Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Организация внеклассной работы как фактор совершенствования физического воспитания учащихся

В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как:

  • ухудшение здоровья детей в процессе обучения;
  • недостаточная двигательная активность;
  • увеличение числа учащихся, имеющих вредные привычки;
  • отсутствие приоритета здорового образа жизни.

Актуальность опыта заключается в том, что только на двух уроках в неделю физической культуры нельзя решить проблему физического воспитания, получить физическую нагрузку, необходимую для полноценного развития растущего оргазма. Урок физической культуры, хотя и является основной формой занятий, физическими упражнениями обеспечивает 13 – 15% недельной двигательной активности учеников. Примерная норма двигательной активности учеников 5 – 8 классов составляет 10 – 12 часов в неделю. И только организация полноценной внеклассной работы по физической культуре поможет решить эту проблему.

Внеклассная работа по физической культуре позволяет учителю не только привить интерес к физической культуре и спорту, реализовать скрытые возможности каждого ученика, развить необходимые физические качества, но и призвана формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений, культуру поведения в коллективе, команде.

Дети, увлекающиеся спортом, вырабатывают чувство уверенности в себе, волю, успешно учатся в школе, а затем и в высших учебных заведениях, достойно служат в рядах Российской армии, участвовали в военных действиях, где физическая подготовленность порой становилась гарантией жизни.

I. Цели и задачи.

Внеклассное и общешкольное направление физического воспитания входит в систему внеурочных занятий школьников физическими упражнениями и направлены на решение педагогических задач. Имеет место своеобразие в организации внеурочных занятий. Школьнику предоставляется свобода выбора форм занятий по своему усмотрению. Они проводятся вне урочного расписания, в свободное для учащихся время.

В учебном плане школы на уроки физической культуры отводится ограниченное количество времени. Поэтому для физического совершенствования учащихся и их спортивной подготовки широко используются внеурочные формы занятий физическими упражнениями.

Внеурочные формы занятий школьников составляют особое содержание работы учителя физической культуры. Они способствуют более успешному решению общих задач физического воспитания, и в то же время имеют свои специфические особенности.

Такими задачами являются следующие:

  1. 1. Осуществлять неразрывную связь учебной и внеклассной работы.
  2. 2. Привить интерес к физической культуре и спорту, к профессии учителя физической культуры, тренера.
  3. 3. Побудить учащихся к активным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
  4. 4. Реализовать скрытые возможности каждого ученика.
  5. 5. развить необходимые физические качества.
  6. 6. достижение спортивных результатов учащимися на основе Единой спортивной классификации.
  7. 7. Привлечь к физическому воспитанию учащихся педагогический коллектив, родителей, общественные организации.

При этом должно быть осуществлено повышение здоровья школьников, разностороннее физическое развитие, достижение высокого уровня двигательной и физической подготовленности, нравственной воспитанности учеников, усвоение учениками гигиенических навыков занятий физическими упражнениями, правилами врачебно – педагогического контроля спортсмена.

Важным в решении задач физического воспитания школьников является обучение школьников умениям самостоятельно и систематически заниматься физическими упражнениями, формировать личный двигательный режим.

II. Обзор литературы по организации внеклассной работы

по физическому воспитанию учащихся.

В Законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте» отмечена необходимость непрерывности и последовательности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности.

Организация внеурочных форм занятий физическими упражнениями регулируется информационными материалами Мини­стерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения. К таким документам относятся школьная про­грамма по физическому воспитанию, программы по внеклассной спортивной работе, Положение о коллективе физической куль­туры, а также методические письма по организации процесса физического воспитания учащихся. При этом определяется, что систему взаимосвязанных форм организации физического вос­питания школьников составляют уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, обя­зательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы, спортивно-массовая работа по месту жительства, вне­школьная спортивная работа.

Действенность системы физического воспитания в школе обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры как ведущей формы занятий физическими упражне­ниями учащихся.

В организации двигательного режима ученика, класса, шко­лы большое значение имеют рациональный объем физкультур­но-оздоровительной и спортивно-массовой работы, широкое зов-лечение учащихся во внеурочные занятия физической культурой и спортом, туризмом. Внедрение физических упражнений в повседневную жизнь школьников, регулярное осуществление врачебно-педагогического контроля за здоровьем, физическим раз­витием и двигательной подготовленностью учащихся способ­ствуют полноценному решению задач физического воспитания. Комплексное воздействие на школьников различных форм занятий физическими упражнениями должно обеспечить вос­питание всесторонне развитых людей.

Основным организаци­онно-педагогическим принципом физического воспитания школьников является индивидуальное и дифференцированное применение средств физической культуры и спорта в занятиях с учащимися разного пола и возраста.

За организацию физического воспитания в школе несет от­ветственность директор. Он обеспечивает необходимые условия для физического воспитания школьников и осуществляет конт­роль за работой в этом направлении. На директора школы воз­лагается обязанность по организации регулярных медицинских осмотров учащихся.

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной ра­боте, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, учитель физической культуры, классные руко­водители и учителя, воспитатели групп (классов) продленного дня, выполняя свои служебные обязанности, информируют ди­ректора о выполненной работе, советуются о планах на будущее.

Для непосредственной организации физкультурно-оздоро­вительной работы в школе создается коллектив физической культуры, который действует согласно Положению о коллективе.

Коллектив физической культуры школы организует свою работу на основе ученического самоуправления, широкой творческой инициативы, самодеятельности учащихся в тесном контакте с врачом и общественными организациями.

