через стороны – вдох. Вернуться в ИП – выдох.
  7. ИП – то же, руки вперед, в стороны – вдох. ИП – выдох.
  8. ИП – стоя, кисти рук к плечам, отвести сначала правый, затем левый локоть – вдох, вернуться в ИП – выдох.
  9. ИП – руки поднять вперед, вверх, назад, прогнуться – вдох, вернуться в ИП – выдох.
  10. ИП – стоя, руки вперед, медленно отвести их в стороны – назад, голову назад – вдох, скрестить руки на груди и наклониться вперед – выдох.
  11. ИП – медленный бег, при котором и вдох, и выдох выполняются на 4-6 шагов.
  12. ИП – стоя, кисти рук положить на плечи, на 4 счета делать вдох. ИП – выдох.

3. 1. 2. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет ребенку наиболее полную информацию об окружающем мире. Глаз является одним из самых драгоценных органов человека (он дает нам тысячи ощущений в минуту. Известно, что количество детей с пониженным зрением увеличивается, по мере перехода из класса в класс, и к окончанию школы более 30% школьников имеют различные нарушения органов зрения. У школьников с умственной отсталостью чаще всего встречается близорукость.

Установлено, что для сохранения зрения существенное значение имеют гигиенические условия проведения занятий, в частности, рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.

Учеными офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра ЛФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражнения для мышц глаза. Они предназначены для профилактики появления и прогрессирования нарушений зрения. Эти упражнения просты и доступны для школьников с умственной отсталостью, которые выполняются как на физкультурно-оздоровительных занятиях, так и в домашних условиях, которые выдаются в виде домашнего задания (Е. Т. Лильин, В. А. Доскин).

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ

РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ.

Эти упражнения расслабляют напряженные мышцы глаз и одновременно активизируют, «вливают новые силы» в нервные клетки сетчатки.

Исходная позиция: максимально удобное положение – сидя в пуфике с гранулами.

Последовательностьвыполнения 5-минутногокомплекса.

– Расслабиться, не напрягаться.

– Мягко, без усилий, не спеша выпрямить спину. Не сутулиться! (Позвоночник должен быть выпрямлен).

– Закрыть глаза, мягко сомкнув веки, не сжимая их.

– Верхнее веко без усилий и напряжения соприкасает­ся с нижним.

– Главное – расслабить веки.

– С закрытыми глазами «смотреть» прямо перед собой. Глаза не напрягать, расфокусировать.

– Шею не напрягать, выполнить легкие наклоны:

– вперед к груди 3 раза,

-назад запрокинуть 3 раза,

-к правому плечу 2 раза,

-к левому плечу 2 раза.

Улучшение зрения по методу У. Бейтса.

-Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он двигается: вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

-Встать у стены спортивного зала и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого угла зала в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторять 10-15 раз.

-Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения.

Выполнять 40 поворотов.

-Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза.

Повторить 40 раз.

-В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых.

Повторить 15 раз.

-Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свою руку.

Повторить 15 раз.

3. 1. 3. САМОМАССАЖ.

Самомассаж является гигиеническим средством, способствующим общему развитию тела, укрепляющим мышцы, суставы, средством повышения общей работоспособности и физического развития; он особенно необходим для умственно отсталых школьников.

Кожа с заложенными в ней сальными и потовыми железами, кровеносными сосудами и нервными окончаниями имеет огромное физиологическое значение как орган выделительной и регулирующей теплообмен, а также как орган, деятельность которого влияет на различные жизненные процессы в нашем организме. При этом самомассаж оказывает значительное влияние на кожный покров. Благодаря самомассажу, кожные кровеносные сосуды расширяются, кровообращение в коже улучшается, а следовательно, улучшается питание кожи и заложенных в ней желез. Самомассаж через рецепторный аппарат, заложенный в коже, влияет на

функцию коры головного мозга, а через нее и на различные органы и системы организма.

Самомассаж выполняется при помощи цилиндрических валиков, мячей-ежиков, колец-ежиков.

«НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АТРИСТ – САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ».

Методика проведения самомассажа ладоней с использованием цилиндрических валиков.

Это эффективный метод терапии, стимулирующее воздействие которого изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.

Движения, сочетаемые с речью.

ГЛАДЬ МОИ ЛАДОШКИ, ЕЖ!

– Берем массажный валик и проводим им по ладоням ребенка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:

Гладь мои ладошки, еж!

Ты колючий, ну и что ж!

