Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Урок обобщающегося повторения для 7 класса

Урок обобщающегося повторения для 7 класса

Тема: Обобщающееся повторение.

Цель: активное повторение в игровой форме азов физики 7 класса.

Задачи урока:

Обучающая: обучение тому, как применять знания в новой ситуации, показать взаимосвязь физических законов и их использование в игрушках.

Развивающая: развитие естественного стремления учащихся выяснять причины окружающих их явлений, расширение кругозора учащихся.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности учащихся, уважительное отношение друг к другу.

ФИЗИКА! КАКАЯ ЕМКОСТЬ СЛОВА!

ФИЗИКА ДЛЯ НАС НЕ ПРОСТО ЗВУК.

ФИЗИКА ОСНОВА И ОПОРА

ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ НАУК.

План урока: 1. Оргмомент.

2. Разминка.

3. а) Назови и объясни.

б) Повторение тем: Строение вещества, Взаимодействие тел, Давление твердых, жидких, газообразных тел, Плавание тел.

в) Введение в такие темы как Механическая энергия, Простые механизмы.

4. Кроссворд.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов урока.

1. Класс делится на команды (4). За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Каждая команда подготовила свое домашнее задание, но к нему мы вернемся чуть позже. Вы видите, что на столе у вас лежат разные игрушки, многие из которых вы принесли сами. И сегодня мы с помощью этих простых всем известных игрушек повторим все то, что мы успели с вами изучить.

Но прежде давайте немного разомнемся с помощью физических загадок. Ответ загадки как-то связан связан с физикой. Правильный ответ приносит балл команде.

2. Разминка (отгадывание физических загадок).

А) На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед,

Нам погоду узнает. (барометр)

Б) Я под мышкой посижу,

И что делать укажу.

То ли положу в кровать,

То ли разрешу гулять. (термометр)

В) Две сестры качались

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. ( весы)

Г) То, как арбузы велики,

То, словно яблоки, мелки.

Они не могут говорить,

Но могут вес определить. (гири)

Д) И в огне не горит, и в воде не тонет. (лед)

Е) Всем поведает,

Хоть и без языка,

Когда будет ясно,

А когда облака. (барометр)

3. А) Назови и объясни.

Итак, ребята мы с вами вспомнили некоторые физические приборы, которые нам с вами встречались в этом году. Но ведь каждый из вас знает, что для того чтобы произвести измерения, просто взять прибор недостаточно. Что надо сделать прежде чем приступить к измерениям? Надо определить цену деления прибора, а для этого надо взять 2 больших деления, найти между ними разность и поделить на число маленьких штрихов, которые находятся между ними. Но если вы вспомните нашу лабораторную работу, где мы определяли объем, то у многих из вас получался разный результат, почему? Потому что у любого прибора есть погрешность измерений. А как найти погрешность? Она равна половине цены деления. Молодцы.

А теперь непосредственно перейдем к выполнению нашего задания. Я вам показываю прибор, а вы должны назвать прибор и его назначение. Показываю: термометр, мензурку, шар Паскаля, метр, манометр, секундомер, весы, динамометр. Термометр нужен для измерения температур, мензуркой измеряют объём тел, с помощью шара Паскаля демонстрируют закон Паскаля, метром измеряют длину пути или траекторию движения тел, манометр нужен для измерения давлений больших или меньших атмосферного, с помощью секундомера измеряют время, весами определяют массу тела, динамометром можно найти любую силу.

3 б. Но ведь помимо приборов мы с вами изучали физические величины, законы, явления. С чего мы начали изучать физику? Мы говорили о том, что такое физика, с какими науками она связана и из чего состоят все тела.

Давайте вспомним, из чего состоят все тела? Из молекул. А посмотрите на ваши столы и вы найдете предметы изготовленные из глины, пластмассы, пластилина, резины, железа. Из чего сделан слон, снеговик, машинка. Слон изготовлен из резины, снеговик из пластилина, машинка из железа. А что будет с машинкой, если ее сломать, а со снеговиком. Можно ли собрать эти игрушки без помощи, каких либо инструментов. Снеговика можно, потому что силы притяжения между молекулами велики, а машину нет, между молекулами железа существуют большие силы отталкивания.

Следующая тема о которой мы с вами говорили это « Взаимодействие тел» и здесь мы встретились с такими понятиями как механическое движение и его виды, скорость, путь, траектория движения, силы и их проявления в окружающем нас мире, инерция и инертность. И конечно здесь нам помогали разные движущиеся тела, такие как машинки разных видов, заводные механизмы, магниты и т. д.

Пожалуйста, ФИ ( ученика1), продемонстрируй нам механическое движение и дай ему определение с помощью своей машинки.

Следующий ученик(2) показывает разные виды движений и дает им определение.

3 ученик рассказывает о скорости тел.

4 ученик говорит о том, что надо сделать для наблюдения за движением.

А теперь давайте прокатим неваляшку на машинке и посмотрим, что с ней произойдет, если мы будем ее катить медленно и резко. И в этом мне поможет ученик(5). На машину поместим неваляшку, на некотором расстоянии поместим препятствие. Машина ударившись о препятствие остановится, а кукла продолжает движение и падает. В этом заключается явление инерции. А что такое инерция? Инерция это явление сохранение скорости тела. На этом принципе работают инерционные машинки, и о них нам расскажет ФИ ученика(6).