Общую ответственность за организацию и работу коллектива физической культуры несет директор школы. Методическую помощь в деятельности коллектива обеспечивает учитель физической культуры, организатор внеклассной и внешкольной вос­питательной работы. Руководство работой коллектива осуществ­ляет совет коллектива, который избирается на общем собрании представителей классов. Совет избирает из своего состава пред­седателя, заместителя председателя, секретаря. При совете коллектива создаются комиссии по массовой физической куль­туре, по подготовке физкультурного актива, по пропаганде, хо­зяйственная и др.

Руководство комиссиями возлагается на чле­нов совета. В состав комиссий решением совета включается физ­культурный актив классов. Совет коллектива физической культуры отчитывается один раз в год перед общим собранием представителей классов.

План работы коллектива составляется с учетом планов рабо­ты школы.

Школьный коллектив физической культуры совместно с учи­телями призван содействовать воспитанию здоровых, всесторон­не развитых граждан российского общества.

Комиссии коллектива физической культуры выполняют свои функции в структуре его работы (Приложение 1).

Комиссия по подготовке общественных физкультурных кадров помогает учителю физической культуры готовить обществен­ных инструкторов, судей и физоргов для организации и прове­дения физкультурно-оздоровительных и спортивных меропри­ятий как в школе, так и по месту жительства учеников.

Комиссия по пропаганде физической культуры и спорта про­водит работу через стенную печать, школьное радио. Использу­ет для пропаганды спортивные праздники, показательные выс­тупления спортсменов. Она создает уголок (стенд) физической культуры, размещает иллюстрированные и другие материалы. Организует беседы о значении физической культуры и спорта, правилах гигиены, режиме дня, двигательной активности, при­влекая для этого педагогов, родителей учащихся, медицинский персонал школы.

Судейская комиссия обеспечивает судейство спортивных со­ревнований силами школьников и учителей. Помогает учителю физической культуры в определении результатов соревнований. Комиссия по подготовке документов к присвоению спортив­ных разрядов подготавливает необходимые материалы на осно­ве требований спортивной классификации. Хранит протоколы соревнований, оформляет рекорды школы.

Хозяйственная комиссия содействует благоустройству спортив­ных сооружений, обеспечивает сохранность спортивного обо­рудования и инвентаря.

 

Вместе с учителем физической культу­ры участвует в приобретении инвентаря для занятий, закупает спортивную форму для сборных команд школы. Разрабатывает спортивную эмблему школы, образцы спортивной формы, спортивный флаг.

Физкультурно-массовая комиссия помогает администрации школы, классным руководителям и учителям физической куль­туры в организации физкультурно-оздоровительных мероприя­тий в режиме учебного дня. Участвует в проведении гимнастики до уроков, подвижной перемены, Дней здоровья, в проведении ежедневных занятий физическими упражнениями в режиме про­дленного дня.

Комиссия по проведению школьной спартакиады и отдель­ных соревнований участвует в разработке положения о спарта­киаде (соревнованиях). Помогает учителю организовать занятия в спортивных секциях. Участвует в комплектовании команд клас­сов и школы.

Члены коллектива физической культуры школы (спортивно­го клуба) обязаны успешно сочетать учебу в школе с регулярны­ми занятиями физической культурой и спортом.

Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом призваны расширить и совершенствовать знания и дви­гательные умения, полученные школьниками на уроках, содей­ствовать их подготовке к сдаче учебных нормативов, повышать спортивные достижения на основе требований спортивной клас­сификации.

Система внеклассных занятий физическими упражнения­ми школьников может быть представлена следующим образом (Приложение 2).

Формы внеклассных занятий физической культурой и спортом: реализуются в кружке подвижных игр и в кружке фи­зической культуры, в группах общей физической подготовки, в спортивных секциях, обучение школьников плаванию, турис­тическая работа и др.

В процессе занятий физической культурой и спортом и со­ревнований из числа учащихся подготавливаются инструкторы и судьи по спорту.

Они широко привлекаются для проведения занятий в спортивных секциях баскетбола, волейбола, бадмин­тона, настольного тенниса, спортивных соревнований.

Приводим примерную программу подготовки юного судьи по спорту: 1. Развитие физической культуры и спорта в стране; 2. Виды и типы спортивных соревнований школьников, их орга­низация и проведение. Составление положения о соревновани­ях. 3. Методика проведения соревнований. 4. Правила соревно­ваний и их судейство, 5 Практика судейства. Семинар рассчитан на 12—16 часов. По аналогии можно составить программу под­готовки судей по волейболу, баскетболу, легкой атлетике и дру­гим видам спорта.

Хорошо подготовленный спортивный актив совместно с учи­телем физической культуры, общественными организациями должен участвовать в работе с детьми по месту жительства, в жилых кварталах микрорайона школы, в сельской местности.

1. Занятия в кружке подвижных игр и в кружке физической культуры. Подвижные игры являются прекрасным средством массовой внеклассной работы со школьниками. Ценность их заключается в том, что они не требуют специальной подготов­ки детей, доступны всем ученикам и знакомы по урокам физи­ческой культуры.

Занятия в кружке подвижных игр проводятся на доброволь­ных началах. Они могут быть организованы в зале, на площад­ке, в рекреации, в коридоре, классной комнате (во внеурочное время) 2—4 раза в неделю. Продолжительность игр – до 30—45 ми­нут для учащихся 1—2 классов и до 60 минут – для учеников 3— 4 классов. Количество занимающихся в группе 15—20 человек. Один человек избирается старостой. В его обязанности входит подготовка группы к занятиям, а также ведение учета посещае­мости. Он строит группу и докладывает о готовности к играм. В помощь руководителю кружка (это может быть учитель началь­ной школы или ученик старшего класса) для подготовки места занятий, мелкого инвентаря и его раздачи, судейства игр выде­ляются (по очереди) 1—2 дежурных.