Каждой ладошкой гладим вверх валика со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

3. 1. 6. ИГРЫ С ЭЛИМЕНТАМИ КОРРЕКЦИИ.

СОДЕРЖАНИЕ

КОРРЕКЦИОННО –

РАЗВИВАЮЩАЯ

НАПРАВЛЕННОСТЬ

«ЦАПЛЯ».

«Цапля» – водящий, а остальные «лягушки». Пока «цапля» спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу в одну сторону). Вдруг «цапля» просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос:

«ква», «ква». Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают нового водящего – «цаплю». «Цапля» передвигается только на прямых ногах с сохранением правильной осанки, а лягушки прыгают на корточках с прямой спиной.

«СОВУШКА».

На игровой площадке обозначается круг диаметром 1,5 м (или обруч), в котором сидит и дремлет «совушка». Взявшись за руки и образуя круг, дети идут боком приставными шагами и говорят:

«Ах, ты, совушка – сова,

Ты большая голова.

Ты на дереве сидишь.

Ночь летаешь, а днем спишь».

Подается команда: «День наступает, все оживает!» Игроки разбегаются по площадке, движениями и звуками, изображая птиц, зверей, мышей и т. п.

Подается команда: «Ночь наступает, все засыпает!» Дети замирают в определенной позе, демонстрируя красивую осанку, а «совушка» поднимается и внимательно осматривает игроков и уводит в свое гнездо тех, кто принял неправильную осанку, шевелится или смеется.

Через 5-6 секунд снова подается команда:

«День наступает, все оживает!»

Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется один человек, который объявляется победителем. В следующей игре он становится «совушкой».

  1. Укрепление и развитие кардиосистемы (сердечно – сосудстой и дыхательной).

«Дунем раз…».

Инвентарь: мячи для настольного тенниса по количеству участников.

Содержание игры: дети делятся на две команды, у каждого мяч для настольного тенниса. С линии старта первые в колоннах игроки ползут на четвереньках и, дуя на мяч, стараются докатить его до стены (или линии, находящейся в 6-8 м от линии старта). В это время игроки говорят хором: «Дунем раз, дунем два, дунем три, докатили до стены». Докатив шарик до стены, первые игроки бегом возвращаются к команде. Вторые, а затем третьи делают то же. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Коррекция и формирование правильной осанки.

Формирование правильной осанки, развитие быстроты реакции, внимания, координации элементарных движений, ловкость увертывания, быстроты зрительно – моторной реакции.

Формирование стереотипа правильной осанки, развитие связной устной речи, воображения, фантазии, расширение представлений о животном мире, развитие равновесия, быстроты двигательной реакции.

Развитие дыхательной мускулатуры, активизация выдоха, расширение словаря и ритмичности звукопроизношения, развитие способности управлять силой дыхательных движений для перемещения шарика в заданном направлении, координация движений и дыхания.

  1. Профилактика и коррекция плоскостопия.

«Зоопарк».

Содержание игры: Все играющие свободно располагаются на площадке, Ведущий называет зверя или насекомое, изображает его повадки, характерные движения, издаваемые звуки. Дети подражают: Аист – стойка на одной ноге, другая согнута в колене, руки на поясе. Слон – встать на четвереньки, шею и губы вытянуть вперед – «хобот». Пить воду – с шумом втягивать «хоботом» воздух. Побрызгать на себя водой – поднять голову и с шумом выдохнуть через зубы воздух справа и слева от себя. Медведь – ходьба на внешней стороне стопы с поджатыми пальцами, собирая шишки. Пингвин – ходьба на внутренней стороне, руки прижаты к туловищу, ладони отведены в сторону, произнося звуки «пи – пи». Кошка – стоя на четвереньках – выгибания туловища вверх и прогибание в грудном и поясничном отделах со сгибанием рук и мяуканьем. Лягушка – произвольные прыжки на двух ногах из упора присев с имитацией кваканья «ква – ква». Жук – прыжок со взмахом рук (крыльев) и тут же падение на спину, лапки согнуты и жужжит «ж-ж-ж».

Ведущий называет животное, а все дети его изображают. Отмечаются самые лучшие «звери»,

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Профилактика плоскостопия, формирование осанки, активизация внимания, памяти, речи, развитие элементарных движений, имитация поз, движений, звуков животных, птиц, развитие воображения и быстроты переключения с одного объекта на другой, активизация дыхания, развитие равновесия, ловкости.

  1. Развитие моторики мелких движений рук и пальцев.

«Фокусник».

