Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Линзы. 8класс. Урок получения новых знаний

Линзы. 8класс. Урок получения новых знаний

Цели: дать понятие о различных видах линз, изучить оптические свойства вогнутых и выпуклых линз и изложить геометрические способы построения изображений в линзах; ввести основные виды линз, их основные элементы, характерные лучи; обратить внимание учеников на практическое применение линз в основе устройства оптических приборов(телескопов, микроскопов, фотоаппаратов, кинопроекторов, бинокля, очков, глаза, мультимедиапроектора и т. д. ); привить самостоятельность в поиске новых знаний.

Оборудование: телескоп, микроскоп, фотоаппарат, кинокамера, мультимедиапроектор, очки, модель глаза и т. д. ,

Раздаточный материал: линзы на стойках

Демонстрационные опыты:

Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы «Школьный физический эксперимент». «Геометрическая оптика» Часть2.

Опыт №6. Ход лучей в собирающей линзе.

Опыт №2. Определение фокусного расстояния собирающей линзы.

Опыт №3. Зависимость фокусного расстояния линзы от кривизны поверхности линзы.

Опыт №4. Собирающее и рассеивающее действие выпуклых линз.

Опыт №5. Рассеивающее и собирающее действие вогнутых линз.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Проверочный диктант

1. 1. Угол падения – это угол между …

1. 2. Угол преломления – это угол между…

2. 1. Если световой пучок проходит из оптически более плотной среды в менее плотную, то…

2. 2. Если световой пучок проходит из оптически менее плотной среды в более плотную, то…

3. 1. Угол между падающим лучом и отраженным 600. Чему равен угол падения?

3. 2. Угол меду отражающей поверхностью и отраженным лучом 300. Чему равен угол падения?

Собираю работы и по вопросам приведенным в диктанте провожу фронтальную беседу.

2. Мотивация к изучению новой темы.

На столе лежат ряд оптических приборов: фотоаппарат, телескоп, мультимедиапроектор, бинокль, телескоп, микроскоп, очки, фотоувеличитель, модель глаза.

Поочередно ребятам демонстрирую каждый прибор, комментируя вместе с учащимися их значение в нашей жизни (показываю слайды с фотографиями космических объектов).

Обобщая ответы ребят, обращаю их внимание на то, что в основе устройства всех приборов используются линзы и зеркала. Делаем вывод: (записи в тетрадях) приборы, в основе устройства которых используются линзы и зеркала называются оптическими приборами. Отмечаю, что на сегодняшнем уроке будем вести разговор о линзах. Называю цели урока и записываем тему урока в тетрадях.

3. Изучение новой темы.

Изучение новой темы начинаю с вопроса: что такое линзы?

На столах у ребят линзы на стойках. Ребята смотря внимательно и вводят понятие линзы.

Записи в тетрадях: линзы – это прозрачные тела, ограниченные двумя сферическими поверхностями.

Вновь ребятам задаю вопрос: линзы на столах у вас одинаковые или чем-то отличаются?

Ребята разглядывают линзы и делают вывод: линзы отличаются формой сферических поверхностей.

Обобщая ответы ребят, отмечаю, что в зависимости от формы кривизны поверхностей, линзы бывают вогнутые и выпуклые.

Продолжая объяснение темы отмечаю, что выпуклые линзы делятся на двояковыпуклые, плосковыпуклые, вогнутовыпуклые; вогнутые линзы бывают двояковогнутые, плосковогнутые и выпукловогнутые. ( линзы схематично изображаю на доске, а ребята изображают в тетрадях ).

Обращаясь к ребятам, задаю вопрос: чем внешне еще отличаются линзы ?

Посмотрите внимательно еще раз.

Обобщая ответы ребят, отмечаю, что у выпуклых линз середина толще, чем края, а у вогнутых линз середина тоньше, чем края.

Рассмотрим ход лучей в линзе (на примере выпуклой линзы).

Воспроизвожу опыт №6 «Ход лучей в собирающей линзе»

Ребята делают выводы. Вводим характеристики линзы (записи в тетрадях).

1)Фокус – это точка, где собираются пучки при выходе из линзы.

2) У линзы два фокуса равноудаленные от линзы.

3) Оптический центр линзы – это точка внутри линзы, при прохождении через которую лучи не преломляются.

Воспроизвожу опыт №2 «Определение фокусного расстояния».

Ребята делают вывод . Вводим понятие фокусного расстояния (записи в тетрадях).

Вывод: фокусное расстояние – это расстояние от линзы до фокуса.

Ребятам задаю вопрос: от чего зависит фокусное расстояние?

Воспроизвожу опыт №3 «Зависимость фокусного расстояния от кривизны поверхности линзы»

Ввожу понятие оптической силы линзы.

Оптическая сила линзы – это обратное значение фокусного расстояния.

D=1/F, где D – оптическая сила линзы , F – фокусное расстояние.

Ввожу единицы измерения оптической силы линзы:

[D]=[1/м]=[дптр]

Отмечаю, что оптическая сила выпуклой линзы выражается числом положительным, а вогнутой – отрицательным.

Задаю ребятам вопрос: как зависит оптическая сила линзы от фокусного расстояния?

Обобщая ответы ребят отмечаю, что чем меньше фокусное расстояние, тем линза сильнее преломляет лучи, т. е. оптическая сила линзы будет больше.

3. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа .

Вопросы для беседы.

1)О чем узнали сегодня на уроке?

2) Какие линзы бывают?

3) Что такое фокус линзы?

4) Что такое фокусное расстояние линзы?

5) Что такое оптический центр линзы?

6) Что такое оптическая сила линзы?

7) Какое действие оказывает выпуклая линза: рассеивающее или собирающее?

8) Какое действие оказывает вогнутая линза: рассеивающее или собирающее?

По ходу ответа на последние два вопроса, воспроизвожу опыты: опыт №4 «Собирающее и рассеивающее действие выпуклых линз» и опыт №5 «Рассеивающее и собирающее действие вогнутых линз».

Обобщая ответы ребят, делаем вывод: вогнутые и выпуклые линзы оказывают как рассеивающее так и собирающее действие.

2. Выполнение разноуровневых тестов.

4. Рефлексия.

Ребята отвечают на вопросы на листочках.

1) Все ли было понятно и доступно на уроке?

2)Как бы ты оценил свою деятельность на уроке?

3)Кому из своих одноклассников ты хотел бы поставить «5» за урок?

5. Домашнее задание: §66, упр. 33

Н. Д. Ахметова, МОУ "Ялгинская СОШ", г. Саранск

Метки: Физика