Подготовка к проведению занятий заключается в планиро­вании игр на определенный отрезок времени (с целью решения задач физического воспитания), правильном выборе игр на оче­редное занятие, определении оборудования, инвентаря. Важно, чтобы была тщательно проведена подготовка мест для занятий. Следует учесть количество необходимых для игр мячей, булав, скакалок, гимнастических скамеек, палок, затем подготовить различные мелкие предметы: мел, свисток, веревочку, резинку для прыжков и др.

Содержание подвижных игр заимствуется из соответствую­щих пособий. Выбираются те игры, которые более всего знако­мы и интересны детям.

При выборе игр учитываются их образовательное, воспита­тельное и оздоровительное влияние, возможное количество иг­рающих, размеры помещения (площадки), а также время года, погода, температура окружающего воздуха.

На каждую игру составляется игровая карточка, выполнен­ная на плотной бумаге (картоне).

В одно занятие включается от 2 до 4 игр. Вначале дается про­стая игра малой подвижности, ставящая целью организацию группы, вовлечение занимающихся в игровую деятельность. За­тем проводятся игры средней и большой подвижности, более продолжительные по времени. Они наиболее нагрузочны для учащихся, эмоциональны и достаточно сложны (в зависимости от возраста) по характеру игровых действий. В заключение дает­ся игра на приведение организма занимающихся в более спокой­ное состояние, обеспечивающая снижение возбуждения и фи­зиологической нагрузки.

Во избежание резкого утомления детей делаются перерывы для отдыха, используемые для уточнения правил, объяснения но­вых вариантов игры, указаний, определения результатов, под­ведения итогов.

С учащимися 1—2 классов рекомендуется в начале занятий проводить простые игры, с несложными правилами. Широкое распространение могут иметь сюжетные игры, игры с речитати­вами, игры-хороводы, региональные игры.

 

Руководитель кружка должен воспитывать у детей честность в выполнении правил игры, чувство товарищества, коллекти­визм, организованность, способствовать развитию основных, жизненно необходимых движений человека: бега, прыжков, ме­таний, лазания, перелезания и др.

Объяснять игру следует образно, кратко, четко и точно с учетом словарного запаса учеников в сочетании с показом от­дельных игровых приемов.

Содержание игр для учащихся 3—4 классов является более сложным, с точки зрения выполнения правил и разнообразных двигательных действий. В этом возрасте используются команд­ные игры, подготовительные к спортивным, с выраженными элементами соперничества, соревнований. Судейство игр дол­жно быть всегда четким и объективным. Допущенные учеником ошибки следует терпеливо разъяснять, показывая пути правиль­ных действий.

Задачами игр являются дальнейшее совершенствование дви­гательных умений и навыков учеников в усложненных игровых условиях, развитие творчества, взаимопомощи, ответственнос­ти перед товарищами, командой. Подвижные игры, разученные в кружке, могут быть широко использованы на подвижных пе­ременах, при проведении часа и дня здоровья, в массовой части спартакиады школы, на празднике начала учебного года, на про­гулке.

Занятия в кружке физической культуры проводятся со 2-го класса и строятся на материале уроков физической культуры с широким включением подвижных игр. Они направлены на по­вышение двигательной активности учеников.

2. Занятия в группах общей физической подготовки (ОФП). Они направлены на разностороннее физическое развитие учеников, повышение уровня физической подготовленности и здоровья, выполнение нормативных требований программы, на ликвида­цию пробелов в знаниях учебного материала программы. Занятия строятся по типу уроков физической культуры и про­водятся во второй половине дня. Учитывая, что наполняемость группы не должна превышать 20 человек, при однородном со­ставе школьников физиологическая нагрузка на каждого ученика должна быть высокой.

3. Занятия в спортивных секциях. Занятия в спортивных сек­циях организуются после уроков и проводятся учителем физи­ческой культуры, старшими учениками (по спортивным играм), имеющими подготовку в объеме инструктора по спорту, и под контролем педагога. Работа строится на добровольном участии учеников в занятиях при их широкой самодеятельности под об­щим руководством школьного коллектива физической культу­ры. Различные вопросы функционирования секции должны ре­шаться и обеспечиваться самими школьниками посредством направляющих советов педагога.

В помощь учителю физической культуры на общем собрании спортивной секции избирают совет секции в количестве 3 чело­век. Члены совета выбирают председателя. В обязанности сове­та входят: организация систематических занятий, вовлечение новых членов в секцию, организация команд и выборы в них капитанов, подготовка команд к участию в соревнованиях, учет посещаемости занятий, определение команд-победителей и луч­ших спортсменов года, совершенствование спортивной базы, уход за оборудованием и инвентарем, организация медосмотров членов секции, контакты с классными руководителями и роди­телями учеников. Непосредственную помощь в работе секции могут оказать учащиеся ДЮСШ.

Для проведения занятий в спортивной секции ученики орга­низуются в группы по 15—20 человек в каждой соответственно спортивным достижениям, возрасту, физической подготовлен­ности: мальчики и девочки 3—4,5—6,7—8 классов, юноши и де­вушки 10—11 классов. Однако может иметь место и организа­ция занятий в смешанных возрастных группах школьников. В этом случае младшие ученики учатся у старших школьников.

Старшие помогают младшим ученикам овладеть спортивными действиями, делятся опытом участия в спортивных соревнова­ниях. С этой целью может быть организована экскурсия спорт­сменов на значительные спортивные соревнования. Учитель физической культуры (классный руководитель), давая поясне­ния ученикам (комментируя соревнования), на живом приме­ре обучает учащихся умению достойно соревноваться со спортивным противником.