Инвентарь: ленты длиной не менее 1 м по количеству играющих.

Содержание игры: Дети стоят парами, одной рукой держа партнера за руку, другой – за уголок ленту. По команде ведущего все вместе начинают считать по порядку цифры: 1, 2, 3 и т. д. , стараясь как можно быстрее спрятать ленту в кулак. Тот, кто собрал ленту в кулак, поднимает руку и запоминает цифру. Победителем считается тот, кто быстрее спрятал ленту и правильно запомнил цифру.

Варианты усложнения:

– увеличить длину ленты.

«Летающие носочки».

Инвентарь: носочек (или платочек).

Содержание игры: Дети сидят в кругу лицом в центр, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. По кругу пускается носочек. Каждый ребенок должен взять его пальцами ноги и перенести к ноге соседа.

Варианты усложнения:

– увеличить число носочков;

– увеличить расстояние между играющими;

– добавить совместное проговаривание речитатива:

«Я носочек возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю,

Ничего не зацеплю».

Развитие мелкой моторики пальцев рук, быстроты реакции, закрепление навыка порядкового счета, кратковременной памяти, формирование осанки.

Развитие мелкой моторики пальцев ног, быстроты реакции, слуховой памяти, ритмичности, профилактика плоскостопия.

  1. Коррекция и развитие сенсорной системы.
«Чудесный мешочек».

Инвентарь: матерчатый мешочек, 10 известных предметов.

Содержание игры: В присутствии детей положить в мешочек 10 предметов (игрушек). Дети по очереди опускают руку в мешочек, ощупывают один из предметов и называют его вслух. После этого вынимают предмет, сверяя правильность ответа.

Развитие тактильного восприятия, активизация памяти, развитие мелкой моторики, запоминание названия предметов, сопоставление тактильных ощущений.

  1. Развитие точности движений пространственной ориентировки.

«Падающий мяч».

Инвентарь: мяч.

Содержание игры: Дети становятся в круг, водящий в центре. Он бросает мяч вверх и называет имя одного из играющих. Тот должен выйти из круга и поймать мяч; если он не поймал мяч, то выбывает из игры.

Варианты усложнения:

– каждый ребенок выбирает и запоминает название предмета, относящегося к теме «Умываемся» – мыло, губка, зубная щетка и т. д. Водящий подбрасывает мяч, называя эти предметы, а дети ловят «свой» предмет.

Развитие быстроты реакции, пространственной ориентировки и точности ловли мяча, развитие памяти, концентрации внимания, закрепление знаний по социально – бытовой ориентировке, названию предметов.

  1. Развитие координации движений.
«Жмурки».

Инвентарь: повязка на глаза, обруч.

Содержание игры: Одному из играющих – «жмурки» дети завязывают повязкой глаза и вращают его несколько раз, а сами разбегаются; стараясь сохранить абсолютную тишину, «замирают» в произвольных позах. «Жмурка», прислушиваясь к малейшему шороху, старается поймать одного из играющих. Пойманный становится «жмуркой».

Развитие динамической координации, внимания при следящих движениях, ориентировки в пространстве, равновесия, регулирования эмоционального состояния, способность различать слабые звуки, управлять движением при отсутствии зрительного контроля.

3. 2. Планирование по лечебной физической культуре.

Месяц

Январь Февраль Март Апрель Май

Недели

1.

Коррекция и формирование правильной осанки.

1

1

1

1

2.

Формирование мышечного корсета.

1

1

3.

Укрепление и развитие сердечно-сосудистой системы.

1

1

4.

Профилактика и коррекция плоскостопия.

1

1

5.

Развитие мелкой моторики.

1

6.

Развитие пространственной ориентировки.

1

1

7.

Развитие координации движений.

1

8.

Коррекция и развитие сенсорной системы.

1

9.

Коррекция зрения

1

Итого:

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Г. А. Халемский, Ж. А. Лобанова, Т. И. Мартыненко, Г. В. Мухина Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки Методическое пособие – Санкт-Петербург,2001г.

2. Ростомашвили Л. Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей). / Под ред. Л. В. Шапковой. – СПБ. : Институт специальной педагогики и психологии, 2001.

3. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

4. Милюкова И. В. , Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при заболеваниях сердца. – М. : Изд-во Эксмо; СПб. : Сова, 2004.

5. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе:

Учебное пособие. – М. , 1997.

6. Потапчук А. А. , Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб. : – Речь, 2001.

7. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. Проф. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2001.

Метки: Физическая культура