Физико-математическая игра: «Сто к одному», ( для 9-х классов)
Физико-математическая игра: «Сто к одному», ( для 9-х классов)
Сегодня мы собрались, для того, чтобы провести интересную игру
«Сто к одному». Правила игры:
В игре принимают участие 2 команды игроков по 5 человек (один из них капитан команды). Название командам дается по фамилиям ученых (1-физиков, 2– математиков)).
1тур-одиночная игра (командам присваиваются очки, которые они наберут при открывании карточки, на которой совпал ответ с ответом игрока).
2 тур – двойная игра (очки умножаются на 2)
3 тур – тройная игра (очки умножаются на 3)
4 тур – игра наоборот
Большая игра ( 2 участника от команды победителя должны набрать в сумме 200 очков).
Представление команд и участников команд капитаном.
К столу приглашаются капитаны команд.
Сегодняшняя программа посвящается замечательным наукам, которые вы изучаете в школе: математике и физике. Это важные науки. Как говорят « Математика – царица всех наук» или
« Математику только за тем учить надо, что она ум в порядок приводит». Физика – это фундаментальная наука о природе, которая изучает простейшие и вместе с тем наиболее общие свойс– тва материального мира. А математика помогает ей в этом.
Физика и математика древнейшие науки, которые начали развиваться еще до нашей эры. Итак, первый вопрос одинарной игры: Назовите древних ученых математиков и физиков.
1. Архимед – 21
2. Пифагор-19
3. Эвклид-16
4. Аристотель-14
5. Декарт-10
6. Ньютон – 9
Величайшим математиком и физиком древности был Архимед
( 287-212 г. г. до нашей эры). Он родился в Сиракузах (Сицилия). Его отец был астрономом, был близок к кругам царского двора. Архимед работал в качестве инженера – механика и занимался в основном конструированием военных машин и строительством укреплений необходимых для обороны родины. До нас дошли следующие труды Архимеда:
v Квадратура параболы (в нем Архимед находит площадь сегмента параболы),
v О шаре и цилиндре (здесь публикуются впервые полученные оригинальные результаты относительно объема шара и цилиндра),
v О спиралях (Архимед описывает спираль, как линию, описываемую точкой, равномерно движущейся по прямой, в свою очередь вращающейся вокруг одной своей точки),
v О коноидах и сфероидах (в настоящее время – пораболоид и гиперболоид вращения),
v О равновесии плоских фигур (Архимед доказывает, что центром тяжести равнобедренного треугольника является точка пересечения его медиан, находит центр тяжести параллелограмма, трапеции, излагает доказательство равновесия рычага),
v Эфод (в этой работе выводятся некоторые теоремы, находятся объемы тел),
v Измерение круга
v О плавающих телах
v Псаммит (исчисление песчинок)
Архимед был творцом науки, он развивал наряду с теоретической математикой и практическую, прикладную науку, применяя математику к физике, механике и астрономии. Недаром еще в 18 веке Лейбниц писал « Кто погружается в сочинения Архимеда, тот меньше удивляется новым открытиям».
2 тур (двойная игра – все очки удваиваются).
Исаак Ньютон (4 января 1643г. , Вулсторп, близ Грантема, графство Линкольншир, Англия-31 марта 1727г. Лондон. Похоронен в Вестминстерском аббатстве), английский физик, математик, астроном, создатель классической механики, член и президент лондонского королевского общества. Фундаментальные труды – « Математические начала натуральной философии»(1687),
« Оптика» (1704). Разработал дифференциальное и интегральное исчисления. Построил зеркальный телескоп. Был директором Монетного двора. Занимался хронологией древних царств. Сформулировал законы классической механики, в которых выявил закономерности движения тел.
Вопрос: Назовите один из видов движения.
1. Равномерное 19
2. Неравномерное 17
3. Прямолинейное 16
4. Криволинейное 13
5. По окружности 9
6. Равноускоренное 7
3 тур – тройная игра.
Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать и вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений изучаются, начиная с начальных классов. Все эти правила не были выдуманы или открыты каким-то одним человеком. Арифметика возникла из повседневной практики, из жизненных нужд людей в их трудовой деятельности. Арифметика развивалась медленно и долго. Еще в самые отдаленные времена людям приходилось считать различные предметы, с которыми они встречались в повседневной жизни. Было время, когда человек умел считать только до двух. Число два связывалось с органами зрения и слуха и вообще с конкретной парой предметов: «глаза» у индийцев, «крылья» у тибетцев означало тоже «два». Если предметов было больше двух, то говорили просто «много». Лишь постепенно человек научился считать до трех, затем, до пяти, десяти и так далее.
Внимание вопрос третьим игрокам команд:
Какие системы нумерации вы знаете?
1. Римская 25
2. Арабская 20
3. Двоичная 15
4. Алфавитная 8
5. Индийская 6
6. Узелковая 2
( Цифры, которыми мы пишем, называются арабскими, но арабы позаимствовали их у индийцев, поэтому правильнее их было бы называть индийскими).
4 тур – игра наоборот.
В физике, математике, геометрии нередко приходится измерять. Как сказал великий ученый Г. Галилей: « Надо измерять измеримое и сделать измеримым то, что еще не поддается измерению». Но для того, чтобы выполнять построение геометрических фигур и выполнять измерения в физике, необходимы инструменты. Назовите самый непопулярный ответ (на обдумывание 20 секунд).
1. линейка – 15
2. циркуль – 30
3. транспортир – 60
4. рейсшина – 120
5. скафис – 180
6. астролябия -240
Большая игра: Команда победитель предоставляет двух участников. Им необходимо набрать вдвоем 200 очков. Если вы набираете, то учителя физики и математики всем участникам команды ставят по своим предметам 5 баллов. Один из участников удаляется вместе с ассистентом. С другим участником, мы остаемся и отвечаем на вопросы. (Один член команды остается с ведущим, второй – уходит). На ответы дается 15 секунд.
1. Назовите летательный аппарат
v Самолет – 28
v Вертолет – 26
v Ракета – 19
v Аэроплан – 13
v Летающая тарелка – 7
v Воздушный шар – 6
v Ковер-самолет – 1
2. Назовите геометрическую фигуру, у которой четыре стороны
v Четырехугольник – 30
v Квадрат – 26
v Прямоугольник – 21
v Ромб – 10
v Параллелограмм -7
v Трапеция – 5
v Многоугольник -3
3. Назовите силы, существующие в природе.
v Всемирного тяготения -34
v Тяжести – 28
v Трения-23
v Архимеда – 8
v Упругости-6
v Вес – 1
4. Назовите функцию, которые вы изучали на алгебре.
v Линейная – 30
v Прямая пропорциональность– 25
v Обратная пропорциональность– 20
v Квадратичная– 10
v Кубическая – 8
v У=√Х – 4
v Тригонометрическая -3
5. Назовите единицу измерения времени.
v Секунда-34
v Минута-18
v Час-16
v Мгновение-9
v Сутки-7
v Год-6
v Месяц-2
6. Назовите приборы, служащие для увеличения.
v Очки-17
v Линза-15
v Микроскоп-14
v Телескоп-13
v Бинокль-12
v Монокль-10
v Лупа-8
v Диапроектор-6
v Эпипроектор-5
А теперь подсчитаем, сколько вам удалось заработать. Открыть ответы, которые совпали. Мы ждем второго игрока. Посмотрите на доску, ваш товарищ набрал ______очков. Вам придется ответить на те же самые вопросы, на которые отвечал предыдущий игрок. Если ваш ответ совпадет с ответом предыдущего игрока, то услышите звуковой сигнал и, вам придется дать новый ответ. Сколько очков вам нужно набрать?
Приступаем.
Заключительная часть: награждение победителей.
Назовите древних ученых математиков и физиков.
