Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Влияние физических явлений на организм человека, ч. 2

Влияние физических явлений на организм человека, ч. 2

Глава 6. Влияние цвета на психику человека.

Глаз человека различает цветовые волны с длиной волны от 400-700 нм (нанометров) 700 – инфракрасные лучи, наш глаз не различает.

Такое нарушение цветоощущения было описано ученым Дальтоном, у которого были такие изменения.

Типы дальтонизма:

1. красноспелые (не видят красный цвет, вместо красного – серый)

2. синеспелые

3. зеленоспелые

4. полная ахроматия (черно – белое зрение)

Новорожденные дети не различают цвета. К двум месяцам видят красный. Кроме того у них дальнозоркость, поэтому слишком близко к лицу не рекомендуется наклоняться, нельзя очень близко вешать погремушки. Нормализуется зрение примерно к двум годам.

Требование к светоцветовому оформлению.

Наиболее благоприятное влияние на зрение и ЦНС оказывают зеленый и голубой цвета. Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека, Вызывают хорошее настроение. Темные же тона, насыщенные оттенки цвета угнетают, вызывают подавленное состояние. Красный и желтый цвета возбуждают и активизируют ЦНС.

Цвет также связан и со слухом. При шуме усиливается функция зрительных рецепторов, и поэтому интенсивнее становится и восприятие зеленого цвета, а повышенное восприятие зеленого цвета в известной степени «покрывает» шум. При слушании мягких звуковых тонов оранжевый цвет кажется светлее и желтее, чем в тишине. При мрачных угрюмых звуках красный цвет воспринимается темнее.

Правильное применение цвета позволяет изменять настроение человека, затрагивает весь его телесно-духовный организм. Поэтому в оформлении интерьера надо исходить из законов цветовой динамики, учитывать, что своей цветосветовой средой интерьер создает определенные впечатления, влияет на ощущения и настроение человека. Влияние цвета на психическое состояние должно непременно учитываться при организации пространства жизнедеятельности ребенка.

Использование цвета – один из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность работы кабинета школьного психолога. Для выбора цветовой гаммы оформления КШП можно обратиться к «естественному цветовому кругу» Гёте (учение Гёте о цвете).

Все цвета оцениваются следующим образом:

1. Основные цвета – желтый, синий, красный из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета;

2. Составные цвета первой степени – цвета, полученные смешиванием двух основных цветов (Приложение 1);

3. Составные цвета второй степени, образованные смешением составных цветов первой степени.

«Естественный цветовой круг» Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета – желтый, синий и красный. В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний треугольник, по вершинам которого располагаются составные цвета первой степени. На таком круге на противоположных точках будут взаимно противостоять два цвета. Они называются противоположными, или дополнительными цветами. Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты воздействия. Составные цвета производят иное впечатление, чем цвета их составляющие. Так составной цвет из синего и зеленого не успокаивает. Он скорее вызывает чувство неуверенности и беспокойства, и наши глаза бессознательно ищут компенсирующий оранжево-красный цвет как естественный дополнительный. Эти эффекты влияния цвета на состояние психики можно использовать при планировании территориального пространства кабинета в зависимости от задач работы. Например, в ситуации семейного консультирования зон ожидания и консультативную зону желательно оформить в цветовом решении как пространство, обеспечивающее относительный покой, настроенность на диалог, свободное общение. Поэтому не следует использовать насыщенные оттенки красно-оранжевого цвета, не рекомендуется также создавать резкие цветовые контрасты в восприятии. Цветовое решение зоны должно быть выдержано в основных тонах.

Если организуются занятия по игротерапии, пространство оформляется с применением насыщенных тонов, иногда резко контрастирующих. Допустимо смещение основных тонов, применение составных цветов первой и второй степеней. Важно учитывать, что в помещении с хорошей акустикой при музыкальном сопровождении и звучные тона (оранжево-красные) усиливают.

