Урок по теме «Химическое действие света», 11 класс
Урок по теме «Химическое действие света», 11 класс
Цель урока: познакомить учащихся с применением химического действия света; развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение работать в группах; воспитывать гордость за своё Отечество.
Оборудование: учебники физики разных лет, справочники, компьютер, мультимедиапроектор, экспозиция фотоснимков.
Эпиграф урока:
…отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего…
Доминик Араго, французский физик
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя (слайд 1)
На прошлых уроках мы с вами изучали теорию фотоэффекта. Переносчик лучистой энергии – фотон, обладающий энергией hϑ. При попадании на вещество свет может оказывать и химическое действие. Энергия фотона видимого и ультрафиолетового диапазона излучений может расщепить молекулы. А это – химический процесс. Наиболее известные примеры такого светового действия – выцветание (ткани, обои, картины) и образование загара. Химическое действие света лежит и в основе фотографии. На прошлом уроке вы по группам получили задания. Я прошу выступить группу журналистов.
2. Выступление 1 группы (слайды 2, 3)
Химическое действие света проявляется в том, что существует целый ряд химических превращений, происходящих только под действием света. Химические реакции, протекающие под действием света, называют фотохимическими. Многие фотохимические реакции играют большую роль в природе и технике.
Важнейшие фотохимические реакции происходят в зеленых листьях деревьев и травы, в иглах хвои и во многих микроорганизмах. Листья поглощают из воздуха углекислый газ и расщепляют его молекулы на составные части: углерод и кислород.
3. Выступление 2 группы (слайд 4)
Мы расскажем вам об основных физико-химических процессах, происходящих при фотографировании.
Процесс фотографирования – освещение чувствительного фотослоя пластинки или пленки и её последующая химическая обработка.
Светочувствительный слой фотопластинки – кристаллики бромида серебра AgBr, внедренные в желатин. Под действием света происходит фотохимическая реакция разложения. Попадание световых квантов в кристаллик приводит к отрыву электронов от атома брома. Электроны захватываются ионами серебра, в кристаллике образуются нейтральные атомы. Распад молекулы происходит по схеме
где Ag* – энергетически возбужденный атом серебра. Вr+ – положительный ион брома, e- – электрон. Под действием проявителя бром растворяется, а оставшиеся атомы серебра дают негативное изображение. Металлическое серебро выделяется, образуя скрытое изображение.
4. С исторической справкой выступит 3 группа (слайд 5)
Эра фотографии началась 7 апреля 1839 года. В этот день французский физик Доминик Араго доложил Парижской академии наук о необычайном и удивительном изобретении Нисефора Ньепса и Луи Дагера – возможности фиксировать на плоских металлических листах оптическое изображение предмета.
Знаменитый русский художник Илья Репин был в эти годы в Париже. Все его знакомые были увлечены фотографией. Репин тоже решил попробовать. Фотоаппараты и операторы для фотографирования накрывались черным сукном. Илья Ефимович попытался снять знакомого. , но процесс ему очень не понравился: « Тут же задохнуться можно! Зачем выдумывать такой страшный аппарат, если гораздо проще нарисовать чудесный портрет!»
5. Выступление 4 группы (слайд 6)
Продолжим рассказ о появлении фотоснимка. Для получения кадра необходимо фотопластинку химически обработать: проявить, промыть, поместить в фиксаж (закрепить изображение), ещё раз промыть – и негативное изображение готово! Оно обратно реальному объекту по свету и теням. Наиболее засвеченные места фотопластинки чернеют больше, мало освещенные меньше. Место светлых участков занимают темные и наоборот.
Для получения фотоснимка пластину накладывают на фотобумагу и после освещения и аналогичной обработки получают позитивное изображение.
Слово «фотография» произошло от греческих «фото» – свет и «графо» – пишу, рисую. То есть фотография – рисование светом, светопись.
6. Выступление 5 группы (слайд 7)
На заседании Академии Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии. Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием всего народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию.
В России первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1808 – 1871). Это были фотограммы листьев растений. Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук в 1839 г. представлял собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире.
7. Закрепление
Разбор качественных задач. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. – М. : Просвещение, 1972
∙ 1692. Можно ли фотографировать предметы в совершенно темной комнате? (Можно в ультрафиолетовых или инфракрасных лучах)
∙ 1693. Почему фотоснимки проявляют при красном освещении? (Красный свет не действует на фотоэ-мульсию малой чувствительности)
∙ 1694. Почему перекись водорода сохраняют в склянках из железного стекла? (Лучи, близкие к фиолето-вому концу спектра, химически более активны, они хуже проходят через желтое стекло)
∙ 1696. Почему на снимках, сделанных в инфракрасных лучах, зеленая растительность получается белой? (Зеленая растительность не поглощает инфракрасных лучей, а отражает и рассеивает их)
8. Заключительное слово учителя (слайд 8,9 )
Как только не называют XX век – и веком атома и веком космоса, а еще генетики, химии и т. д. И мало кто задумывается над тем, какую роль в достижениях всех этих наук сыграла фотография, а ведь сейчас без нее исследователи не могут ступить и шагу. Не только исследователи, но и деятели искусств – ведь в основе кинематографа тоже лежит фотография, да и полиграфические технологии без нее не возможны. Современная фотография находит все большее применение в науке, технике и повседневной жизни. А ведь начиналось все довольно скромно, можно сказать, на бытовом уровне и невозможно было предположить, насколько широко будут возможности использования фотографического метода. С помощью фотографии били получены снимки планет, изображения живой клетки и кристаллической решетки минералов, изображения элементарных частиц, составляющих атом.
Фотография сочетает в себе оптику, точную механику и тонкую химическую
технологию, а со стороны технической и художественной – теорию композиции,
эстетику и теорию восприятия.
Межу тем надо заметить, что фотография стала еще и очень перспективным рынком: на сегодня этот бизнес считается одним из самых прибыльных. Он стоит на четвертом месте в мировой табели о рангах, обгоняя по доходности книгоиздание, туризм и даже автомобильную промышленность.
Литература.
1)Краткий справочник фотолюбителя. – М. : Искусство, 1984
2. Азбука фотографии. – М. :Искусство, 1990
3. Тихомирова С. А. , Яворский Б. М. Физика. 11 кл. – М. : школьная пресса, 2000
4. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. – М. : Просвещение, 1972
http://www. physbook. ru/index. php/A. _%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5
http://fotki. yandex. ru/search/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/users/astra297/view/521727?page=2&;how=week&type=image
http://www. tmcistudio. com. ua/tags/%F4%EE%F2%EE%E3%F0%E0%F4/
http://referat. resurs. kz/ref/himicheskoe-deystvie-sveta-fotografiya/1/
http://www. all-fizika. com/files/s_20090912171254. jpg
http://img-fotki. yandex. ru/get/5013/52999134. 18/0_660b3_4041f4c3_XL
http://www. konkyrent. ru/uploads/posts/2011-08/1314770923_2. jpg
О. Р. Турова, МКОУ Солнцевская СОШ, с. Солнцевка, Исилькульский р-н, Омская область
Метки: Физика