6 ученик. Принцип действия инерционной машинки заключается в том, что на задней или передней оси, соединяющей колеса, находится ряд шестеренок. Которые в свою очередб соединены с массивным цилиндром, который называется маховик. Маховик обладает большой массой, поэтому будет долго сохранять состояние движения, которое ему сообщили.

7 ученик, рассказывает о махомобилях. В Америке уже созданы настоящие автомобили, которые называются махомобили. Этим машинам не нужен бензин, они не загрезняют атмосферу выхлопными газами. В них есть небольшой электрический двигатель, который заряжается от аккумулятора и он в свою очередь заставляет двигаться маховик. Может быть и мы когда-нибудь будем перемещаться на таких машинах (фото таких машин).

Следующая тема которую мы свами изучали была « Давление твердых тел, жидкостей и газов». Здесь нам на помощи приходили савочки, лейки, брызгалки и конструкторы. Найдите на вашем столе танк и объясните зачем у него широкие гусеницы? Широкие гусеницы имеют большую площадь соприкасающихся поверхностей, а значит давление которое они будут оказывать на поверхность будет маленьким, и танк не будет проваливаться при своем движении. А теперь возьмите кубики и постройте дом который оказывает минимальное или максимальное давление на стол, задание для каждой команды указанно на карточке, которая находится под кубиками.

Мы с вами совсем недавно изучили тему « Сила Архимеда. Плавание тел» и здесь мы пользовались детскими игрушками для купания. Почему они плавают, нам расскажет ученик(8). Давайте посмотрим на игрушки в емкости с жидкостью, там находятся резиновые и пластмассовые игрушки, мячики, механические игрушки, а также специально туда опускаем тяжелые игрушки. Все знают, что на тела находящиеся в жидкости действует 2 силы и в зависимости от их величин, тела могут плавать внутри жидкости, всплывать, тонуть. Посмотрите на надувные и пластмассовые игрушки, они всплывают, потому что сила Архимеда больше силы тяжести. А если вы посмотрите на эту игрушку, то вы увидите, что она плавает внутри жидкости т. к. сила тяжести равна архимедовой силе. Ну и наша машинка утонула из-за того что сила Архимеда меньше силы тяжести. Спасибо. Кто еще может дополнить от чего зависит плавают тела или тонут? От плотности жидкости и тела. А давайте сейчас проделаем опыт с картошкой. У нас есть вода, емкость с картошкой, соль и палочка – мешалочка. Наша картофелина находится в банке с обычной водой, но мне очень срочно надо ее достать. Картошина утонула, ложки нет, что делать? Надо в банку добавить соли. Зачем? Для того чтобы изменить плотность жидкости и тела. Плотность воды из под крана 1г/м3, а картошины чуть больше1, а если мы добавим соли, то плотность соленой воды станет 1,03 г/м3. И наша картофелина всплывет. Значит мы можем сделать вывод, что если плотность жидкости меньше плотности тела, то тело тонет, а если наоборот, то оно всплывает. По этой же причине игрушки для купания делают из пластмассы и резины, а так же маленьких детей учат плавать на надувных кругах. Молодцы ребята,

3 в. А теперь посмотрите вот на эти игрушки (механические, заводные). Как вы думаете, каков их принцип работы? Они работают на изменение разных видов энергии, которую мы с вами будем изучать в конце учебного года. А почему открываются двери машинок (челюсти бегемота), мы тоже узнаем на уроках физики. Почему едет поезд и летает самолетик, даст нам ответ этот предмет.

4. Кроссворд.

Кроссворд 1. 1. Аппарат, предназначенный для дыхания человека под водой (акваланг). 2. Прибор для измерения пути (метр). 3. Прибор, измеряющий глубину (эхолот). 4. Аппарат, служащий для изучения морских глубин (батискаф). 5. Прибор, определяющий стороны света (компас). 6. Жидкое полезное ископаемое (нефть). 7. Метал красного цвета (медь). Слово по вертикали: Архимед.

Кроссворд 2. 1. Модель Земли (глобус). 2. Невероятно сильный ветер (ураган). 3. Вода в твердом состоянии (лёд). 4. Маленький промежуток времени (миг). 5. Великая русская река ( Волга). 6. Высочайшая вершина Земли (Эверест). 7. Последний месяц весны (май). Слово по вертикали: Галилей.

5. После того как вы отгадали кроссворды и получили зашифрованное слово, давайте перейдем к вашим домашним заданиям. Наши команды подготовили небольшие сообщения об Архимеде и Галилее ( слайды презентации).

6. Таким образом сегодня на уроке мы с вами вспомнили такие важные темы и понятия, как: строение веществ, давление, плавание тел, механическое движение и его характеристики, а так же вспомнили название приборов и их назначение, как найти цену деления и погрешность измерений. А также чуть-чуть заглянули вперед, для того чтобы было интересно изучать физику в дальнейшем.

7. Подведение итогов (подсчитываем заработанные баллы и выявляем команду победителя). Выставляем оценки за урок.

В. Н. Товпинец, ГБОУ СОШ 78, Санкт – Петербург

Метки: Физика