Цветовой климат – важная составная часть организации деятельности специализированного кабинета детского психолога. Цветовое решение интерьера можно изменить при помощи специальных технических приспособлений – светофильтров, светорегуляторов, цветодинамического панно, цветных подвижных перегородок для перепланировки пространства. Целесообразно иметь специальную цветосветовую программу, сопровождающую занятия с детьми.

Влияние цвета на психику человека.

Человеческий организм реагирует на цвет, т. е. цвет влияет на психику человека.

Желтый цвет – светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение. Фиолетовый и синий – неуверенность, сумрачность. Голубой цвет мы воспринимаем как легкий небесный цвет. Светлая зелень кажется легкой, воздушной и наоборот, болотно-зеленый цвет мягким и тяжелым. Зеленый цвет успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать. Коричневый цвет воспринимается более жестким и землистым по сравнению с чистым оранжевым. Красный цвет выражает силу, активность. Активные цвета – желтый и красный – всегда имеют перевес над пассивными – синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный остаются в памяти гораздо глубже.

Глубже этих свойств красная как акцент предпочтительнее зеленого или синего, которые не бросаются в глаза. В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, т. к. глаза не утомляются ярким цветом. И от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота. Цветопсихологические исследования показали, что люди отдают предпочтения тому или иному цвету в зависимости от возраста. В раннем возрасте дети предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки – розовый.

В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом в начале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому. После 12 лет любимый цвет – синий. Часто возбужденный ребенок после того, как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Оранжево-желтый цвет более чем синий способствует сосредоточенности внимания. Доску по возможности не красить в черный цвет, а лучше в темно-зеленый или темно-синий цвет.

Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.

Возраст

Предпочтение цвета

Цвет, вызывающий отрицательное отношение

Преобладающее психическое состояние

4 – 10

Красный, пурпурный, розовый, бирюзовый

Черный, темно-коричневый, серый

Пребывание в мире сказок

11 – 12

Зеленый, желтый, красный

Оливковый, пастельный, зеленый, лиловый

Преобладание чувственного восприятия мира

13 – 16

Ультрамарин, оранжевый, зеленый

Фиолетовый, лиловый

Рациональный подход к восприятию мира, развития самосознания

17 – 19

Красно-оранжевый

Пурпурный, розовый

Инстинктивно направленное восприятие мира

Глава 7. Хромотерапия.

Хромотерапия – наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна приписывалось мистическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Причем воздействие их на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это знать и учитывать в своей работе.

Помимо зрительных образов глаз выполняет важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделом центральной нервной системы. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретает определенные химические свойства и может быть использована в медицине. Красный, стимулирующий цвет тонизирует, синий успокаивает нервы, пурпурный очищает кровь, устраняет болезни печени.

Педагогам, психологам, врачам и родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.

Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. В обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.

Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические, и физиологические процессы снижает настроение людей.

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.

Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение. Поэтому когда человек утомлен, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцветовую среду – к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде. Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений при ослабленном зрении.

Крупнейший русский невропатолог В. М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие к тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие, розовый тонизирует при подавленном состоянии, а желтый цвет, цвет радости и покоя нейтрализует негативные действия.

По данным французского ученого Фере, при облучении кисти человека различными лучами меняется сила сжатия кисти: под действием оранжевого цвета она увеличивалась в 1,5 раза, а красного – в 2 раза по сравнению с обычными условиями. Немецкий психоневролог Гольштейн установил, что если человека с завязанными глазами облучить красным светом, он стремится развести руки; при освещении синим, – свести, объяснение этому факту найти трудно. Возможно, что этот феномен связан с различной степенью активации красным и синим цветом особых двигательных структур мозга, относящихся к экстапирамидно-церебральному комплексу.

Ученые заметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение, в результате чего может прийти оптимальное решение волнующей проблемы.

Камни бывают, полезны не только при лечении заболеваний, но и при соматической ослабленности человека, когда требуется пополнение энергии. Установив, что ослаблено, хромо – или литотерапевт советует носить камень, цвет которого соответствует ослабленной чакре. Даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, а также ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект, особенно чувствительным людям. Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны широко использоваться для сохранения и укрепления здоровья.