В зависимости от вида спорта устанавливается начальный возраст для занятий в спортивных секциях. Тренировки прово­дятся на основе учебного плана работы секции 2—4 раза в неде­лю по расписанию. Это обеспечивает регулярную посещаемость занятий, постоянство состава группы, команды.

В настоящее время в школе составляется единое расписа­ние учебной и внеурочной работы с тем, чтобы полнее занять свободное время школьников интересной познавательной дея­тельностью, двигательными действиями в целях всестороннего развития.

Занятия в спортивной секции проводятся по специальным программам, одобренным Министерством образования и Спорт­комитетом, или на основе классификационной программы. Если по какой-либо причине программы нет, учитель физической культуры составляет ее самостоятельно. Существуют два спосо­ба построения учебного материала программы: концентричес­кий и линейный. При концентрическом способе построения учебного материала программы предполагается его повторяе­мость в усложненном виде на каждой следующей ступени обу­чения. При линейном построении учебного материала програм­мы каждая последующая часть материала является непосред­ственным продолжением предыдущих. Программа занятий в группах общей физической подготовки может быть построена концентрическим способом.

Материал программы надо рассчитать на школьный учебный год, разделив его на два периода: подготовительный и основной (соревновательный). В этом специфика спортивной трениров­ки учащихся общеобразовательной школы, так как в летнее вре­мя они уезжают в лагеря отдыха, на отдых с родителями, в сель­скую местность к старшим членам семьи. Календарные сроки каждого периода тренировки определяются, исходя из продол­жительности учебы детей в школе, а также участия школьников в общешкольных, районных, городских, областных соревнованиях.

В подготовительном периоде решаются задачи разносто­роннего физического развития занимающихся, их общей фи­зической подготовки, тренировки, развития физических ка­честв с учетом особенностей вида спорта.

В связи с этим опре­деляется количество занятий на плавание, беговую подготовку, прыжки, метание и др. В подготовительном периоде плани­руют знакомство с общими основами техники спортивных движений с некоторым акцентом спортивной специализации. Этим задачам подчинены содержание и методика тренировоч­ных уроков. Физиологическая нагрузка строится по нараста­ющей кривой со стабилизирующими периодами кратковре­менного «отдыха».

В основном (соревновательном) периоде осуществляется изу­чение и совершенствование техники спортивных движений. Главными задачами основного периода тренировки являются достижение занимающимися спортивной формы и достаточно высоких для своего возраста спортивных результатов, участие в соревнованиях, выполнение требований спортивной классифи­кации, получение (или повышение) спортивного разряда.

Перед соревнованиями нагрузка в занятиях со школьника­ми снижается. В дни соревнований рекомендуется выполнять бо­лее объемный комплекс упражнений утренней гимнастики и другие физические упражнения в режиме дня.

Важным условием тренировки школьника-спортсмена и его участия в соревнованиях является регулярное прохождение ме­дицинских осмотров. Каждый ученик, желающий вступить в спортивную секцию, должен посоветоваться с родителями и получить разрешение врача школы, учитывая при этом началь­ный возраст занятий спортом (Приложение 3).

Тренировочные уроки в спортивной секции строятся с уче­том общих педагогических требований с соблюдением доступ­ности, последовательности, постепенности, систематичности, индивидуализации и других принципов дидактики.

Частота и продолжительность тренировочных занятий зави­сят от возраста учеников. Для школьников 3—4 классов могут быть рекомендованы двухразовые занятия по 60 минут каждое. В конце первого года обучения проводятся трехразовые 45-ми­нутные тренировки. С 5-го класса двухразовые занятия прово­дятся продолжительностью 90 минут. С 7 класса продолжитель­ность одного занятия доходит до 120 минут.

В младшем возрасте преимущественное внимание на трени­ровках уделяется обучению двигательным действиям, а также основам тактики. В этом возрасте должны быть предусмотрены облегченные условия спортивных соревнований. Используется специальный спортивный инвентарь, изготовленный в школь­ных мастерских.

Предупреждение спортивного травматизма на тренировоч­ных уроках и спортивных соревнованиях должно быть постоян­ной заботой учителя физической культуры. Тренировочные за­нятия в спортивной секции должны давать учащимся высокую физиологическую нагрузку и соответствовать функциональным возможностям учеников. Педагогически недопустимо включать учеников в соревнования при недостаточной их подготовленно­сти, тем более нацеливать на высокий спортивный результат.

Участие в соревнованиях разрешается после соответствующей технической, тактической и психологической подготовки уче­ников, при появлении желания помериться силами со свер­стниками. Недопустима и узкая специализация школьников, начинающих заниматься спортом в каких-либо одних видах уп­ражнений. Тренировки должны быть построены на «многобор­ном» содержании учебного материала и носить разносторон­ний характер.

Тренировки юных спортсменов строятся на умении педагога сочетать возрастные особенности занимающихся с требовани­ями прогрессирующей спортивной подготовки от урока к уроку, от одного периода тренировки к другому, от одного года заня­тий к последующим годам подготовки. При этом строго учиты­ваются особенности занимающихся. К занятиям в секции допускаются все желающие заниматься спортом школьники. Отстранение от занятий из-за спортивной непригодности ученика недопустимо.

Выделяют три возрастных этапа в содержании тренировоч­ной работы с юными спортсменами (Приложение 4).

Спортивными секциями руководит учитель физической культуры. Он проводит тренировочные занятия, совместно с активом составляет команды спортсменов по видам спорта.

Представителем команды на спортивном соревновании вне школы является учитель.