1. Архимед – 21
2. Пифагор-19
3. Эвклид-16
4. Аристотель-14
5. Декарт-10
6. Ньютон – 9
Вопрос: Назовите один из видов движения.
1. Равномерное 19
2. Неравномерное 17
3. Прямолинейное 16
4. Криволинейное 13
5. По окружности 9
6. Равноускоренное 7
Внимание вопрос третьим игрокам команд:
Какие системы нумерации вы знаете?
1. Римская 25
2. Арабская 20
3. Двоичная 15
4. Алфавитная 8
5. Индийская 6
6. Узелковая 2
Для того, чтобы выполнять построение геометрических фигур и выполнять измерения в физике, необходимы инструменты. Назовите самый непопулярный ответ (на обдумывание 20 секунд).
1. линейка – 15
2. циркуль – 30
3. транспортир – 60
4. рейсшина – 120
5. скафис – 180
6. астролябия -240
1. Назовите летательный аппарат
v Самолет – 28
v Вертолет – 26
v Ракета – 19
v Аэроплан – 13
v Летающая тарелка – 7
v Воздушный шар – 6
v Ковер-самолет – 1
2. Назовите геометрическую фигуру, у которой четыре стороны
v Четырехугольник – 30
v Квадрат – 26
v Прямоугольник – 21
v Ромб – 10
v Параллелограмм -7
v Трапеция – 5
v Многоугольник -3
3. Назовите силы, существующие в природе.
v Всемирного тяготения -34
v Тяжести – 28
v Трения-23
v Архимеда – 8
v Упругости-6
v Вес – 1
4. Назовите функцию, которые вы изучали на алгебре.
v Линейная – 30
v Прямая пропорциональность– 25
v Обратная пропорциональность– 20
v Квадратичная– 10
v Кубическая – 8
v У=√Х – 4
v Тригонометрическая -3
5. Назовите единицу измерения времени.
v Секунда-34
v Минута-18
v Час-16
v Мгновение-9
v Сутки-7
v Год-6
v Месяц-2
6. Назовите приборы, служащие для увеличения.
v Очки-17
v Линза-15
v Микроскоп-14
v Телескоп-13
v Бинокль-12
v Монокль-10
v Лупа-8
v Диапроектор-6
v Эпипроектор-5
Ответы
1. Архимед – 21
2. Пифагор-19
3. Эвклид
4. Аристотель-14
5. Декарт-10
6. Ньютон – 9
1. Равномерное 19
2. Неравномерное 17
3. Прямолинейное 16
4. Криволинейное 13
5. По окружности 9
6. Равноускоренное 7
1. Римская 25
2. Арабская 20
3. Двоичная 15
4. Алфавитная 8
5. Индийская 6
6. Узелковая 2
v Самолет – 28
v Вертолет – 26
v Ракета – 19
v Аэроплан – 13
v Летающая тарелка – 7
v Воздушный шар – 6
v Ковер-самолет – 1
v Четырехугольник – 30
v Квадрат – 26
v Прямоугольник – 21
v Ромб – 10
v Параллелограмм -7
v Трапеция – 5
v Многоугольник -3
v Всемирного тяготения -34
v Тяжести – 28
v Трения-23
v Архимеда – 8
v Упругости-6
v Вес – 1
v Линейная – 30
v Прямая пропорц. – 25
v Обратная пропорц. – 20
v Квадратичная– 10
v Кубическая – 8
v У=√Х – 4
v Тригонометрическая -3
v Секунда-34
v Минута-18
v Час-16
v Мгновение-9
v Сутки-7
v Год-6
v Месяц-2
v Очки-17
v Линза-15
v Микроскоп-14
v Телескоп-13
v Бинокль-12
v Монокль-10
v Лупа-8
v Диапроектор-6
1. линейка – 15
2. циркуль – 30
3. транспортир – 60
4. рейсшина – 120
5. скафис – 180
6. астролябия -240
Н. В. Павлова, МОУ ООШ №3, г. Камешково, Владимирская область
Метки: Физика