Свет и цвет жизни.

Без света нет жизни. А свет состоит из нескольких цветов. Гармония цвета действует на нас так же, как гармония музыки. Цвета и цветовые комбинации оживляют, вдохновляют, лечат, а бывает; обостряют недуги.

Свет и цвета дают нам жизнь. Понаблюдайте сами, как часто в повседневной жизни какой-либо цвет преобразуется в принимаемые нами решения, в испытываемые нами чувства. Как часто наша реакция определяется цветом одежды собеседника, наше поведение –окраской интерьера. В рассуждениях о цветах зодиака имеется ввиду цвет того знака, в котором как раз в это время находится луна. Проверьте свои ощущения и выберите одежду сегодняшнего знака.

Красный цвет – Луна в фазе Весов, Скорпиона и Девы. Красный цвет области таза воздействует на копчик и возбуждает творческую, земную энергию, страстность и склонность к спонтанным действиям, поэтому им нужно пользоваться осторожно. Красный цвет активизирует функции печени и способствует выработке красных кровяных телец. Красный цвет очищает и обеззараживает, уровень адреналина в крови поднимается, исчезают сонливость и вялость, он полезен при простудах, но вреден при воспалениях. Он не подходит легко возбудимым людям. Зимой одежда красного цвета поможет легче пережить самые холодные дни.

Оранжевый цвет – Луна в знаке Девы и Весов. Оранжевый цвет внушает оптимизм и надежность, пробуждает уверенность в себе.

Боязливым людям полезно носить оранжевое, однако не одеваться в этот цвет с головы до ног – избыток оранжевого способствует возникновению зависимости от других. Оранжевый цвет – это цвет области живота, поясничного отдела позвоночника, селезенки и верхней части бедра. Положительное воздействие, особенно в фазе Девы, оранжевый цвет оказывает при проблемах с кожей и пищеварением. Он возбуждает аппетит, поэтому полезен при истощении. Оранжевый цвет теплотворен, помогает расслабиться и снять напряжение.

Желтый цвет – Луна в знаке Весов, Скорпиона и Стрельца. Это цвет духовных, аналитических сил, цвет разума. Желтый цвет оказывает успокаивающее воздействие, снимает душевную и нервную усталость; он поможет выйти из депрессии, поднять настроение, особенно если присутствует в одежде.

Желтый цвет – цвет области желудка и нижней части бедра. он способствует выделению желудочного сока, помогает при расстройствах пищеварения и вялости кишечника, успокаивающе воздействует на селезенку, полезен при заболеваниях печени, активизирует лимфатическую систему. Не следует использовать желтый цвет при повышенной температуре, острых воспалительных процессах, учащенном сердцебиении.

Зеленый цвет – Луна в знаках Рака, Льва и Козерога. Он уравновешивает и нейтрализует; это цвет надежды, гармонии, выздоровления и природной зрелости. Зеленый цвет – цвет груди, сердца и коленей. Он воздействует на гипофиз и регулирует тем самым обмен веществ. Он способствует равновесию между печенью и селезенкой, регенерации мышц и соединительной ткани. Зеленый цвет благотворно и успокаивающе влияет на зрение.

Голубой цвет – Луна в знаках Тельца, Близнецов, Рака и Водолея. Это цвет творческой энергии, глубокого понимания, веры и самоотдачи. Голубой цвет – цвет плечевого пояса, шеи, голени и лодыжки. Он полезен при лихорадке и в целом действует охлаждающе, поэтому помогает при ожогах. Красить стены в рабочем помещении в голубой цвет не рекомендуется даже в комбинации с более теплыми цветами. Тот, кто много общается с людьми, защищен от негативного психологического воздействия, если в его одежде присутствует голубой цвет. Голубой цвет успокаивает и открывает путь творческим идеям без всякого влияния извне.

