Программа по лечебной физкультуре «Кинезотерапия» для учащихся 1-4 классов Ч. 4
Программа по лечебной физкультуре «Кинезотерапия» для учащихся 1-4 классов Ч. 4
3. 1. 1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.
В зависимости от характера заболевания подбираются средства, эффективно воздействующие на дыхательную функцию. Для улучшения дыхательной функции в комплекс включаются упражнения, усиливающие вдох.
Эти упражнения способствуют увеличению экскурсии грудной клетки и диафрагмы за счет усиления функции вспомогательных дыхательных мышц. С этой целью рекомендуются упражнения с равномерным медленным выдохом через рот, сложенный трубочкой, и звуковая гимнастика
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НОСОВОГО ДЫХАНИЯ.
- ИП – лежа на спине (сидя, стоя). Сделать глубокий вдох и продолжительный выдох.
- ИП – то же, сделать вдох на 4 счета и выдох.
- ИП – то же, повернуть кисти наружу с небольшим отведением рук в стороны и развертыванием плеч – вдох, вернуться в ИП – выдох.
- ИП – сидя руки на поясе, отвести локти назад – выдох. Вернуться в ИП – выдох.
- ИП – сидя (стоя), кисти рук на шее, отвести локти и голову назад – вдох. Вернуться в ИП – выдох.
- ИП – лежа на спине (сидя, стоя), подтянуть руки вверх через стороны – вдох. Вернуться в ИП – выдох.
- ИП – то же, руки вперед, в стороны – вдох. ИП – выдох.
- ИП – стоя, кисти рук к плечам, отвести сначала правый, затем левый локоть – вдох, вернуться в ИП – выдох.
- ИП – руки поднять вперед, вверх, назад, прогнуться – вдох, вернуться в ИП – выдох.
- ИП – стоя, руки вперед, медленно отвести их в стороны – назад, голову назад – вдох, скрестить руки на груди и наклониться вперед – выдох.
- ИП – медленный бег, при котором и вдох, и выдох выполняются на 4-6 шагов.
- ИП – стоя, кисти рук положить на плечи, на 4 счета делать вдох. ИП – выдох.
3. 1. 2. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет ребенку наиболее полную информацию об окружающем мире. Глаз является одним из самых драгоценных органов человека (он дает нам тысячи ощущений в минуту. Известно, что количество детей с пониженным зрением увеличивается, по мере перехода из класса в класс, и к окончанию школы более 30% школьников имеют различные нарушения органов зрения. У школьников с умственной отсталостью чаще всего встречается близорукость.
Установлено, что для сохранения зрения существенное значение имеют гигиенические условия проведения занятий, в частности, рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.
Учеными офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра ЛФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражнения для мышц глаза. Они предназначены для профилактики появления и прогрессирования нарушений зрения. Эти упражнения просты и доступны для школьников с умственной отсталостью, которые выполняются как на физкультурно-оздоровительных занятиях, так и в домашних условиях, которые выдаются в виде домашнего задания (Е. Т. Лильин, В. А. Доскин).
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ.
Эти упражнения расслабляют напряженные мышцы глаз и одновременно активизируют, «вливают новые силы» в нервные клетки сетчатки.
Исходная позиция: максимально удобное положение – сидя в пуфике с гранулами.
Последовательностьвыполнения 5-минутногокомплекса.
– Расслабиться, не напрягаться.
– Мягко, без усилий, не спеша выпрямить спину. Не сутулиться! (Позвоночник должен быть выпрямлен).
– Закрыть глаза, мягко сомкнув веки, не сжимая их.
– Верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним.
– Главное – расслабить веки.
– С закрытыми глазами «смотреть» прямо перед собой. Глаза не напрягать, расфокусировать.
– Шею не напрягать, выполнить легкие наклоны:
– вперед к груди 3 раза,
-назад запрокинуть 3 раза,
-к правому плечу 2 раза,
-к левому плечу 2 раза.
Улучшение зрения по методу У. Бейтса.
-Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он двигается: вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.
-Встать у стены спортивного зала и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого угла зала в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторять 10-15 раз.
-Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения.
Выполнять 40 поворотов.
-Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза.
Повторить 40 раз.
-В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых.
Повторить 15 раз.
-Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свою руку.
Повторить 15 раз.
3. 1. 3. САМОМАССАЖ.
Самомассаж является гигиеническим средством, способствующим общему развитию тела, укрепляющим мышцы, суставы, средством повышения общей работоспособности и физического развития; он особенно необходим для умственно отсталых школьников.
Кожа с заложенными в ней сальными и потовыми железами, кровеносными сосудами и нервными окончаниями имеет огромное физиологическое значение как орган выделительной и регулирующей теплообмен, а также как орган, деятельность которого влияет на различные жизненные процессы в нашем организме. При этом самомассаж оказывает значительное влияние на кожный покров. Благодаря самомассажу, кожные кровеносные сосуды расширяются, кровообращение в коже улучшается, а следовательно, улучшается питание кожи и заложенных в ней желез. Самомассаж через рецепторный аппарат, заложенный в коже, влияет на
функцию коры головного мозга, а через нее и на различные органы и системы организма.
Самомассаж выполняется при помощи цилиндрических валиков, мячей-ежиков, колец-ежиков.
«НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АТРИСТ – САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ».
Методика проведения самомассажа ладоней с использованием цилиндрических валиков.
Это эффективный метод терапии, стимулирующее воздействие которого изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.
Движения, сочетаемые с речью.
ГЛАДЬ МОИ ЛАДОШКИ, ЕЖ!
– Берем массажный валик и проводим им по ладоням ребенка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж!
Каждой ладошкой гладим вверх валика со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
3. 1. 6. ИГРЫ С ЭЛИМЕНТАМИ КОРРЕКЦИИ.
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
3. 2. Планирование по лечебной физической культуре.
Месяц | Январь Февраль Март Апрель Май | ||||||||||||||||
Недели | |||||||||||||||||
1. | Коррекция и формирование правильной осанки.
|
1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||
2. | Формирование мышечного корсета.
|
1 | 1 | ||||||||||||||
3. | Укрепление и развитие сердечно-сосудистой системы.
|
1 | 1 | ||||||||||||||
4. | Профилактика и коррекция плоскостопия.
|
1 | 1 | ||||||||||||||
5. | Развитие мелкой моторики.
|
1 | |||||||||||||||
6. | Развитие пространственной ориентировки.
|
1 | 1 | ||||||||||||||
7. | Развитие координации движений.
|
1 | |||||||||||||||
8. | Коррекция и развитие сенсорной системы.
|
1 | |||||||||||||||
9. | Коррекция зрения
|
1 | |||||||||||||||
Итого:
|
16 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г. А. Халемский, Ж. А. Лобанова, Т. И. Мартыненко, Г. В. Мухина Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки Методическое пособие – Санкт-Петербург,2001г.
2. Ростомашвили Л. Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей). / Под ред. Л. В. Шапковой. – СПБ. : Институт специальной педагогики и психологии, 2001.
3. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л. В. Шапковой. – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
4. Милюкова И. В. , Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при заболеваниях сердца. – М. : Изд-во Эксмо; СПб. : Сова, 2004.
5. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе:
Учебное пособие. – М. , 1997.
6. Потапчук А. А. , Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб. : – Речь, 2001.
7. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. Проф. С. П. Евсеева. – М. : Советский спорт, 2001.
Метки: Физическая культура