Нравственное воспитание юных спортсменов осуществля­ется на основе демократических, общечеловеческих ценностей. Большое значение в подготовке школьника-спортсмена имеет авторитет учителя-тренера. Общий облик учителя, его внешний вид, культура, форма общения с учениками, манера держаться перед группой (командой), требовательность и доброжелатель­ность должны сочетаться с заботой о здоровье учеников, воспи­танием эстетической культуры занятий спортом.

Воспитание сознательного отношения к учению в школе, раз­витие познавательной и общественной активности учеников, гражданской ответственности и культуры поведения занимают большое место в тренировочном процессе. Необходимо помнить, что ученик-спортсмен должен воспитываться в коллективе де­тей, имеющих общие учебные и спортивные интересы. Решение воспитательных задач, формирование у школьников умения пра­вильно вести себя на тренировочных занятиях и соревнованиях, в школе, на улице, дома, в общении со сверстниками, воспита­ние умений выполнять общие правила культуры поведения – одна из главных сторон тренировочного процесса. Использованию учителем методов убеждения, личного примера в поведении на тренировке придается большое значение. Приводим тематику бесед тренера с юными спортсменами: «Спорт и труд», «Спорт и учеба», «О честности и справедливости», «О коллективной дис­циплине и самодисциплине», «О спортивной чести», «Спорт помогает дружить», «Спорт помогает закалять свою волю», «Что значит быть вежливым», «О режиме спортсмена», «О культуре поведения» и др.

4. Туристическая работа. Туристическая работа в ее разнооб­разных формах в школе как средство активного отдыха детей решает задачи формирования основ естественных движений че­ловека (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, перелезании, мета­ниях), приучает учащихся к интересным условиям походной жизни. Так как туристические походы и путешествия проходят на свежем воздухе в сочетании с активными формами передви­жения.

Они способствуют закаливанию организма школьников, повышению их сопротивляемости инфекционным заболевани­ям. Большие возможности раскрывает туризм в решении вос­питательных задач.

Таким образом, в педагогической работе со школьниками ту­ризм рассматривается как средство и метод физического воспи­тания. Как средство физического воспитания он направлен на широкую двигательную подготовку учащихся, на комплексное развитие физических качеств. Как метод физического воспита­ния, туризм (в многочисленных формах туристической работы) способствует полноценному решению общих задач физическо­го воспитания в разных возрастных группах школьников. По­этому туризм должен быть неотъемлемой частью процесса фи­зического воспитания в каждой школе.

При организации туристической работы в первую очередь не­обходимо изучить Инструкцию по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий с учащимися.

Для организации пешеходного туризма рекомендуется сле­дующая схема подготовки и проведения похода (Приложение 5).

6. Игры школьников «Зарница» и «Орленок». Они популяр­ны среди детей и так же, как туризм, способствуют приобрете­нию прикладных навыков в действиях на местности. Это необ­ходимо, особенно юношам. Подготовка учеников к играм «Зар­ница» и «Орленок» и их проведение описаны в соответствующей литературе.

Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные ме­роприятия проводятся с целью полноценного решения задач фи­зического воспитания, формирования здорового образа жизни школьников, повышения двигательной активности, спортивных достижений учеников и выполнения требований Единой Все­российской спортивной классификации.

Графическое изображение общешкольного направления фи­зического воспитания показано на рисунке (Приложение 6). .

Общее организационно-методическое обеспечение массовой физкультурной и спортивной работы на местах возлагается на органы народного образования, физкулыурно-спортивную орга­низацию «Юность России», которые направляют усилия коллек­тивов общеобразовательных школ иа улучшение постановки физического воспитания учащихся, развитие массовости и эф­фективности внеклассной и внешкольной физкультурной и спортивной работы (См. : Информационный сб. Министерства народного образования РСФСР. 1989, № 4. С. 30-31). Органи­затор внеклассной и внешкольной воспитательной работы не­сет служебную ответственность за проведение физкультурно – оздоровительных и спортивных мероприятий в школе. Непос­редственными ее исполнителями являются учащиеся и учителя физической культуры.

Формами общешкольной физкультурно-массовой и спортив­ной работы являются: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников «Веселые старты», массовые соревнова­ния «Старты надежд», разные внутришкольные соревнования, физкультурные праздники и др.

1. Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оз­доровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима учеников. В программу дня здоровья и спорта включают: 1) подвижные и спортивные игры; 2) соревнования по программе «Старты на­дежд»; 3) открытые старты на лучшего бегуна (короткие и сред­ние дистанции), прыгуна, метателя; 4) физкультурные и спортив­ные развлечения, аттракционы; 5) игры на местности, радиаль­ные туристические походы с местом сбора на школьной площадке; 6) показательные спортивные выступления.

Организуют дни здоровья и спорта один раз в месяц. Луч­шим временем является вторая половина дня в субботу или вос­кресенье. Ученики принимают активное участие в их подготов­ке и проведении. Школьный коллектив физической культуры назначает актив в помощь учителю физической культуры: инст­рукторов и судей по спорту, физоргов, членов совета коллектива физической культуры (комиссия по массовой физической куль­туре и комиссия по спортивным мероприятиям). Участвуют в этом деле все учителя школы.

Учителю физической культуры следует умело скоординировать всю работу актива в подготовке и проведении дня здоровья и спорта.

Возможен и другой вариант проведения дня здоровья и спорта. В этом случае на совете школы решается вопрос об уве­личении на один урок в день учебных занятий в школе. «Сэко­номленное» таким образом за неделю время отводится на про­ведение дня здоровья и спорта в любой день с утра.