Фиолетовый цвет – Луна в знаках Овна, Тельца и Рыб. Это цвет интуитивного познания, глубокого восприятия и скромности. Фиолетовый цвет воздействует на глаза, нос и уши, стимулирует селезенку и вместе с ней иммунную систему, способствует очищению крови и притупляет аппетит. Успокаивающе действует на представителей творческих профессий, так как снижает нервную восприимчивость.

Белый, собственно говоря, не является цветом, поскольку соединяет в себе все другие цвета. Тот, кто носит белое, оказывается открытым перед всеми внешними воздействиями. Белые стены нейтральны, они укрощают и успокаивают. Солнечный свет белый, так как скрывает в себе все цвета. Кратковременные солнечные ванны (приблизительно на десять минут ежедневно) дадут вашему телу возможность извлечь все необходимые для него колебания из цветового спектра Солнца. Тот, Кто во время болезни пользуется белым постельным бельем и белой пижамой, тот легче впитывает целительные колебания и цвета, необходимые для выздоровления. Поэтому белый цвет весьма уместен для окраски больничных стен и для белья, наряду с красивыми, внушающими оптимизм картинами.

Черный цвет – это не цвет. Черное поглощает все цвета и колебания. Одной из основных причин выбора черного цвета для траура является, по-видимому, тот факт, что он отделяет человека от мыслей и колебаний окружающей среды, но при этом не ослабляет. Люди, предпочитающие черную или темно-серую одежду, посылают, таким образом, сообщение: «Мне нужен душевный покой» или «Оставьте меня в покое стресс и без того велик». При цветовой лечебной медитации нужно выбирать цвета верхней части туловища, даже если нарушения связаны с нижней частью. Если цвета верхней половины достигают равновесия, то оно автоматически распространяется и на нижнюю. Никогда не концентрируйтесь на одном цвете, а мысленно проходите все цвета тела.

Глава 8. Зависимость цвета с датой рождения и именем человека.

У некоторых ученых есть рекомендации «Цветная неделя», т. е. есть продукты, носить одежду по дням недели: Понедельник – красный; Вторник – оранжевый; Среда – желтый; Четверг – зеленый; Пятница – голубой, синий; Суббота – белый; Воскресенье – фиолетовый.

Существует предположение, что есть зависимость между датой рождения, именем человека, насыщенностью его ауры и каким-либо цветом. Если какого-то цвета мало – можно восполнить одеждой, обстановкой и так далее.

Определение цвета по имени

1. Написать свое имя и отчество

Юлия Николаевна

5 4 16 6137416361

г з к с скжфзксжск

2. Подсчитать

красный – 4 синий – 4

оранжевый– нет фиолетовый – 1

желтый – 2 розовый – нет

зеленый – 2 золотой – нет

голубой – 1

3. Можно добавить значение по дате рождения.

2 6. 10. 1 9 8 9

оранжевый синий красный красный золотой розовый золотой

Сложим:

оранжевый = 0+1=1 синий = 4+1=5 красный = 4+2=6 золотой = 0+2=2 розовый = 0+1=1

желтый = 2+0=2 зеленый = 2+0=2 голубой = 1+0=1 фиолетовый = 1+0=1

4. Подводим итог.

Больше – красный, синий.

Значит, нужны – оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый.

Определение цвета соответствующего вашей ауре.

Приготовьте маятник (небольшую бусинку на нитке). Напишите свою фамилию на листочке на расстоянии ближе 3 см. и соответствующих 7 цветов радуги.

Держим рукой маятник над строчкой спокойно. Если маятник начал вращаться или качаться по часовой стрелке – это и есть ваш цвет, т. е. нужно больше вещей именно такого цвета.

Аура человека

Свинцово-серый: приземленность, отсутствие воображения.

Серовато-зеленый: лживость, двоедушие.

Коричнево-серый: депрессия.

Розоватый: скромность, бескорыстие, благородство, мягкость.

Серебристый: подвижность, гибкость, умение противостоять житейским невзгодам. Люди с преобладанием серебристого в ауре обычно обладают крайне не постоянным характером, склонны к частой перемене решений.