День здоровья и спорта проводят одновременно для всех классов или отдельно для 1—4, 5—8, 9—11 классов. Продолжи­тельность его не должна превышать для учащихся начальной школы 3 часа, средних классов – 4 часа, старших классов – 4—5 часов. Необходимо, чтобы о проведении дня здоровья и спорта были своевременно оповещены учащиеся и учителя, родители учени­ков, общественные организации школьников. Важно при этом четко наладить взаимодействие работников школы в осуществ­лении намеченной программы. Нередко эту функцию берет на себя директор школы, используя мегафон или микрофон внутришкольного радио.

2. Соревнования «Веселые старты» способствуют широко­му привлечению младших школьников к занятиям подвижны­ми играми, различными физическими упражнениями (бег, прыжки, метания), содействуют активному отдыху учеников. Они проводятся в течение всего учебного года и организуются между командами одного класса, командами классов (напри­мер, три-четыре команды одного класса соревнуются с соот­ветствующим количеством команд другого, параллельного класса), между учениками 1—2, 3—4 классов. Могут соревно­ваться сборные команды 2—3 школ, близко расположенных друг от друга. Эти соревнования включаются в школьную спарта­киаду, в содержание праздника начала и окончания учебного года, проводятся в рамках программы дня здоровья. Важно, чтобы школьники, участвующие в соревнованиях «Веселые старты», хорошо знали правила подвижных игр, условия вы­полнения различных физических упражнений, были подготов­лены к проявлению физических качеств. Подготовка школь­ников осуществляется на уроках физической культуры, в про­цессе занятий в кружках.

Руководит соревнованиями школьный коллектив физичес­кой культуры. При этом действуют общие правилу проведения школьных спортивных соревнований.

3. Спортивные соревнования «Старты надежд». Спортивные соревнования организуются под девизом: «Чемпион школы», «Лучший спортсмен», «Команда—чемпион» (в возрастной груп­пе). Они проводятся с целью привлечения мальчиков и девочек, юношей и девушек к систематическим и результативным заня­тиям спортом.

Соревнования «Старты надежд» ставят задачей выявление чемпиона – спортивной личности ученика (команды учени­ков) и выделение его (их) как спортивно развитой здоровой особи человека.

Соревнования могут предусматривать выполнение упражне­ний, входящих в школьную программу по физической культуре. Учитываются традиции школы, возможности и интересы уча­щихся. Программу таких соревнований определяет физкультурно-спортивный актив класса, школы.

В соревнованиях принимают участие школьники, допущен­ные врачом к занятиям физической культурой. Ученики, отне­сенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, при­нимают участие в видах упражнений, разрешенных врачом. Школьники, освобожденные от уроков физической культуры и участия в соревнованиях, привлекаются к их организации и су­действу.

4. Общешкольные спортивные соревнования. Проводятся по упражнениям общей физической подготовке, видам спорта (классификационные соревнования), соревнования на первен­ство школы, соревнования школьной спартакиады. Они опре­деляют результативность занятий учеников физической культу­рой и спортом, стимулируют их дальнейшее физическое совер­шенствование.

Правильно подготовленные, хорошо проведенные спортив­ные соревнования в школе содействуют развитию интереса уче­ников к урокам физической культуры, занятиям физическими упражнениями дома, в спортивных секциях.

На каждое соревнование составляется положение о спортив­ных соревнованиях. Оно является главным документом, на ос­нове которого организуются соревнования. Положение содер­жит следующие разделы: 1. Цель, задачи и характер соревнова­ний. 2. Время и место проведения. 3. Участники соревнований. Сроки представления заявок на соревнования. 4. Руководство соревнованиями. 5. Программа. 6. Порядок и условия выявле­ния личных мест и команд победителей. 7. Награждение. 8. Фор­ма участников. 9. Документация соревнований. Положение под­готавливается советом коллектива физической культуры и утвер­ждается директором школы.

Школьные спортивные соревнования должны отвечать тре­бованиям массовости и проводиться при объективном и грамот­ном судействе. Следует тщательно подготавливать места прове­дения соревнований, украшать их лозунгами, плакатами, вым­пелами. На соревнованиях у учеников должно быть создано радостное, приподнятое настроение. Дети должны приходить на соревнования, как на праздник.

Для учащихся начальных классов продолжительность сорев­нований не должна превышать 1,5 часа, для средних школьни­ков – 2 часов и для старших учеников – 3 часов. С учениками 1 —4 классов соревнования проводятся один раз в два месяца. Для учеников 5-8 классов – один раз в полтора-два месяца. Для школьников старших классов – одно соревнование в месяц при условии полной готовности в нем участвовать.

Задачи, поставленные педагогом, определяют виды соревно­ваний в школе. Так, имеют место спортивные соревнования на первенство класса, параллельных классов, школы; отборочные, показательные, классификационные соревнования. Наиболее распространенными и массовыми являются соревнования по видам спорта, культивируемым в школе.

При проведении дней здоровья и спорта, открытии спарта­киады школы, праздника начала учебного года, на спортивном вечере проводят показательные соревнования (выступления), в которых принимают участие технически хорошо подготовлен­ные ученики, учащиеся ДЮСШ, команды школы.

По системе зачета соревнования бывают личные, лично-коман­дные, командные. Лично-командные и командные соревнования наиболее приемлемы для школы, так как дают возможность вы­явить как личный результат школьника-спортсмена, так и луч­шую команду, занявшую призовое место.

В школе могут проводиться закрытые соревнования (для уче­ников одной школы), открытые соревнования, в которых при­нимают участие ученики близлежащих школ, товарищеские со­ревнования между классами, сборными командами нескольких классов разных школ, матчевые встречи.