Светло-коричневый: практичность.

Серо-коричневый: эгоизм.

Коричневый: алчность.

Практическое применение.

№1 Рекомендации модельерам о цвете школьной формы.

Сейчас вводят единую форму, но модельерам нужно учитывать влияние цвета на организм человека. И я посоветовала бы им следующее:

– Для детей начальных классов – одежду желтого цвета, так как желтый цвет – светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение, цвет разума успокаивает и поднимает настроение, а так же способствует концентрации внимания. Поэтому класс, в котором ученики будут носить одежду желтого цвета, будет дружнее и интеллектуально развиты. При этом необязательно, чтобы вся одежда была желтого цвета, она может сочетаться с другими цветами, но этот цвет должен преобладать.

– Для учащихся 5,6,7,8 классов предлагаю носить форму голубого цвета, в сочетании с другими. Голубой цвет хорошо действует на щитовидную железу, а сейчас примерно 1/3 людей страдают заболеваниями щитовидной железы. Голубой цвет успокаивает и открывает путь творческим идеям.

– Старшеклассникам и выпускникам – одежду черного цвета в сочетании с белым. Ученик в черной одежде выглядит очень солидно и как деловой человек. Черный цвет оказывает отрицательное действие на организм, поэтому должен обязательно присутствовать белый цвет компенсации.

№2 Рекомендации учителям по оформлению школьного кабинета.

– Классная доска должна быть обязательно зеленого цвета, для того, чтобы ученики сконцентрировались на уроке, этот цвет хорошо влияет на зрение и не угнетает.

Действие на организм

Лечение болезней

Красный

Повышает иммунитет, ускоряет кровообращение, учащает пульс, дыхание, выносливость, обмен веществ, половое влечение.

Гипотония (пониженное кровяное давление), вирусные заболевания, болезни почек, близорукость и др.

Оранжевый

Омолаживает, стимулирует деятельность половых желез, повышает аппетит, мышечную силу, стимулирует все железы внутренней секреции.

Заболевания дыхательных путей, гипотония, анемия, заболевания глаз, железы внутренней секреции (например, – щитовидную).

Желтый

стимулирует работу желудочно-кишечного тракта.

Лечит диабет, болезни печени, глаз, аллергию.

Зеленый

Стабилизирует эмоции, снимает спазм сосудов, бронхов, понижает давление.

Гипертония, болезни сердца, неврозы, остеохондроз, бессонница, близорукость, глаукома (повышенное глазное давление).

Голубой

Успокаивает, обладает бактерицидным действием.

Воспалительные процессы бактериального происхождения (бронхит, ларингит), кожные заболевания. Хорошо действует на щитовидную железу.

Синий

На Востоке – женский цвет (цвет мудрости, умиротворения). Успокаивающее действие. Обладает бактерицидным действием, противораковое действие.

Мигрень (головная боль). Ревматизм, эпилепсия, близорукость, катаракта, воспалительные заболевания дыхательных путей.

Фиолетовый.

Омолаживает организм, нормализует работу желез внутренней секреции. Успокаивающее действие.

Психические расстройства. Атеросклероз, сотрясение мозга.

Белый.

Приводит все функции организма в норму.

Повышает силу, энергию, нормализует работу центральной нервной системы.

У некоторых ученых есть рекомендации «Цветная неделя», т. е. есть продукты, носить одежду по дням недели: Понедельник – Красный; Вторник – Оранжевый; Среда – Желтый; Четверг – Зеленый; Пятница – Голубой, Синий; Суббота – Белый; Воскресенье – Фиолетовый.

– В классе должен преобладать желтый и оранжевый цвет т. к. эти цвета теплотворны, помогают снять напряжение и сосредоточить внимание ученика.

– Кабинет школьного психолога должен быть обязательно окрашен в светло зеленый цвет – для снятия напряжения.

№3. Рекомендации родителям.