Весьма ответственными для школы являются контрольные соревнования по физической подготовленности учащихся. Они введены в практику работы школы в 1989 г. и направлены на по­вышение качества преподавания физической культуры, разви­тие внеурочной физкультурно-спортивной работы, усиление кон­троля за конечными результатами работы школы по физической подготовленности учеников. Разработаны и опубликованы усло­вия проведения соревнований, упражнения, нормативные требо­вания по физической подготовленности учащихся.

Контрольные соревнования проводят ежегодно в два эта­па. Первый этап – в ноябре-декабре учебного года, второй – в мае.

Из многообразия спортивных соревнований надо выбрать на учебный год наиболее приемлемые для школы и спланировать их в общем годовом плане работы по физическому воспитанию учащихся.

Школьная спартакиада по летним и зимним видам спорта является своеобразной формой проверки состояния физкультур­ной и спортивной работы коллектива физической культуры. Положение о спартакиаде тщательно готовится советом коллек­тива физической культуры и вывешивается для всеобщего обо­зрения. О сроках проведения отдельных соревнований спарта­киады оповещаются физорги класса, классные руководители. Спартакиада должна органически войти в общий план работы школы, планы классных руководителей, воспитателя группы (класса) продленного дня.

Популярными соревнованиями в школе являются соревнова­ния по программе «Шиповка юных» и «Президентские состязания».

5. Спортивные соревнования «Шиповка юных» способствуют
вовлечению школьников в систематические занятия легкой ат­летикой. В соревнования включают бег, прыжки, метания. Про­водят соревнования в классах и общешкольные. В городских (сельских) соревнованиях «Шиповка юных» участвуют лучшие команды школ. Проводятся также региональные соревнования и всероссийские – финальные.

Программа соревнований рассчитана на школьников 10— 15 лет. Проводится летнее и зимнее первенство.

Таблицы оценки соревнований «Шиповка юных» освеще­ны в периодической печати.

Разработан и опубликован физкультурно-спортивный комп­лекс «Шиповка юных», который содержит цели и задачи, орга­низацию подготовки и сдачу нормативов комплекса, ступени ком­плекса и программу, нормативы выполнения требований комп­лекса на значок, оформление результатов, вручение значков и удостоверений. Проводится Всероссийское летнее первенство4 по легкоатлетическому четырехборью клуба «Шиповка юных».

6. Президентские состязания. Проводятся в школе согласно Указу Президента Российской Федерации в целях массового при­влечения детей к занятиям физической культурой и спортом, фор­мирования здорового образа жизни и повышения социальной активности подрастающего поколения. Они входят в Президент­скую программу «Дети России» и состоят из тестовых испытаний по бегу, прыжку в длину с места, упражнения на силу, гибкость.

Об общей идее и условиях проведения Президентских состя­заний написано в методическом журнале.

7. На территории РФ в соответствии с постановлением кол­легии Минобразования России, президиума Российского сове­та физкультурно-спортивной организации «Юность России», ЦС РОСТО проводится смотр физической подготовленности уча­щейся молодежи.

На первом этапе в образовательных учреждениях проходят многотуровые лично-командные соревнования: внутри учебных групп, классов на первенство училищ, лицеев, техникумов, школ, гимназий.

На последующих этапах лучшие группы, классы и многобор­цы участвую в районных, городских и региональных соревнова­ниях. Финалы республиканских, краевых, областных смотров проходят в рамках спортивных праздников молодежи.

8. В 2003 году приказом Минобразования России утвержде­но новое Положение о Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиада проводится ежегодно по учебным предметам школь­ного обучения, в том числе и по физической культуре. Органи­зуется в пять этапов.

9. Спортивно-физкультурные праздники. Проводятся в разное время года с учениками объединенных классов. В программу праздника включают массовые гимнастические, ритмические выступления классов. Используют вольные упражнения (не­сложные по содержанию, но выразительные) с мячами, обруча­ми и другими предметами. Они выполняются под записанную на магнитную ленту музыку.

В состязания включают различные эстафеты, перетягива­ние каната, быстрый турнир по спортивным играм. Могут быть организованы показательные выступления школьников на гимнастических снарядах, по акробатике, художественной гимнастике.

Завершается праздник массовыми подвижными играми, в которых, помимо учеников, могут принять участие учителя, ро­дители учеников, затем следуют физкультурные развлечения и аттракционы.

В качестве разновидности спортивного праздника можно проводить спортивные вечера, посвященные знаменательным датам. На спортивно-физкультурном празднике проводят на­граждение лучших спортсменов школы, команд-победителей спортивных соревнований, физкультурного актива школы. В качестве почетных гостей праздника приглашают чемпионов, рекордсменов страны (республики), Олимпийских игр, ветера­нов спорта.

План проведения праздника: 1. Построение учеников по клас­сам (командам), торжественная линейка, подъем спортивного флага. 2. Парадный марш участников праздника. 3. Привет­ствие директора школы, почетных гостей. 4. Массовые гимна­стические выступления. 5. Эстафеты, спортивные соревнова­ния типа «кто быстрее», «кто выше», «кто дальше», «кто силь­нее», «кто выносливее». 6. Игры, спортивные и физкультурные развлечения.

Учителю физической культуры, работающему в сельской школе, необходимо учитывать особенности физического вос­питания учащихся в малокомплектной школе. При этом при­нимается во внимание, что определенное число школьников ходит в школу пешком 2—3 км в один конец. В весенне-осенний период они могут передвигаться на велосипедах, зимой – на лыжах. В связи с этим имеют место различия в физической подготовленности «местных» учеников и приходящих в школу издалека. Поэтому на занятиях физическими упражнениями тре­буется четкая дифференциация физической нагрузки.