– Я предлагаю мнение некоторых ученых, носить одежду по дням недели: Понедельник – красный; вторник – оранжевый; среда – желтый; четверг – зеленый; пятница – голубой, синий; суббота – белый; воскресенье – фиолетовый.

– Желательно, чтобы дети были одеты по дням недели.

– Правильно оформлять детскую, гостиную, спальню и рабочий кабинет.

– детскую – сочетание голубого, зеленого и желтого;

– гостиную – в более яркие тона;

– спальню в голубой цвет для спокойного, хорошего сна;

– рабочий кабинет – в зеленый или оранжевый.

№4. Рекомендации врачам:

– При назначении лекарственных препаратов для лечения;

– заболевания, необходимо рекомендовать нужный цвет;

– расширять знания о цвете пациентам.

№5. Рекомендации ученикам:

– знать зависимость цвета и организма;

– учитывать действие цвета при покупке школьных принадлежностей;

– научиться определять зависимость между датой рождения, именем человека, насыщенности его ауры и цветом.

Приложения

Лечение цветом.

Красный

1.

А

И

С

Ъ

Оранжевый

2.

Б

Й

Т

Ы

Желтый

3.

В

К

У

Ь

Зеленый

4.

Г

Л

Ф

Э

Голубой

5.

Д

М

Х

Ю

Синий

6.

Е

Н

Ц

Я

Фиолетовый

7.

Ё

О

Ч

Розовый

8.

Ж

П

Ш

Золотой

9.

З

Р

Щ

Литература

1. Болотова А. Е. «С чего начинать школьному психологу», Москва

2. Борисенков М. П. «Как влияет музыка на обмен веществ?», Ж. Экологическое образование 2001, № 4

3. Т. А. Высоцкая. «Будем учиться жизни» стр. 22-28 г. Чита 2001.

4. Вязовец Н. В. «Профилактическое значение функциональной музыки в стрессовой ситуации у студентов» Ж. Клиническая медицина, 2003 №3

5. С. Т. Исмаилова «Энциклопедия для детей», геология том 4 стр90-98 М: Аванта

6. И. Г. Кирилова «Книга для чтения по физике» стр. 110-115 М: Просвещение 2001г.

7. А. Б. Колдобский «Ионизирующие излучения», «Биологическое воздействие» М: Чистые пруды 2005г.

8. Лысенко Ю. Н. , Никольский И. Д. «Оптимизация функционального состояния организма путем использования музыкальных средств» Ж. Гигиена труда и профессиональных заболеваний, № 2, 2000

9. Митровская В. Н. , Гринева И. М. «Музыка в комплексном лечении больных с начальными проявлениями нарушения кровоснабжения мозга» Ж. Врачебное дело, 1999 № 9

10. Я. И. Перельман «Занимательная физика» книга 2 М: Триада 1999г. Стр. 169-171.

11. И. А. Павлов «Магнитотерапия» М. 2003г.

12. Пономарева О. Н. , Тюрина О. А. , Федорова Т. М. «Звук – как экологический фактор» 2001, №

13. Скибенко В. В. «Определение уровня шума, воздействующего на учащегося в школе» Ж. Экологическое образование, 2000, № 1

14. Тюрин М. Н. «Текстильные обои как защита от шума» Ж. Физика в школе, № 3, 2004

15. Устинова Я. В. «Шумазащита от транспортных средств» Ж. Физика в школе, № 4, 2003

16. Шушарджан С. В. «Музыкальная терапия: история и перспективы» Ж. Клиническая медицина № 3, 2000

17. Газета ЗОЖ №24, 2006г. стр. 32

18. Журнал «Физика в школе» №5 2005г. стр. 20-22.

19. Журнал «Медицина и здоровье» №4 2000г. стр. . 37-39, №8 2005г. стр. 47

20. Журнал «Биология в школе» №7 2006г. стр. 8-12.

21. Медицинский календарь. Москва, Издательский дом

И. В. Федотова, МОУ "Новоорловская СОШ", г. п. Новоорловск, Агинский район, Забайкальский край

Метки: Физика