Длительная ходьба в школу, передвижение на лыжах и вело­сипеде представляют собой циклические движения человека. Ежедневное выполнение их по необходимости утомляет учени­ков, вызывает нежелание школьников заниматься беговыми ви­дами легкой атлетики, лыжными гонками. В связи с этим детям могут быть широко рекомендованы для внеурочных занятий спортивные игры, гимнастика (спортивная, художественная, ак­робатика), прыжки, метания и другие ациклические упражнения.

Сельские школьники регулярно трудятся на приусадебном участке и достаточно приспособлены к физическому труду, про­должительной мышечной деятельности. У таких учеников вы­сокие показатели физического развития, особенно мышц пле­чевого пояса, что следует учитывать в физическом воспитании школьников.

Многие ученики по окончании учебного года участвуют в по­сильных сельскохозяйственных работах, находятся на полевых станах. Надо, чтобы занятия физическими упражнениями не прерывались с началом летних каникул, переносились в школь­ное сельскохозяйственное звено, бригаду.

Подготовленные в школе инструкторы по спорту должны организовать утреннюю гимнастику, занятия в спортивных секциях, командах, соревно­вания по игровым видам спорта.

В малокомплектной школе занятия в спортивных секциях проводятся с разновозрастными группами учеников. Девочки и мальчики занимаются в одной группе при условии дифферен­цированной дозировки нагрузки, наличия индивидуальных за­даний ученикам.

Соревнования по программе «Старты надежд» проходят меж­ду параллельными классами. Спартакиада в сельской малоком­плектной школе проводится даже при минимальном составе учеников и является праздником для всех учащихся.

10. Мама, папа, я – спортивная семья. Семейные физкультурно-спортивные развлекательные состязания, проводятся в од­ном или параллельных классах школы. В них участвуют совмес­тно дети и родители учеников. Команда-победитель соревнова­ний награждается большим, свежеиспеченным домашним тортом (пирогом). Участники соревнований после их заверше­ния за круглым столом участвуют в чаепитии из самовара.

 

III. Организационно – методическое обеспечение.

Внеклассная работа по физической культуре в нашей школе проводится на основании календарного плана спортивно – массовых мероприятий на учебный год (Приложение 7) и плана по организации физического воспитания учащихся (Приложение 8).

К работе с учащимися привлекается весь педагогический коллектив и родители. Организатор внеклассной и воспитательной работы, учителя начальных классов проводят подвижные перемены, соревнования для младших школьников «Весёлые старты», «Папа, мама, я – дружная семья». Подвижные игры на свежем воздухе проводятся в группах продлённого дня. Постоянно действуют спортивные кружки по баскетболу, волейболу, футболу, лёгкой атлетике, настольному теннису для среднего и старшего возраста.

В школе сложилась система соревнований, которые планируются с учётом календаря районных и областных соревнований. Традиционными и наиболее любимыми учениками стали «Весёлые старты для младших классов, посвящённые Дню защитника отечества, день бегуна, туристический слёт.

Совместно с администрацией сельского Совета ежегодно провожу районный турнир по волейболу, посвящённый окончанию Сталинградской битвы, куда приглашаются участники боёв под Сталинградом. Регулярными стали товарищеские встречи с учащимися школ района по волейболу, баскетболу.

Большое внимание уделяю организации совместной работы с хуторской молодёжью. Учащиеся с удовольствием посещают совместные тренировки со взрослыми волейболистами и футболистами. Наиболее подготовленные учащиеся выступают за взрослые команды на районных соревнованиях. Всё это позволяет юношам и девушкам совершенствовать своё спортивное мастерство.

Учащиеся школы регулярно принимают участие в районных и областных соревнованиях, товарищеских встречах и добиваются хороших результатов. Проведение полноценной внеклассной работы невозможно без соответствующей спортивной базы.

 

При помощи колхоза оборудован простейший стадион со стандартным футбольным полем и беговой дорожкой, проведён капитальный ремонт школьного спортивного зала. На средства, выделенные администрацией района и комитета по образованию, приобретён спортивный инвентарь и баскетбольная форма.

На базе школы работают группы детско-юношеской спортивной школы по общей физической подготовке и лёгкой атлетике.

При работе с юношами, постоянно напоминаю им, что они должны подготовиться к службе в армии, поэтому на занятиях уделяю больше внимания развитию выносливости, силовых качеств.

IV. Заключение.

Основной идеей опыта является через организацию внеклассной работы привить учащимся любовь к физической культуре и спорту, навыки самостоятельных занятий, здорового образа жизни, добиться высоких спортивных результатов, привить любовь к профессии учителя физической культуры, тренера.

За время проведения опыта в МОУ Клетско – Почтовской СОШ достигнуты следующие результаты:

  1. 1. По итогам работы за 2002 год коллектив физической культуры стал лауреатом областного смотра – конкурса на лучшую постановку физкультурно – массовой и спортивной работы и награждён кубком и грамотой областного спорткомитета.
  2. 2. Учащиеся имеют стопроцентную успеваемость по предмету Физическая культура.
  3. 3. На протяжении последних лет команды школы побеждают в районных соревнованиях по лёгкой атлетике, четырёх – борью «Шиповка юных», баскетболу, спартакиаде призывной молодёжи. Учащиеся школы успешно выступают в зональных и финальных соревнованиях областной Спартакиады школьников (Приложение 9).
  4. 4. Выпускники школы выбирают профессию учителя. Тренера по физической культуре и спорту (Приложение 10), продолжают заниматься любимыми видами спорта в высших и средних учебных заведениях. 

Коновалов Фёдор Ефимович

Метки: Физическая культура